Top.Mail.Ru

Определяем «архивный статус» организации: источник или не источник комплектования

«Архивный статус» организации определяет дальнейшую судьбу ее документов и влияет на срок их хранения. С нашей помощью вы поймете, какие организации являются источниками комплектования государственных, муниципальных архивов, а также получите ответы на целый ряд сопутствующих вопросов. Как быть с документами филиалов и представительств, которые находятся в разных регионах, если их головная организация является источником комплектования гос./муниципального архива? Почему «архивный статус» акционерных обществ непостоянен и что делать в случае его изменения? На какие бесплатные и платные услуги архивного учреждения может рассчитывать организация — источник и не источник комплектования?

Понятие «комплектование»

Термин «комплектование» всем хорошо известен: комплектуются библиотеки, музеи, фонды и т.д. и т.п. Комплектование архивов по сути означает то же самое, но с учетом своей архивной специфики.

Комплектование архива – это систематическое пополнение архива документами Архивного фонда Российской Федерации в соответствии с его профилем и действующим законодательством. Оно включает в себя три основных направления работы:

  • определение источников комплектования архива;
  • определение состава архивных документов, подлежащих приему в архив;
  • соответственно прием – передача архивных документов в архив.

С одной стороны, комплектуются архивы или архивохранилища в составе службы документационного обеспечения управления (ДОУ) в организациях документами своих структурных подразделений, с другой – государственные или муниципальные архивы (музеи, библиотеки, негосударственные хранилища и др.) комплектуются документами государственных, муниципальных и негосударственных организаций. В контексте данной статьи будут рассмотрены два основных вопроса этой достаточно сложной темы, а именно – комплектование государственных или муниципальных архивов документами организации и при этом только один вид работ – определение источников комплектования.

В профессиональной терминологии очень распространено понятие «источник комплектования». Этот термин часто встречается в законе об архивном деле, правилах, инструкциях, перечнях и другой научнометодической литературе, а также в разного рода публикациях. Но работники службы ДОУ, архивариусы (особенно во вновь созданных негосударственных организациях) зачастую не знают, что стоит за этим понятием. А знать это важно, ибо этот «архивный статус» организации определяет дальнейшую судьбу документов и влияет на сроки их хранения.

В отечественном архивоведении принято разделять организации на источники комплектования и не источники комплектования.

Фрагмент документа

ГОСТ Р 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения»

89. Источник комплектования: юридическое или физическое лицо, чьи документы поступают или могут поступить на хранение в архив1.

Исторический экскурс

Такой подход к организациям в стране сложился очень давно, еще в середине ХХ века. К 1960 г. на основе анализа организаций, созданных в стране с 1946 г., были разработаны 4 списка.

В 1-й и 2-й списки вошли организации союзного, республиканского значения, органы власти и управления, суда и прокуратуры, организации республиканского, краевого и областного значения. Считалось, что их документы имеют большое значение и должны обязательно, в строго установленные сроки поступать на государственное хранение.

В 3-й список вошли организации, как правило, районного и городского уровня, отличительной чертой которых являлось их значительное количество, однородность функций и однотипность документов. В силу названных причин документы от этих организаций поступали на государственное хранение выборочно, при этом применялось и до сих пор применяется два вида выборки:

  • повидовая (на хранение поступают отдельные виды документов с постоянным сроком хранения от однородных организаций) и
  • групповая (на хранение поступают документы с постоянным сроком хранения от небольшой группы организаций из числа однородных).

В 4-й список вошли организации «низового» уровня, вспомогательного, обслуживающего характера, в основном из сферы быта и услуг: магазины, бани, прачечные, столовые, кафе, ателье, автобазы и т.д. и т.п. Документы этих организаций были необходимы в первую очередь для их функционирования, более того, сведения из документов организаций «низового» звена достаточно полно отражались в документах вышестоящих организаций (поэтому применительно к этой группе организаций возник термин «опосредованный прием», т.е. информация о деятельности таких организаций опосредованно отражалась в фондах организаций, которым они были подчинены).

