Top.Mail.Ru

Архив входит в общий отдел. Как составить Положение о нем?

Вопрос
По структуре нашей организации (АО) архив входит в состав общего отдела. Необходимо ли издание отдельного Положения об архиве, если функции прописаны в Положении об общем отделе?
Отвечает

Сейчас государственные органы и органы местного самоуправления обязаны создавать архивы (как отдельные подразделения с соответствующим Положением об архиве), а все остальные организации вправе создать архив. C 11.01.2023 обязанность создания нотариальных архивов появится еще у нотариальных палат субъектов РФ (в ст. 13 появится об этом ч. 3).

Фрагмент документа

Статья 13 «Создание архивов» Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»

1. Государственные органы, органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа, городского округа и внутригородского района обязаны создавать архивы для хранения, комплектования, учета и использования образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов.

2. Организации и граждане вправе создавать архивы в целях хранения образовавшихся в процессе их деятельности архивных документов, в том числе в целях хранения и использования архивных документов, не относящихся к государственной или муниципальной собственности.

Описанная в вопросе структура службы делопроизводства встречается довольно часто, когда в акционерном обществе функции ведения делопроизводства, контроля исполнения и архивного хранения документов рассматриваются как единая комплексная функция документационного обеспечения управления. Данный подход не противоречит действующему законодательству. В соответствии с Законом об архивном деле организации любой организационно-правовой формы:

  • «обязаны обеспечивать сохранность архивных документов, в том числе документов по личному составу, в течение сроков их хранения, установленных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также перечнями документов...»1,
  • а создавать архивы не обязаны, но имеют право2.

Таким образом, архив организации может не создаваться как самостоятельное структурное подразделение, и Положение об архиве как отдельный локальный нормативный акт (ЛНА) организации может отсутствовать.

Правовой статус архива в составе службы делопроизводства (управления делами, общего отдела и т.п.) вполне может быть закреплен в положении о ней, как и вся структура службы и функции других ее подразделений (группы регистрации, контроля, экспедиционной обработки документов и т.п.).

Заметьте, что положения о структурных подразделениях и должностные инструкции работников (как и иные ЛНА) обычно пересматриваются и актуализируются 1 раз в 3-5 лет. Даже если ваше акционерное общество не является источником комплектования государственного или муниципального архива, для проверки соответствия функций архива и их актуализации лучше руководствоваться Примерным положением об архиве организации (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 42).

Обратите внимание, что в вашей ситуации в Положении об общем отделе необходимо отразить закрепленную за ним архивную функцию:

  • профиль архива, т.е. состав комплексов документов, который принимает архив. При этом важно:
    • отразить формирование и хранение фонда пользования, который образуется в основном за счет электронных копий изданных в бумажной форме документов, передаваемых в архив из СЭД и других информационных систем;
    • закрепить хранение учетно-справочного аппарата к документам архива (номенклатура дел, описи дел и т.п.);
    • не забыть о документах организаций-предшественников;
    • закрепить решение вопроса о приеме на хранение (депозитарное, а не архивное) документов временных до 10 лет сроков хранения при наличии свободных площадей в хранилище;
  • классические функции архива, в т.ч.:
    • создание фонда пользования и организация его использования (в акционерных обществах одной из главных становится задача использования архивных документов – ответы на запросы акционеров и т.п.);
    • фонд пользования в настоящее время может формироваться автоматически за счет электронных копий документов и журналов из СЭД, следовательно, функцией архива является также участие в проектах разработки и актуализации информационных систем организации, а в будущем – создание специальной архивной информационной системы;
    • сотрудники архива участвуют в разработке нормативных документов организации по вопросам архивного дела и делопроизводства и оказывают методическую помощь службе делопроизводства в составлении номенклатуры дел, формировании и оформлении дел, а структурным подразделениям – в подготовке дел к передаче на архивное хранение. На практике задача разработки и актуализации номенклатуры дел, к сожалению, очень часто закрепляется за архивом, поэтому рекомендуем согласовать с начальником общего отдела распределение зон ответственности между архивом и другими группами / сотрудниками отдела, а также порядок реализации этой функции методического руководства и помощи;
  • права архива, в числе которых особо отметим право представлять руководству организации предложения по совершенствованию организации хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, реализацию которых необходимо также согласовать с начальником общего отдела.
    Если в штатное расписание общего отдела введена должность заведующего архивом, то пересмотрите и его должностную инструкцию, обратив внимание на возможность делегирования заведующему права подписания архивных копий, выписок и справок в электронном виде электронной подписью определенного вида.

