Top.Mail.Ru

Переходный период для электронной подписи в 2022 году

В № 12’ 2021 мы предупреждали читателей об изменении планов Правительства РФ о начале действия новых правил использования усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП) всеми сотрудниками организаций, кроме гендиректора. И вот обещанный переходный период успели узаконить в последний рабочий день уходящего года – 30.12.20211.

Ранее предполагалось, что новые положения полностью вступят в силу с 1 января 2022 года, однако старт действия некоторых норм был перенесен на 1 марта 2022 года. Это коснулось использования электронных подписей физических лиц и доверенностей, позволяющих их использовать в деловой деятельности.

Одновременно законом определен порядок использования электронных подписей в 2022 году. Главная идея – возможность использования в этот переходный период ранее существовавшей практики и усиленных электронных подписей, квалифицированные сертификаты которых выпущены удостоверяющим центром, получившим аккредитацию после 1 июля 2020 года. Переходный период закончится 31.12.2022.

Итак, в 2022 году:

  • В случае использования УКЭП при участии в правоотношениях юридических лиц, индивидуальных предпринимателей квалифицированный сертификат должен быть выдан не позднее 31.12.2021 и в нем может быть указано в качестве его владельца физическое лицо, действующее от имени юридического лица без доверенности или являющееся ИП;
  • Представление доверенности в электронной форме в машиночитаемом виде не требуется, если:
    • от имени юридического лица действует лицо, являющееся его представителем, и для подписания электронного документа применяется УКЭП юридического лица с указанием в качестве владельца физического лица или юридического лица;
    • от имени кредитной организации, оператора платежной системы, некредитной финансовой организации действует представитель по доверенности, и для подписания электронного документа применяется УКЭП юридического лица с указанием в качестве владельца физического лица, являющегося их представителем;
    • для подписания электронного документа допускается применение УКЭП представителя ИП.

Выданные квалифицированные сертификаты должны иметь срок действия не позднее 31.12.2022. Если они имеют срок действия после 31.12.2022, то все равно будут действовать только до этой даты.

Часть подзаконных актов, необходимых для применения ЭП, до сих пор не утверждена, пришлось вносить изменения и в порядок их вступления в силу.

Таким образом, в 2022 году мы будем существовать в режиме «двоевластия». Пока не появится полный комплект нормативных правовых актов, организации вряд ли смогут определиться, как им лучше организовать переход на новый порядок использования электронных подписей. В общем, будет весело!

Сноски 1

  1. Федеральный закон от 30.12.2021 №443-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» уточнил сроки вступления в силу законодательных норм, связанных с изменением использования электронных подписей в системе государственного управления и деловой деятельности, которые были введены Федеральным законом от 27.12.2019 № 476-ФЗ. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание! Стартовала скидка
на 1-е полугодие 2023 г.

Успейте воспользоваться!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Бланк письма для переписки с иностранцами

Мы составляем исходящие письма на иностранном (английском) языке, в т.ч. гарантийные письма. У нашей организации утвержден отдельный бланк для писем на английском языке, отдельный бланк на русском, а не на двух языках одновременно, как говорится в п. 6.8 ГОСТ Р 7.0.97-2016. Существуют ли требования относительно оформления таких писем, ведь в наших ЛНА они отдельно не закреплены? Как верно указать дату письма на «иностранном» бланке: April 28, 2022 вместо 28.04.2022?

В какое дело подшивать письмо-оферту или акцепт?

Если договор заключен путем обмена письмами (оферта и акцепт), то в какое дело их подшивать: в дело с договорами или в дело с перепиской? Как подшивать эти документы, наверное вместе – копию своего исходящего письма и оригинал полученного?

Опыт внедрения организацией сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»

Подробно описан опыт Отделения ПФР по Тверской области по внедрению сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»: как заключить договор, что и кому придется делать, кому можно направить документы электронно через этот сервис. Как определить видовой состав и объемы пересылаемых электронно документов (простыми и заказными отправлениями), как на основе этих данных рассчитать бюджет проекта, на чем можно сэкономить. Как формировать пакеты документов и реестры для отправки, какую отчетность по результатам отправки вы получите. Как лучше внедрять новый проект постепенно (чтобы не рисковать).

Акты для фиксации проблем в полученной корреспонденции

Показываем примеры оформления 5 актов: о получении ошибочно направленной корреспонденции, о получении почтового отправления с поврежденной упаковкой, об отсутствии вложения в конверте, об отсутствии заявленного приложения, о получении дефектного факсимильного сообщения. Отмечаем, в каких ситуациях и в скольких экземплярах они составляются, где и сколько хранятся.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?