Многие организации усилили внимание к вопросам защиты своей информации. В этой связи в локальные нормативные акты (ЛНА) включаются нормы, регулирующие порядок работы с информацией, а также устанавливающие наказания для сотрудников за нарушение этого порядка. Рассмотрим судебное дело, где ключевую роль сыграли формулировки ЛНА, преодолеть которые работник-нарушитель в суде не смог.
Работник СПАО «Ингосстрах» в сентябре 2021 года переслал с корпоративного адреса электронной почты на свой личный почтовый адрес письмо с темой «Продолжение дискриминации», вложив в него скриншот экселевского файла, где были данные о 38 сотрудниках его организации: фамилии, имена, отчества, занимаемые должности и режим работы.
Но у работодателя:
- была установлена информационная система Info Watch, которая по специальным протоколам отслеживала пересылку конфиденциальной информации и персональных данных. Она работала в режиме «копия», т.е. сохраняла все письма в архив с возможностью дальнейшего анализа отправлений, не блокируя их отправку;
- был грамотно составлен ЛНА на этот случай, с которым данный работник был ознакомлен под подпись. Пунктом 3.2 Правил внутреннего трудового распорядка для работников СПАО «Ингосстрах» (версия 9.2.), утвержденных приказом от 29.12.2020 № 495:
- установлен запрет работникам на любую пересылку и копирование рабочей документации, данных, иной информации на электронные адреса, не принадлежащие обществу и/или не проверенные его специальными уполномоченными подразделениями, в т.ч. на личные электронные адреса работников;
-
этот запрет не распространяется на пересылку и копирование рабочей документации, данных, иной информации в процессе взаимодействия с контрагентами, потенциальными контрагентами, судами, компетентными органами, иными организациями и лицами, связанную с исполнением работником своих трудовых обязанностей.
За это работник, получивший выговор, и ухватился – он настаивал на том, что пересылал:
- не сам рабочий документ, а скриншот его фрагмента;
- целью было обращение в суд.
Но это ему не помогло. Логика судьи была следующей:
- скриншот экселевского файла является копией его фрагмента – информация там была ясно видна;
- исключение касается пересылки рабочих документов / информации суду только тогда, когда это действие выполняется в рамках выполнения трудовых обязанностей работника. В данном случае работник сделал это совсем с иной целью. И письмо он направил не в адрес суда, а на свой личный адрес электронной почты;
- работник был ознакомлен под подпись с правилами, которые нарушил. Работодатель реализовал всю процедуру привлечения к дисциплинарной ответственности прежде, чем наложить выговор.
В результате Замоскворецкий районный суд в октябре 2022 года, рассмотрев дело № 02-3286/2022 (УИД 77RS0007-02-2021-021816-91), полностью встал на сторону работодателя и работнику не удалось получить то, чего он хотел: отменить выговор, получить извинения и компенсацию морального вреда. Апелляционная инстанция в марте 2023 года полностью согласилась с выводами первой судебной инстанции.
Наталья Храмцовская,
к.и.н., ведущий эксперт по управлению документацией компании
«ЭОС», эксперт ИСО