Верховный Суд разъяснил вопросы труда работников, нанятых микропредприятиями

Опубликовано постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2018 № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей – физических лиц и у работодателей – субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям».

В документе затронуто множество вопросов. В частности:

  • сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора;
  • основания возникновения трудовых отношений и порядок их оформления;
  • особенности регулирования трудовых отношений работников, трудящихся у работодателей – физлиц и микропредприятий.

Пленум ВС РФ отметил, что суд должен внимательно подойти к оценке уважительности пропущенного срока. Например, об этом может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением в прокуратуру и (или) в трудовую инспекцию. И тогда у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.

Особое внимание в документе уделено вопросам оформления трудовых отношений, в том числе – признанию трудовыми неоформленных отношений. Суд порекомендовал при разрешении споров о признании отношений трудовыми исходить не только из наличия (или отсутствия) каких-либо формализованных актов (гражданско-правовых договоров, штатного расписания и пр.). Но и устанавливать, имелись ли в действительности признаки трудовых отношений и трудового договора, был ли фактический допуск работника к выполнению трудовой функции.

К характерным признакам трудовых отношений Пленум ВС РФ относит:

  • достижение сторонами соглашения о личном выполнении работником определенной, заранее обусловленной трудовой функции в интересах, под контролем и управлением работодателя;
  • подчинение работника действующим у работодателя правилам внутреннего трудового распорядка, графику работы (сменности);
  • обеспечение работодателем условий труда;
  • выполнение работником трудовой функции за плату;
  • выполнение работы только по определенной специальности, квалификации или должности;
  • наличие дополнительных гарантий работнику, установленных законами, иными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения;
  • выполнение сотрудником работы в соответствии с указаниями работодателя;
  • интегрированность работника в организационную структуру работодателя;
  • признание работодателем таких прав работника, как еженедельные выходные дни и ежегодный отпуск;
  • оплата работодателем расходов, связанных с поездками работника в целях выполнения работы;
  • осуществление периодических выплат работнику, которые являются для него единственным и (или) основным источником доходов;
  • предоставление инструментов, материалов и механизмов работодателем.

К доказательствам наличия трудовых отношений также могут быть отнесены:

1) письменные доказательства:

  • оформленный пропуск на территорию работодателя;
  • журнал регистрации прихода-ухода работников на работу;
  • документы кадровой деятельности работодателя: графики работы (сменности), графики отпусков, документы о направлении работника в командировку, о возложении на работника обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, договор о полной материальной ответственности работника;
  • расчетные листы о начислении заработной платы, ведомости выдачи денежных средств, сведения о перечислении денежных средств на банковскую карту работника;
  • документы хозяйственной деятельности работодателя: заполняемые или подписываемые работником товарные накладные, счета-фактуры, копии кассовых книг о полученной выручке, путевые листы, заявки на перевозку груза, акты о выполненных работах, журнал посетителей, переписка сторон спора, в том числе по электронной почте;
  • документы по охране труда – журнал регистрации и проведения инструктажа на рабочем месте, удостоверения о проверке знаний требований охраны труда, направление работника на медицинский осмотр, акт медицинского осмотра работника, карта специальной оценки условий труда;

2) свидетельские показания, аудио- и видеозаписи и другие.

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

По какой статье уволить временного работника ликвидируемого структурного подразделения?

Ликвидируется структурное подразделение организации. Других структурных подразделений в данной местности у работодателя нет. Работник принят на период декретного отпуска основного работника. По какой статье уволить временного работника, если основной работник не выйдет на работу?

Сколько должен работодатель хранить заключительный акт по медосмотрам?

Какой срок хранения заключительного акта по медосмотрам у работодателя?

Что нужно успеть сделать кадровику до конца года

В конце года кадровые специалисты не только занимаются организацией новогодних корпоративов, но и следят за тем, все ли обязанности выполнил работодатель, в частности утвердил ли график отпусков, номенклатуру дел, издал ли приказ о работе в выходные и нерабочие новогодние праздничные дни, оформил ли план работы и приказ по воинскому учету, проанализировал и подготовил ли кадровые документы к архивному хранению либо уничтожению. Читайте, что должна сделать кадровая служба до конца декабря, со ссылками на полезные материалы, опубликованные в нашем журнале, благодаря которым вы узнаете об ошибках работодателей, получите необходимые рекомендации и образцы юридически выверенных документов.

Военные сборы: как оформить и возместить расходы за счет военкомата?

Рассказываем, какие обязанности накладывает на работодателя призыв работника на военные сборы. Что именно должен сделать работодатель, в какие сроки, какие документы оформить, как и когда оплатить это время, а также как в последующем возместить расходы за счет военного комиссариата. В частности, объясняем, какие дни брать в расчет – календарные или рабочие, нужно ли дождаться предоставления от работника справки, подтверждающей прохождение им военных сборов, или выплачивать средний заработок в дни, установленные в организации для выплаты заработной платы, а также почему на практике возникают сложности с возмещением среднего заработка, когда на военные сборы призывают работника – студента военного вуза. Приводим образцы приказа об освобождении работника от работы на период военных сборов, табеля учета рабочего времени (фрагмент) и заявления в военкомат с просьбой компенсировать затраты, понесенные работодателем на выплату среднего заработка за период нахождения работника на военных сборах.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.