Государственный контроль в сфере архивного дела на федеральном уровне (часть 2)

Какова мера ­ответственности за несоблюдение архивного законодательства: за что, кого и на сколько сейчас штрафуют? Примечательно, что за аналогичные прегрешения отвечать порой приходится директору или его заму, а порой – «главному специалисту». Вы также увидите существенный перекос в суммах ­выписываемых штрафов за разные документы разным организациям – разница в 1 000 раз!
Окончание статьи. Начало в № 10 / 2014
Окончание статьи. Начало в № 10 / 2014

Наказания за нарушение законодательства об архивном деле

Одним из ключевых этапов развития законодательства в сфере государственного контроля и надзора стало принятие в 2001 году нового Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), который пришел на смену аналогичному кодексу РСФСР 1984 года. В новый Кодекс изначально была включена статья 13.20, которая впервые в российской практике установила административные санкции за нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования документов в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан и на должностных лиц:

Фрагмент документа

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 13.20 «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов» (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ и от 09.02.2009 № 9-ФЗ)

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статья 13.20 «Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов» (в ред. Федеральных законов от 22.06.2007 № 116-ФЗ и от 09.02.2009 № 9-ФЗ)

Нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.25 настоящего Кодекса, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц – от трехсот до пятисот рублей.

Теперь давайте разберемся, кто имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях по статье 13.20 и потом ­принимать решение о наложении штрафа.

Обратимся к статье 28.3 «Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях». Она делит ­госорганы на 2 группы:

  • к первой группе относятся те органы государственной власти, должностные лица которых не только могут составлять протоколы об административных правонарушениях, но и уполномочены рассматривать эти дела в пределах компетенции соответствующего органа (к данной группе, например, относится ЦБ РФ);
  • ко второй группе относятся органы власти, должностные лица которых вправе только составлять протоколы об административных правонарушениях. К их числу как раз и относятся «должностные лица органов, осуществляющих контроль за соблюдением законодательства об архивном деле» 1 (пункт 59 части 1 статьи 28.3 КоАП РФ). А рассмотрение этих дел, т.е. принятие решения о наказании, осуществляется мировыми судьями.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Передача документов в архив из подразделений

После проведения экспертизы ценности документов архивист должен принять в архив дела постоянного, временных (свыше 10 лет) сроков хранения, а также по личному составу. Подскажем, как лучше организовать и провести этот процесс. Когда это надо делать. Как составить график приема-передачи дел разными подразделениями в архив организации, как его утвердить (показываем возможные варианты). Образец описи дел структурного подразделения на передачу их в архив сопровождаем подробными комментариями по ее составлению. Как на основе итоговой записи номенклатуры дел рассчитать количество ожидаемых к поступлению в архив дел, как рассчитать необходимое место на стеллажах (к математическому примеру добавляем важную оговорку, т.к. чистая математика здесь не спасет). Как выбрать стеллажи. Документы со сроком хранения до 10 лет включительно не включаются в архивный фонд, но в исключительных случаях могут быть переданы в архив на депозитарное хранение – показываем пример акта для этого.

Разбор хранилища документов, или Путь от склада макулатуры к работающему архиву

Многие организации хранят свои документы в одном помещении, куда год за годом стихийно переносят коробки и папки, а то и просто пачки файлов, которые уже не помещаются в кабинетах. Порядка в таких помещениях нет. Рано или поздно кому-то предстоит разобрать эти завалы и начать движение к системе архивного хранения документов компании. Автор статьи неоднократно справлялась с этой задачей на практике и делится своей оптимальной методикой: порядок действий, ценные тонкости, таблица для систематизации.

Сшив, подшивка, переплет документов дела – что из этого делать архиву?

Дела перед сдачей в архив необходимо подшить в специальные обложки или переплести в картон (этого требуют архивные Правила 2023 года). Но данная технология отличается от оформления и заверения сшива документов – объясняем, какие дела надо готовить для хранения именно таким образом и на основании каких нормативных актов. А главное – почему не надо создавать гибрид этих технологий! Поводом для разбирательств стал вопрос подписчика.

Если обнаружены документы за период, за который остальные уже сданы в архив (часть 2)

Мы разобрались в сложном вопросе, потому что в действующих архивных Правилах 2023 года не дана четкая технология действий. Поэтому на практике поступают по-разному. Мы описали все эти варианты и пояснили, от чего зависит выбор каждого их них, какие + и – надо учитывать. Если обнаружены документы, которые составляют отдельные дела или тома дел за тот период, за который документы уже сданы в архив, то можно действовать по-разному: внести изменения рукописно в первоначальный вариант описи дел, оформить отдельный документ – дополнение к описи дел или дополнительную опись, можно даже полностью переработать опись. Объясняем, в каком порядке действовать; как составить акт об обнаружении неучтенных документов или дел; как нумеровать новые единицы хранения; оформлять лист-заверитель этих дел; как корректировать итоговую запись к годовому разделу описи дел; надо ли подписывать, согласовывать и утверждать эти изменения.

Что изменилось в Правилах работы архивов организаций по сравнению с Правилами 2015 года

Росархив утвердил новые «Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов...», которые вступили в силу 17 сентября 2023 г. Разработчики новых Правил объясняют, чем они отличаются от аналогичных Правил 2015 года – что изменилось в регламентировании порядка работы с аудиовизуальными документами, документами ограниченного распространения (в т.ч. по оформлению итогов рассекречивания архивных документов с гостайной), с электронными документами, в учете архивных документов (какие новые формы утверждены и др.), раскрываются особенности работы с гибридными делами.

Как получить архивную справку о зарплате?

Куда обращаться? Дан алгоритм поиска нужного архива. В каких документах могут долго сохраняться сведения о заработной плате? Какими нормативными актами регулируются эти отношения? Поводом к написанию статьи стал вопрос читателя.

Составляем описи для передачи документов из подразделений в архив организации

За какие годы пора передавать документы из подразделений в архив организации? Какие группы бумажных и электронных документов в какие описи дел подразделений для этого включаются? Что не попадает в эти описи? Как сведения из описей подразделений аккумулируются в годовых разделах сводных описей дел по организации? Какую логику нумерации использовать для разных видов описей и записей внутри них? Какие утвержденные формы нужно применять?

Учет документов в номенклатуре дел, описях и архиве организации (часть 1)

Проследим преемственность учетно-справочных данных – покажем, как они «перетекают» из номенклатуры дел в описи дел и на обложку дела, как заполняются книга учета поступления и выбытия дел, лист фонда, список фондов и реестр описей дел. Сначала покажем стандартный вариант учета дел в архиве, установленный новыми архивными Правилами 2023 года, а потом разберем, как можно действовать в нестандартных ситуациях. В этом номере журнала читайте 1 часть подробной статьи, где мы разберем заполнение итоговой записи к номенклатуре дел, описи дел и обложки дел – то, что получается «на выходе» по окончании делопроизводственного года.