Top.Mail.Ru

Можно ли уменьшать срок хранения, указанный в Перечне?

Вопрос
Где прописано (в каком документе и статье), что запрещается изменение сроков хранения по Перечню в сторону уменьшения? Разве нельзя изменить в сторону уменьшения срок хранения дел временного (5 лет) хранения? А если в другом нормативном правовом акте срок хранения отличается от указанного в типовом Перечне в большую или меньшую сторону, то что делать? Сейчас выходит все больше нормативных документов, в которых различные ведомства устанавливают сроки хранения интересующих их документов.
Отвечает

Рассмотрим вопрос в позитивном аспекте. Срок хранения конкретных документов в организации устанавливается в результате комплексной интеллектуально-аналитической работы, которая называется экспертизой ценности. Она проводится на основе:

  • действующего законодательства и нормативных правовых актов министерств и ведомств, в которых одновременно с регламентацией какого-либо конкретного процесса могут устанавливаться особенности его документирования, формы представления документов и сроки их хранения;
  • типовых, ведомственных и иных перечней документов с указанием сроков их хранения, а также типовых и примерных номенклатур дел (разработка примерных номенклатур дел, в которых установленный срок хранения является обязательным для однотипных организаций, – лучшая практика уполномоченных архивных органов в субъектах Российской Федерации).

То есть в процессе экспертизы ценности документов должны одинаково учитываться и правильно применяться все действующие нормативные основы для определения сроков хранения конкретных документов конкретной организации. Если в нескольких источниках сроки хранения отличаются, то лучше выбрать максимальный из них. Если он крайне вам не выгоден, то выбирайте срок хранения, фигурирующий в нормативном документе более высокого уровня. Для решения таких задач и создается экспертная комиссия как совещательный коллегиальный орган при первом руководителе организации, ответственном за документальный фонд.

Любая организация должна обеспечивать архивное хранение документов (ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»). Единая методическая основа обеспечения сохранности архивных документов закреплена в настоящее время Правилами организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526). На сайте Росархива опубликованы и дополнительно изданы в виде брошюры Методические рекомендации по применению данных Правил (М.: ВНИИДАД, 2018), в которых рекомендуем обратить внимание на п. 1.1.1.5 «Определение сроков хранения дел». Данный пункт еще раз подтверждает, что в процессе экспертизы ценности «сроки хранения дел определяются по перечням (типовому, ведомственному или иному) с указанием сроков хранения, по законодательным или иным нормативным правовым актам, по типовой или примерной номенклатуре дел... Установленные сроки хранения документов переносятся в номенклатуру дел без изменений».

Таким образом, нельзя уменьшать даже 5-летний срок хранения видов и категорий документов, если этот срок прямо закреплен в действующем законе, другом нормативном правовом акте или в одном из перечней документов со сроками хранения. А вот увеличивать сроки хранения по сравнению с перечнем возможно, если это увеличение обусловлено значимостью документов для деятельности организации, подтверждено экспертной комиссией и закреплено в протоколе ее заседания.

Что касается правил применения перечней, то обычно они содержатся в указаниях по применению и оформляются как своеобразное введение конкретного перечня. Например, так было сделано в Перечне типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утв. руководителем Росархива 06.10.2000), там содержалась запретительная норма (п. 2.11): «снижение сроков хранения, установленных настоящим Перечнем, запрещается».

В следующем, актуальном Перечне 2010 г.1 указания по применению и, соответственно, какие-либо разрешительные или запретительные нормы не сформулированы. Подразумевается, что профессионально подготовленные сотрудники служб делопроизводства и архивов умеют правильно применять статьи данного Перечня в процессе определения сроков хранения своих документов.

Давно ожидаемый новый типовой Перечень управленческих архивных документов в соответствии с планом работы Росархива должен быть утвержден в текущем 2019 году, а к нему уже будет разработана инструкция по применению.

Сноски 1

  1. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Как в дочернем обществе ввести в действие ЛНА головной организации

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Как писать адрес в реквизите "адресат"?

В ГОСТе Р 7.0.97–2016 нет примера расположения почтового адреса в реквизите «Адресат» при направлении письма в организацию. Указывается только, что в состав реквизита может входить почтовый адрес. Где конкретно он располагается, устанавливает организация-автор документа? Какая схема правильная: — название организации – должность и Ф.И.О. адресата – почтовый адрес или — название организации – ее почтовый адрес – ниже должность и Ф.И.О. лица, которому адресовано письмо?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?