Рассмотренные примерные списки учреждений, организаций и предприятий, документы которых подлежали приему в государственные архивы СССР, просуществовали почти 30 лет. Затем они изменялись, но основы дифференцированного подхода к организациям как к источникам и не источникам комплектования, заложенные в те же годы, сохраняются до настоящего времени.

В 1987 г. были выпущены Методические рекомендации по определению источников комплектования государственных архивов и к ним – новые Примерные списки видов учреждений, организаций и предприятий, являющихся и не являющихся источниками комплектования государственных архивов. К сожалению, на этих материалах был поставлен гриф «Для служебного пользования» и поэтому они не публиковались, а у практических работников не было возможности непосредственного знакомства с ними, но в государственных архивах обязательно консультировали представителей организаций по поводу отнесения их к той или иной группе источников или не источников комплектования.

Было разработано всего 2 списка.

Первый список (обратите внимание: понятие «первый список» очень распространен в профессиональной среде) включал виды учреждений, организаций и предприятий – источников комплектования государственных архивов, в том числе полного и выборочного приемов.

Каждой из этих форм приема соответствует определенная цифра или комбинация цифр:

  • Организации...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 2)

Мы разобрались в сложном вопросе, потому что в действующих архивных Правилах 2023 года не дана четкая технология действий. Поэтому на практике поступают по-разному. Мы описали все эти варианты и пояснили, от чего зависит выбор каждого их них, какие + и – надо учитывать. Если обнаружены документы, которые составляют отдельные дела или тома дел за тот период, за который документы уже сданы в архив, то можно действовать по-разному: внести изменения рукописно в первоначальный вариант описи дел, оформить отдельный документ – дополнение к описи дел или дополнительную опись, можно даже полностью переработать опись. Объясняем, в каком порядке действовать; как составить акт об обнаружении неучтенных документов или дел; как нумеровать новые единицы хранения; оформлять лист-заверитель этих дел; как корректировать итоговую запись к годовому разделу описи дел; надо ли подписывать, согласовывать и утверждать эти изменения.

Каким образом передавать электронные документы в государственные и муниципальные архивы

Что сейчас тормозит прием-передачу электронных документов в архивные учреждения. Какая нормативная база уже есть и что ожидаем в ближайшем будущем. Как развивается работа на специальной государственной платформе «Центр хранения электронных документов» – какой прорыв в технологических решениях нас ожидает до конца 2030 года.

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 1)

В этом номере журнала рассказываем, как действовать, если дело уже сформировано, прошито, включено в уже утвержденную опись дел и передано в архив, а после этого в подразделении обнаружились документы, которые должны были быть подшиты в это дело. Объясняем, как вшить или вклеить новые листы в ранее обработанное дело, перенумеровать все листы, оформить новый лист-заверитель, что исправить на обложке дела, как отразить изменения в описи дел.

Составление описи дел (часть 3)

Показываем, как можно оформить титульный лист и предисловие к годовому разделу описи дел. Могут ли быть описаны документы разных лет в одном годовом разделе. Как отразить изменение наименования организации. Кто может составлять опись дел, кто ее должен согласовать и утвердить. Какие требования содержат Правила 2023 года, что они не конкретизируют, как в результате делают эту работу на практике. Какие элементы справочного аппарата к описи дел стоит составлять к каждому годовому разделу, а какие только после завершения описи (кроме титульного листа и предисловия могут потребоваться перечень переименований и изменения подведомственности, оглавление, список сокращений, указатели). Когда опись дел можно завершить.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 1)

Проследим преемственность учетно-справочных данных – покажем, как они «перетекают» из номенклатуры дел в описи дел и на обложку дела, как заполняются книга учета поступления и выбытия дел, лист фонда, список фондов и реестр описей дел. Сначала покажем стандартный вариант учета дел в архиве, установленный новыми архивными Правилами 2023 года, а потом разберем, как можно действовать в нестандартных ситуациях. В этом номере журнала читайте 1 часть подробной статьи, где мы разберем заполнение итоговой записи к номенклатуре дел, описи дел и обложки дел – то, что получается «на выходе» по окончании делопроизводственного года.