Новая нормативная база для использования машиночитаемых доверенностей при применении квалифицированных электронных подписей

В самом конце прошлого года стало ясно, что не успевают разработать подзаконную нормативную базу для полноценного запуска новой технологии: применение машиночитаемых доверенностей (МЧД) при использовании усиленных квалифицированных электронных подписей (УКЭП) физлиц для рабочих целей. Поэтому вступление соответствующих норм закона «Об электронной подписи» в полную силу перенесли на 1 января 2023 года, а 2022 год сделали переходным:

  • кто может, работает с МЧД,
  • кто не может, работает по старинке.

Новые постановления Правительства РФ были утверждены в конце февраля 2022 года, но они пока не дают полной картины и понимания того, что требуется от организаций при использовании УКЭП физических лиц и МЧД. Сейчас основные усилия государственных органов направлены на перестройку экономики на «подсанкционные рельсы». Поэтому явная недостаточность утвержденной нормативной базы не удивляет (сейчас иные приоритеты), и, возможно, срок запуска нового порядка работы с электронными подписями опять отложат.

Рекомендуем сейчас не пытаться революционно переходить на новые методы работы с УКЭП и МЧД – по крайней мере, пока не появится полный комплект нормативной базы и методических документов о том, как надо действовать. Тем более что до конца 2022 года объявлен переходный период. Значит, у нас есть время отслеживать изменения и обдумывать их. Как только ситуация «утрясется», планируем представить вам описание сложившейся «картины» и как в ней действовать.

А пока информируем вас о февральской партии подзаконных актов, которые вступили в силу 1 марта 2022 года:

  • Организационно-технические требования к порядку хранения, использования и отмены, указанных в статьях 17.2 и 17.3 Федерального закона «Об электронной подписи» доверенностей (утв. постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 223). Для справки:
    • ст. 17.2 посвящена использованию УКЭП:
      • юридическими лицами, в т.ч. их сотрудниками;
      • лицами, занимающими госдолжности РФ и субъектов РФ;
      • должностными лицами госорганов, органов местного самоуправления и их подведомственных организаций;
      • нотариусами;
    • ст. 17.3 посвящена использованию УКЭП индивидуальными предпринимателями, в т.ч. их сотрудниками;
  • Требования к нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, устанавливающим порядок представления доверенности в предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 17.2 Федерального закона «Об электронной подписи» случае (утв. постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 224). Это касается использования личных УКЭП сотрудниками организаций в рабочих целях;
  • Требования к порядку представления доверенности в предусмотренном пунктом 2 статьи 17.3 Федерального закона «Об электронной подписи» случае (утв. постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 224). Это касается использования личных УКЭП сотрудниками ИП в рабочих целях;
  • Правила представления заинтересованным лицам документа о полномочиях физического лица в случае, предусмотренном частью 2 статьи 17.1 Федерального закона «Об электронной подписи (утв. постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 222). Документом о полномочиях является сертификат, выданный физлицу аккредитованным удостоверяющим центром для использования УКЭП.

Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией
компании «ЭОС», эксперт ИСО, член Международного совета архивов

Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Служебные записки и протоколы как основания к приказам

Все приказы у нас формируются в рамках основной деятельности (в том числе и по личному составу), в констатирующей части упоминаются: – служебные записки (если служебные записки «О работе в выходные дни, сверхурочное время», то они с подписями сотрудников, но есть служебные записки и на производственные темы, не касающиеся персонала); – внутренние протоколы в качестве основания к изданию приказов. Интересует срок хранения указанных оснований. Уместно ли их оформлять в констатирующей части приказа и допустимо ли совместное хранение с приказами.

Можно ли использовать сокращенные наименования в тексте приказов?

На предприятии существует приказ «О присвоении индивидуальных индексов», который включает сокращенные наименования структурных подразделений и должностей. Допустимо ли использовать их в текстах приказов нашего предприятия?

Воинский учет: с чего начать?

Воинский учет обязаны вести все организации. Штрафы за нарушения в этой сфере доходят до 500 000 руб. для юрлиц и до 80 000 руб. для должностных лиц. Мы свели в таблицу сведения о том, за что и на сколько могут оштрафовать. Объясняем, как поставить свою организацию на воинский учет: куда обращаться, с каким комплектом документов. Показываем образцы: письма о постановке на учет, карточки учета организации (по форме № 18), приказа об организации воинского учета, плана работы по воинскому учету.

Как назначить ответственного за воинский учет?

Как определить количество ответственных за ведение воинского учета в организации – здесь надо придерживаться нормативов. Кто это может быть.В каком порядке действовать: сначала оформить ответственного на работу и потом предлагать его кандидатуру на согласование в военкомат... или наоборот? Вопрос возникает из-за того, что 2 основных документа по ведению воинского учета в организациях «расходятся во мнении».Показываем возможный алгоритм действий (с вариациями), примеры приказа об организации воинского учета граждан и акта приема-передачи документов по воинскому учету.

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.