И, наконец, в акционерных обществах все вопросы управления документами часто регламентируются на более высоком уровне – политиками, регламентами и т.п. корпоративными ЛНА, которые, как правило, рассматривает и утверждает совет директоров. Так как в решении вопросов обеспечения сохранности документов участвуют многие сотрудники организации, то дополнительно могут быть разработаны Положение об архивном хранении документов или Регламент взаимодействия структурных подразделений в процессе подготовки документов к архивному хранению и другие ЛНА с закреплением ответственности и показателей оценки (KPI).

Сноски 2

  1. Часть 1 ст. 17 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». Вернуться назад
  2. Там же, ч. 2 ст. 13. Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Как определить вид приказа об утверждении ЛНА

Возникла спорная ситуация с коллегами в части отнесения приказа к производственной или административно-хозяйственной деятельности. Необходимо ввести в действие Положение о порядке предоставления компенсации стоимости проезда работникам организации. В данном случае приказ о введении в действие будет с буквой «а» или «п»? Если исходить из основного вида деятельности организации, то мы – институт, выполняющий проектные и изыскательские работы по объектам транспортного и промышленно-гражданского строительства.

Как сделать Инструкцию по делопроизводству полезной для компании

Конкретные рекомендации по превращению Инструкции по делопроизводству в удобный справочник для сотрудников: как организовать навигацию, оптимальная структура текста, что можно вынести в приложения и памятки, как отразить правила оформления разных видов документов и процессы работы с ними в удобной табличной форме, что включать в альбом (бланки, формы, шаблоны заполнения документов). Примеры оформления 1-й страницы Инструкции с титульным листом и без него.

Гиперссылка как инструмент навигации по нормативным документам организации

Показываем, как создать оглавление в начале локального нормативного акта в виде системы гиперссылок, чтобы пользователи потом, нажимая на нужный раздел, могли сразу «перелетать» на него. Вы сможете установить отдельные гиперссылки внутри вордовского файла на любые его фрагменты, а также настраивать их на внешние ресурсы: файлы, веб-сайты, электронную почту. В каком формате лучше размещать итоговый нормативный документ для использования работниками организации.

Как рассчитать степень загруженности архива для заполнения его паспорта

В предыдущих Правилах работы архивов организаций 2015 года не было методики расчета загруженности архивохранилища. В Правилах 2023 года появился принцип расчета площади архивохранилищ. Мы сделали расчет для одной и той же ситуации по старому алгоритму (при котором практики отталкивались только от фактических данных) и по новому (который базируется на плановом показателе), чтобы вы почувствовали разницу и смогли выбрать свой способ расчета загруженности архивохранилища. Он понадобится не только для представления отчетности в конце года в архивное учреждение (необходимо для источников комплектования), но и для разговора с собственным руководством, когда назревает дефицит свободной площади.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Анализ нормативной базы по делопроизводству в организации – работа над ошибками

Какие локальные нормативные акты организации обычно регламентируют работу с бумажными и электронными оригиналами и копиями документов, в т.ч. в СЭД. Как их анализировать – даем перечень распространенных ошибок, который поможет и вам вычистить их в регламентирующих документах своей организации. Зачем и как конструировать матрицу ответственности и пользовательские инструкции (в дополнение к руководству пользователя СЭД).

Передача документов временному управляющему при процедуре наблюдения в рамках банкротства организации

Какие документы надо передать временному управляющему. Как правильно рассчитать срок в 7 дней (в законе не сказано, рабочие это или календарные дни). Как организовать сбор документов, чтобы уложиться в столь сжатый срок. Что и кому грозит, если вы не успеете. Как заверять копии документов, в т.ч. сшивы. Почему их должны подписывать и руководитель организации, и главбух. Как составить доверенность для делегирования права заверения копий. Как документально оформить передачу затребованных документов.

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 3)

Читайте третью часть подробной статьи в этом номере журнала. Мы на примерах объясняем логику заполнения следующих учетных документов архива организации: список фондов (нужен, если их несколько), лист фонда, реестр описей дел. Вы поймете, как в них отражать различные ситуации: наличие нескольких архивных фондов, смену наименования организации, поступление документов по новым видам сводных описей, а также поступление новых партий документов по следующим годовым разделам ранее заведенных описей дел, получение архивом из подразделений неописанных документов и их последующее упорядочивание с составлением описи силами специалистов архива, переработку ранее полученной описи дел, передачу части документов в архивное учреждение (что актуально для источников комплектования). Мы освещаем наиболее сложные вопросы, в т.ч. и такие, прямых ответов на которые вы не найдете в архивных Правилах 2023 года.