Да, отличаются своим основным содержанием, а не формой. А формировать дела с приказами необходимо в соответствии с номенклатурой дел, при разработке которой вы определяете значимость приказов для деятельности организации и проводите экспертизу ценности. Но окончательный ответ на вопрос может дать анализ направлений деятельности вашей организации, который проведете вы сами.
Главными признаками-основаниями для классификации приказов являются цель их создания и вопрос/направление деятельности организации. Таким же основным признаком в настоящее время становится и срок хранения. По таким основаниям приказы классифицируются следующим образом (сроки хранения определены по типовому Перечню 2019 года):
Таблица 1. Основная классификация приказов и их сроки хранения
На основе анализа классификатора направлений деятельности вашей организации рекомендуем выявить роль и место системы охраны труда в системе управления, т.к. на производственном предприятии или в исследовательской организации эта система является самостоятельной и одной из важнейших на вредных и опасных участках и производствах. Функцию охраны труда и техники безопасности в оперативном и контрольном режиме в этом случае выполняет специально созданное структурное подразделение, в котором работают специалисты с профильным образованием и необходимой квалификацией. Соответственно, в номенклатуре дел организации выделяется специальный раздел, в качестве названия которого используется его наименование, например: Управление охраны труда и техники безопасности. Документы, образующиеся в деятельности данной службы, систематизируется по делам, некоторые из которых имеют долговременный (свыше 10 лет) или даже постоянный срок хранения. Приказы по охране труда в этом случае лучше выделить в самостоятельный документопоток и формировать в самостоятельное дело (даже если дело будет переходящим).
Срок хранения приказов по охране труда и технике безопасности может установить экспертная комиссия организации при наличии вредных и опасных условий труда, по «старшему сроку», руководствуясь по аналогии статьями 411, 414, 426 типового Перечня 2019 года. Необходимо также использовать соответствующий ведомственный перечень документов вашей отрасли со сроками хранения (действующие ведомственные перечни публикуются на сайте Росархива). Таким образом, срок хранения этих приказов может быть:
-
постоянным либо
- 50 или 75 лет ЭПК.
При централизованном издании приказов всех разновидностей в едином документопотоке обычно приказы по охране труда и технике безопасности формируются:
- подлинники в Управлении делами – срок хранения постоянный или 50 лет ЭК (его определяет экспертная комиссия организации);
- копии в Управлении охраны труда и техники безопасности – срок хранения до минования надобности.
При издании приказов по охране труда в составе самостоятельного документопотока можно предусмотреть:
- формирование подлинников в дела Управления охраны труда и техники безопасности – срок хранения постоянный либо 50 или 75 лет ЭК;
- копии будут в Управлении делами – до минования надобности.
При реализации иных видов деятельности и при отсутствии вредных и опасных условий труда функция организации охраны труда и техники безопасности реализуется в более простом режиме, когда создается небольшой по численности отдел или назначается отдельный специалист (инженер по охране труда и технике безопасности с профильным образованием). Приказы по охране труда в этом случае могут быть включены в общий документопоток приказов по административно-хозяйственной деятельности со сроком хранения 5 лет.
Посоветуйтесь с вашими специалистами в области охраны труда, выявите объем создаваемых документов по данной функции. Изучите также подраздел 7.3 «Охрана труда» типового Перечня 2019 года, проанализируйте, документы каких сроков хранения образуются в вашей деятельности, чтобы принять решение о возможности выделения самостоятельного документопотока приказов по охране труда.
При всех условиях организации системы охраны труда и техники безопасности приказы по основной деятельности и приказы по охране труда рекомендуем формировать в разные дела в зависимости от их значимости для системы управления и нормативных сроков хранения. Кроме того, отдельное дело удобно демонстрировать представителям уполномоченных органов при проведении проверок.