Top.Mail.Ru

Сбор персональных данных из социальных сетей – мнение суда

Размещая информацию о себе в социальных сетях, не все люди понимают, что она может быть использована для составления их профиля. Это широко распространенный метод сбора и анализа информации о людях и организациях, и сбором такой информации о своих клиентах и контрагентах сейчас не занимается только ленивый. Суровая правда жизни в том, что тот, кто не проверяет таким образом своих потенциальных сотрудников, клиентов и контрагентов, на деле не проявляет должной деловой осмотрительности. Те, кто похитрее, стараются поменьше говорить на публику об этом, и по возможности не произносить слова «персональные данные». Т.к. сбор информации о гражданах неизбежно влечет за собой проблему законности подобных действий.

Сбором и обработкой такой информации активно занималось и АО «Национальное бюро кредитных историй» («НБКИ»). Когда в августе 2016 года с плановой проверкой к нему пришли сотрудники Управления Роскомнадзора по ЦФО, то они выявили нарушения и выдали предписание об их устранении. Часть из них «НБКИ» попыталось оспорить в суде.

Первым дело № А40-5250/17 рассмотрел Арбитражный суд г. Москвы 05.05.2017 (последующие инстанции были с ним солидарны1). Выводы были сделаны следующие:

  • обработка персональных данных (ПД) допускается, в частности:
    • с согласия человека на обработку его персональных данных – субъекта ПД2,
    • если персональные данные сделаны общедоступными самим субъектом ПД или по его просьбе3;
  • чтобы считать, что ПД о себе человек сделал общедоступными, необходимо выполнение 2 условий:
    • персональные данные доступны неопределенному кругу лиц на общедоступном источнике ПД. При этом ст. 8 Закона о ПД содержит определение «общедоступных источников персональных данных»4, но суд посчитал, что соцсети к таковым не относятся;
    • персональные данные предоставлены непосредственно самим субъектом. Но без письменного согласия субъекта ПД на их обработку невозможно однозначно утверждать, что они предоставлены именно им.

В результате сбор и обработка данных из соцсетей «ВКонтакте», «Одноклассники», «МойМир», «Instragram», «Twitter» и интернет-порталов «Авито», «Авто.ру» о клиентах и потенциальных клиентах финансовых организаций «Национальным бюро кредитных историй» были признаны нарушениями ч. 3 ст. 22 и п. 1 ч. 1 ст. 6 Закона о ПД.

Сноски 4

  1. Девятый арбитражный апелляционный суд 27.07.2017, Арбитражный суд Московского округа 09.11.2017 и Судья ВС РФ 29.01.2018 (определение № 305-КГ17-21291), когда отказала в передаче кассационной жалобы для рассмотрения ВС РФ. Вернуться назад
  2. Пункт 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (да- лее – Закон о ПД). Вернуться назад
  3. Пункт 10 ч. 1 ст. 6 Закона о ПД. Вернуться назад
  4. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о ПД могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в т.ч. справочники, адресные книги). В них с письменного согласия субъекта ПД могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные ПД, сообщаемые субъектом ПД. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Работа с факсимиле: где можно использовать, как документировать легитимность, риски

В этом номере журнала подробный разбор практики работы с факсимиле начинаем с выяснения допустимой сферы применения этого способа подписания документов. В каком случае это возможно для инвалидов по зрению? Как все остальные должны договариваться об уместности факсимиле на их документах? Что делать, если соглашение об этом с контрагентом не подписано, а факсимиле уже вовсю используется? Как и когда составлять такие соглашения? Как данную договоренность можно сразу отразить в заключаемом договоре? И наоборот – как в нем можно сформулировать запрет на использование сторонами факсимиле? Что делать, если вы получили документ-оферту или акцепт, подписанный факсимиле? Каковы особенности в сфере госзакупок? Отвечаем на перечисленные вопросы, основываясь на судебной практике и показывая образцы документов и их ключевых формулировок.

Как вывести дела долговременного хранения из описи постоянного хранения № 1

Прошу помощи экспертов в разъяснении ситуации в области архивного хранения документов на предприятии, которое не является источником комплектования госархива. До 2018 года в сводную опись постоянного срока хранения включали дела долговременного срока. Подскажите, пожалуйста, как грамотно перевести номера дел долговременного срока из описи постоянного срока № 1. Учитывая, что номера дел начнутся, видимо, уже в новой описи дел долговременного срока № 3.

Уничтожение электронных копий документов в СЭД: ответы на вопросы

При уничтожении бумажных оригиналов обязательно ли одновременно уничтожать их электронные копии в СЭД и резервных базах данных? Как это документально оформить? Как в номенклатуре дел можно отражать такие связанные между собой группы документов? Предлагаем ответы на эти вопросы.

Кавычки в названии организации – цена ошибки

Сначала объясняем правила употребления кавычек в наименовании организации и в текстах документов. А потом приводим примеры из судебной практики, которые наглядно демонстрируют, чем оборачиваются ошибки в кавычках (прежде всего, в названии организации) в договорах, печатях, платежках, вывесках и рекламных текстах, при госзакупках.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.