Top.Mail.Ru

Какие описи объединенного архива согласовываются с экспертной комиссией организации? Всего 20 источников комплектования

Вопрос
В организации имеется объединенный архив. Какие описи архива согласовываются с экспертной комиссией организации? Всего 20 источников комплектования, в них входит 19 учреждений и управление.
Отвечает

Вопрос задан в общей форме, поэтому ответ будет схематичным.

Объединенный архив организации (объединенный ведомственный), действительно, должен хранить документы нескольких учреждений, входящих в структуру одной организации (одного холдинга), которые связаны между собой или какой-либо соподчиненностью, или профилем деятельности, или особенностями корпоративного управления. Предположим, что объединенный архив хранит объединенный архивный фонд, т.е. фонд, сформированный из архивных документов 19 учреждений (самостоятельных юридических лиц?) и 1 управления (статус неизвестен).

В любом случае необходимо следовать Правилам работы архивов организаций1. Документы, вошедшие в состав объединенного архивного фонда, должны быть систематизированы по значимости фондообразователей (п. 2.12). Объединенные архивные фонды учитываются на общих основаниях (п. 3.8), объединенный архив всей организации ведет необходимые учетные документы и, прежде всего, относящиеся к основному составу научно-справочного аппарата архива (п. 3.5).

Обратите внимание и на п. 5.5 Правил работы архивов организаций. По видам описей в объединенный архив должны передаваться по каждому учреждению раздельно описи дел, документов:

  • постоянного срока хранения;
  • временных (свыше 10 лет) сроков хранения (могут и отсутствовать, т.к. такой срок хранения имеют в основном документы по личному составу, которые вносятся в самостоятельную опись);
  • по личному составу;
  • специальных, характерных для деятельности данной организации (научные отчеты по темам, научно-техническая документация по проектам и стадиям разработки изделий или объектов, судебные дела и т.п.).

На практике должны передаваться при их наличии отдельные описи:

  • электронных дел, документов постоянного хранения;
  • электронных дел, документов временных (свыше 10 лет) сроков хранения;
  • электронных копий документов постоянного хранения фонда пользования;
  • электронных копий документов по личному составу фонда пользования.

Каждый из этих видов описей должен быть подписан руководителем учреждения, передающего архивные документы (по примеру Приложения № 23 к Правилам работы архивов организаций).

На основании годовых разделов соответствующих видов описей, полученных от учреждений (один экземпляр – обязательно в электронной форме), объединенный архив составляет годовые разделы сводных описей, в которых названиями разделов являются наименования учреждений – источников комплектования.

Таким образом, на заседание ЭК организации (если не образована ЦЭК, не созданы ЭК в учреждениях, этапы и порядок проведения экспертизы ценности специально не регламентированы в организации) объединенный архив представляет:

  • годовые разделы сводных описей дел постоянного срока хранения;
  • годовые разделы сводных описей дел временного (свыше 10 лет) срока хранения (при их наличии);
  • годовые разделы сводных описей дел по личному составу;
  • годовые разделы сводных описей специальных дел в соответствии с профилем деятельности организации (при их наличии).

Правила работы архивов организаций ничего не говорят о необходимости согласовывать с ЭК описи электронных документов и дел и описи электронных копий документов фондов пользования, но представляется, что они также должны согласовываться с ЭК организации, которая заинтересована в обеспечении максимально эффективного использования документов за счет формирования фонда пользования как части объединенного архивного фонда.

На заседание ЭК объединенный архив может также представлять переработанные и аннотированные описи дел, документов, уже находящихся на архивном хранении, а также акты о выделении к уничтожению архивных документов в связи с истечением сроков их хранения.

Рекомендуем также прочесть Положение о вашем объединенном архиве и на его основании проверить, какие виды описей и актов архив должен представлять на рассмотрение (согласование или утверждение) ЭК организации. А заодно и проверьте, актуализировалось ли положение об ЭК на основании Примерного положения об экспертной комиссии организации, утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 43.

Сноски 1

  1. Имеются в виду Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, утв. приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Комментарий специалиста к нововведениям Правил для архивов организаций 2023 года (часть 2)

Продолжаем комментировать отдельные положения «Правил организации хранения, комплектования, учета и использования... архивных документов... в... организациях», утвержденных Росархивом в 2023 г. Разбираемся в сложных и неоднозначных положениях правил – предупреждаем, где применять их надо особенно внимательно. Из второй части статьи, которая публикуется в этом номере журнала, вы узнаете об изменениях в расчете площади архивохранилища, необходимой для размещения архивных документов; о разрешенных к использованию лампах; об упущениях в назначении периодичности проверок наличия и состояния документов с ограниченным доступом; об изменении состава обязательных и вспомогательных учетных документов архива; почему формы документов имеют статус «рекомендуемый образец» и как это сказывается на их применении; о нелогичности формы описи электронных документов; о «частичном отказе» новых Правил от понятия «контейнер электронных документов»; о гибридных делах.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

В какой архив должны попадать документы филиалов и представительств

Куда должен передаваться архивный фонд филиалов и представительств? Показываем теорию и практику. Поводом для этой статьи стали вопрос читателя и новое уточнение в Правилах архивов организаций 2023 года (объясняем, как оно коррелируется с положениями иных нормативных документов).

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы

Оформляем акты на уничтожение документов

В каком порядке в структурных подразделениях выявляются документы для уничтожения? Как описать в акте черновики, проекты и лишние экземпляры? Как составить сводный акт по организации о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению? Какие графы таблицы и реквизиты в утвержденной форме акта не нужно заполнять, если ваша организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, а также если к уничтожению выделяются документы подразделений, еще не сданные в архив организации? Факт уничтожения нужно документировать отдельно. Какие варианты оформления при этом возможны?

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.