Top.Mail.Ru
В прошлом номере журнала мы выяснили, как получить архивную справку, выписку или копию. В этом номере расскажем о том, как получить оригиналы хранящихся в госархиве документов, чтобы самостоятельно с ними поработать. Для этого предусмотрена возможность работы в читальном зале архива. Как туда попасть? Какие документы можно запросить и как это сделать?

Государственный архив – особое учреждение со своими правилами и распорядком. Попадая в его читальный зал, можно потеряться в обилии предписаний, поэтому мы предлагаем вашему вниманию статью о том, как максимально быстро и с наибольшей отдачей найти в архиве нужные дела и документы.

Правила работы посетителей в читальных залах государственных архивов Российской Федерации утверждены приказом Федеральной архивной службы России от 06.07.1998 № 51.

Посторонним вход воспрещен

Согласно им, прежде чем поработать в архиве, вам понадобится разрешение на работу в читальном зале. Такую бумагу всегда подписывает директор архива, а в его отсутствие – заместитель директора. При оформлении разрешения вам понадобится принести с собой паспорт и заполнить анкету (см. Пример 1). Форма ее примерная и может отличаться в разных архивах. На основании этих данных вам выпишут пропуск в читальный зал, который вы должны будете предъявлять при каждом посещении архива вахтерам и специалистам, ответственным за работу читального зала.

Имею право!

Конечно, вам потребуется знать свои права. Распишем для удобства их по пунктам. Итак, вы можете:

  • получать консультации главного специалиста, ответственного за работу читального зала, и других специалистов из отдела публикации и использования документов, разумеется, в пределах имеющихся в архиве материалов. Если для ответа на интересующие вас вопросы требуется провести тематическое выявление документов, вы можете оформить тематический запрос, который сотрудники архива выполнят как платную услугу;

Пример 1

  • заказывать копирование документов архива. Копирование фондов, коллекций, а также документов из дел, требующих расшивки и реставрации, производится с разрешения руководства архива;
  • получать информацию о причине отказа в выдаче дел, об ограничениях на выдачу и копирование документов;
  • обжаловать отказ в выдаче дел или справочников по теме. Для решения спорных вопросов посетители могут обращаться к руководству архива, в архивное управление Федеральной архивной...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что делать, если опись дел утрачена?

Разбираем ситуацию, когда единицы хранения на месте, но отсутствует учетный документ – годовой раздел описи дел, по которому они были переданы в архив организации. Показываем алгоритм действий для источников и неисточников комплектования: где искать опись и как восстановить документ, если его все-таки не нашли, что отразить в предисловии к описи.

Составление описи дел (часть 1)

Начинаем подробный разговор об оформлении описи дел – показывать будем на примере описи дел по личному составу, дадим оптимальный алгоритм действий и предупредим о тонкостях в сложных ситуациях. В этом номере журнала разбираем следующие вопросы: по какой форме составлять данный документ? когда стоит указывать сокращенное наименование организации? какие наименования организации указать в верхнем левом углу и в грифе утверждения, если название в описываемый период отличается от текущего? а что делать, если оно изменилось в течение описываемого периода? кто и какие номера фонда и описи указывает на этом документе, какие буквенные индексы при этом обычно используют? и др.

Составление описи дел (часть 2)

Продолжаем подробный разговор об оформлении описи дел – показываем все на примере описи дел по личному составу. В этом номере журнала разбираем правила оформления табличной части, где описываются все единицы хранения (дела / тома), подлежащие передаче в архив: как заполнить каждую графу описи дел и как эти сведения соотносятся с зафиксированными на обложке дела и в листе-заверителе; тонкости уточнения в описи заголовка дела (впервые сформулированного в номенклатуре дел); когда срок хранения дела не получится просто перенести из номенклатуры дел в опись; что фиксируется в примечании. Как заполнить итоговую запись к описи. Кто в каком порядке подписывает, согласовывает и утверждает опись.

Как рассчитать степень загруженности архива для заполнения его паспорта

В предыдущих Правилах работы архивов организаций 2015 года не было методики расчета загруженности архивохранилища. В Правилах 2023 года появился принцип расчета площади архивохранилищ. Мы сделали расчет для одной и той же ситуации по старому алгоритму (при котором практики отталкивались только от фактических данных) и по новому (который базируется на плановом показателе), чтобы вы почувствовали разницу и смогли выбрать свой способ расчета загруженности архивохранилища. Он понадобится не только для представления отчетности в конце года в архивное учреждение (необходимо для источников комплектования), но и для разговора с собственным руководством, когда назревает дефицит свободной площади.

Составление описи дел (часть 2)

Продолжаем подробный разговор об оформлении описи дел – показываем все на примере описи дел по личному составу. В этом номере журнала разбираем правила оформления табличной части, где описываются все единицы хранения (дела / тома), подлежащие передаче в архив: как заполнить каждую графу описи дел и как эти сведения соотносятся с зафиксированными на обложке дела и в листе-заверителе; тонкости уточнения в описи заголовка дела (впервые сформулированного в номенклатуре дел); когда срок хранения дела не получится просто перенести из номенклатуры дел в опись; что фиксируется в примечании. Как заполнить итоговую запись к описи. Кто в каком порядке подписывает, согласовывает и утверждает опись.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.