Top.Mail.Ru
Вопрос
Как оформить несогласие с решением, принятым на заседании (особое мнение к протоколу)?
Отвечает

В аспекте оформления документов ответ на этот вопрос дают Методические рекомендации по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016:

Фрагмент документа

Пункт 5.7 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (утв. приказом Росстандарта от 08.12.2016 № 2004-ст)

5.7. …Если один из участников заседания не согласен с решением, он может представить особое мнение по принятому решению. Оно излагается на отдельном листе и присоединяется к протоколу. В этом случае в протоколе после записи соответствующего решения делается запись: «Особое мнение Петрова А.П. прилагается»…

Например, при оформлении соответствующего пункта решения в протоколе, как правило после зафиксированных итогов голосования, необходимо указать:

Пример 1. Наличие особого мнения в виде приложения фиксируется в тексте протокола

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0. Особое мнение заместителя председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрова А.П. прилагается.

Заметьте, что решения коллегиальных органов сначала разрабатываются и предварительно согласовываются, а на заседании всесторонне обсуждаются за счет вопросов, ответов и выступлений присутствующих на заседании. Решение уточняется и конкретизируется с учетом хода обсуждения, при наличии существенных разногласий и противоречий оно может быть сформулировано на заседании практически заново. И решение в новой формулировке выносит на голосование председатель (руководитель) органа коллегиального управления или председательствующий на заседании. Решения обычно принимаются большинством голосов. В формулировке, за которую проголосовало большинство членов коллегиального органа, оно и будет исполняться. Но особое мнение голосовавшего против или воздержавшегося (одного или нескольких членов коллегиального органа) должно быть заявлено и сформулировано непосредственно на заседании, причем оно может быть сразу включено в текст протокола в краткой форме – как показано в Примере 2.

Если у члена коллегиального органа по конкретному решению на заседании выявились возражения, он их обосновывает и в рамках своих полномочий настаивает, что его особая позиция должна быть зафиксирована, то в проекте (черновике) протокола, который ведется секретарем непосредственно на заседании, делается иная запись – о дате его представления в письменном виде (Пример 3). Как правило, оно представляется на следующий день после заседания, поскольку протокол как официальный документ оформляется в течение 1-3 дней с даты заседания.

В этом случае особое мнение члена коллегиального органа подписывается автором и оформляется как составная часть протокола, но не в свободной форме, а с учетом требований к оформлению документов, которые закреплены Инструкцией по делопроизводству организации (с наименованиями коллегиального органа-автора, вида документа, заголовком, подписью, датой). И если оно оформляется на отдельном листе, то продольное расположение реквизитов считается предпочтительным – см. Пример 4.

Секретарь заседания, получив составленное и подписанное особое мнение, оформляет соответствующую отметку в оригинале протокола (как предусматривает п. 5.7 Методических рекомендаций по применению ГОСТ Р 7.0.97-2016), но обязательно с указанием статуса члена коллегиального органа и его должности, например: «Особое мнение члена правления, директора финансового департамента Голицина В.А. прилагается» (еще см. Пример 1).

Пример 2. Особое мнение излагается прямо в тексте протокола

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0.

Особое мнение заместителя председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрова А.П.: «В IV квартале, когда необходимо сосредоточиться на выполнении производственного и финансового планов, считаю неправильным изменять схему организационной структуры. В крайнем случае, схему и новое штатное расписание необходимо вводить с I квартала 2020 г.».

Пример 3. В проекте (черновике) протокола упоминается наличие особого мнения и дата его представления в письменном виде

3. ПОСТАНОВИЛИ:

3.1. Утвердить схему организационной структуры и штатное расписание АО «Контур» на IV квартал 2019 г. «За» – 8, «против» – 1, «воздержались» – 0.

Заместителю председателя правления по производственно-технологическим вопросам Петрову А.П. представить особое мнение к 24.09.2019.

Пример 4. Особое мнение к протоколу на отдельном листе

В управленческом аспекте, конечно, ситуаций «несогласия» практически быть не должно, если в организации разработан регламент работы соответствующих коллегиальных органов, в которых, как правило, основное внимание уделяется вопросам подготовки и согласования проектов решений. На этапах разработки и согласования проектов, как правило, «снимаются» все возражения, а особые мнения и позиции сначала формулируются в служебных записках или электронных сообщениях, обсуждаются на личных встречах, а потом находят отражение в окончательной и согласованной формулировке проекта решения. Тщательная разработка проекта решения, его обоснование и согласование на всех предварительных этапах подготовки к заседанию обеспечивает точность, конкретность и исполняемость решений, которые принимают члены коллегиального органа.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Виктория В.
06.02.2023, 12:03

Добрый день!
Подскажите,пожалуйста, есть правила регистрации протокола ? Он должен регистрироваться день в день или можно его регистрировать позже в СЭД .

Рекомендовано для вас

Регистрация исходящих документов задним числом возможна?

Не могу найти ответа на следующий вопрос: — возможна ли регистрация исходящих документов «задним» числом и — как корректно проставлять номер в таком случае, через «/» или не нарушать порядковость номеров? При выгрузке внутренней описи из СЭД это станет заметно. Знаю также, что при аудиторской проверке номера с «/» не приветствуются. Скажите, как правильно?

Как в дочернем обществе ввести в действие ЛНА головной организации

Должно ли дочернее общество руководствоваться внутренними актами (положениями, регламентами) органов управления основного общества?

Что в названии ЛНА можно написать с большой буквы?

Просим дать разъяснения, как правильно писать название документа, в котором содержится наименование структурного подразделения. Например, Руководство по качеству экологической лаборатории РК-ХХ.ХХ.ХХ-2024: — слово «Руководство» допускается писать с прописной или строчной буквы? — словосочетание «экологическая лаборатория» нужно писать с прописной или строчной буквы? В данном случае экологическая лаборатория является самостоятельным структурным подразделением организации.

Как писать адрес в реквизите "адресат"?

В ГОСТе Р 7.0.97–2016 нет примера расположения почтового адреса в реквизите «Адресат» при направлении письма в организацию. Указывается только, что в состав реквизита может входить почтовый адрес. Где конкретно он располагается, устанавливает организация-автор документа? Какая схема правильная: — название организации – должность и Ф.И.О. адресата – почтовый адрес или — название организации – ее почтовый адрес – ниже должность и Ф.И.О. лица, которому адресовано письмо?

Когда названия документов писать с большой буквы и брать ли в кавычки?

Когда в преамбуле и по тексту договора стоит писать названия видов документов («Договор», «Устав», «Доверенность») с большой буквы? Так многие делают, почему? Когда наименования видов документов стоит оформлять с большой буквы и когда с маленькой, например, «Инструкция по делопроизводству» или «инструкция по делопроизводству», «Положение о…» или «положение о…»? Когда их брать в кавычки, а когда нет? Есть какая-то логика или можно писать как угодно?

Как оформить документ ДСП: «обычный» и в области обороны

Можно ли у Вас получить пример оформления документов ДСП в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.11.2021 № 2052? В частности, несекретных сопроводительных писем с документами ДСП в приложении.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис?

Подскажите, пожалуйста, как правильно в деловой переписке сокращать двойные имена и двойные отчества адресата, написанные через дефис, например, Хож-Ахмед Султанович, Халимат Абрек-Зауровна?