Top.Mail.Ru
Человек, занятый любимым делом, более удовлетворен жизнью, КПД затраченных усилий у него выше. Все больше людей задумывается сейчас о своем предназначении. Но оно скрыто в глубинах подсознания и не всем удается распознать его. Автор дает подсказки, на что стоит обратить внимание, несколько упражнений, которые вы сможете проделать самостоятельно, и множество примеров из жизни, чтобы объяснить, что тормозит нас на этом пути и как достигнуть цели.

Почему стало актуально

Поиск своего предназначения сейчас популярен среди многих людей, независимо от их статуса и положения. На эту тему можно найти много материалов на сайтах совершенно разной направленности: от психологии до астрологии, где даются разные советы, как его искать и воплощать в жизнь. Есть даже специальные курсы. Люди охотно тратят свои деньги, время и силы на этот поиск. Так в чем же заключается феномен интереса к своему предназначению?

Раньше предназначение определялось местом рождения человека в социальной иерархии.

Наверно, у всех на слуху кастовая система Индии, разделяющая людей:

  • на брахманов – священнослужителей;
  • кшатриев – воинов и управленцев;
  • вайшья – тружеников (например: торговцев, земледельцев, скотоводов, ремесленников) и
  • шудр – слуг (прислуга, рабочие);
  • неприкасаемых.

Рождение человека в той или иной касте и соответствующее этому предназначение и долг объяснялись религиозными законами, в т.ч. законами кармы. В той системе человек должен был довольствоваться своим рождением и автоматически вытекающим из него предназначением. Если он хорошо исполнял предписанные касте долг и обязанности, то, возможно, в следующей жизни он родится в более высокой касте.

Предназначение в античном мире воспринимали, скорее, как судьбу или рок. Поэтому так популярны были пифии и предсказатели. За их советами ездили в Дельфы, дабы вопрошать волю богов.

И как мы все знаем из школьной истории, в средневековой Европе имелись многочисленные классы дворянства и крепостных крестьян, а в городах были потомственные цеховики и мастера, купцы и торговый люд. Здесь тоже предназначение рассматривалось в рамках того социального слоя, к которому человек принадлежал. Большую роль еще играли религиозные представления о предназначении человека с точки зрения христианства.

В России того же времени мы обнаружим похожее положение дел – дворянство и крепостные, а в городах – купечество и мастеровые.

То, что мы сейчас понимаем под словом предназначение, появилось с возможностью людей самим выбирать себе профессию и занятие, когда перестали сильно довлеть и сковывать инициативных людей ограничения социальных систем, сломанные буржуазными и социальными революциями и освоением новых территорий. С другой стороны, общество стало усложняться, появилась нужда в самых разнообразных профессиях, в т.ч. творческих. Перед большим количеством людей открывались перспективы строить самим свою жизнь. И хотя в этот период устремления людей были в основном материальны, уже тогда люди начинали выбирать направления деятельности, к которым они тяготели.

Сейчас общество дошло до стадии, когда требуется огромная номенклатура профессий и видов деятельности. Причем все более возрастает потребность не только в деловых, но и в креативных, творчески одаренных людях, а также в хороших исполнителях, интеллектуалах, ученых.

Тот доход, который получают люди, сегодня перекрывает базовые потребности в пище, одежде, жилье, отдыхе. При этом есть колебания в суммах зарабатываемых денег в зависимости от сферы деятельности – ведь деньги по-прежнему важны для людей. Но т.к. базовые материальные потребности у большинства обеспечены, все большую роль начинает играть престижность профессии и склонность человека к ней.

Эта совокупность факторов сейчас является основным драйвером в поисках людьми своего предназначения.

Три уровня предназначения

1. Биологический. Тут надо взглянуть на человечество в целом как на биологический вид. И тогда надо вспомнить самые основные биологические законы, в т.ч. наиважнейший с точки зрения сохранения вида – это задача продолжить свой род (передать свои гены). Но для этого мало «сделать» детей, надо еще довести их до состояния самостоятельности. Природа заложила множество автоматически действующих «механизмов» в человека, чтобы он не уклонился от этой задачи – она требует своего!

Итак, одно из предназначений человека – это порождать себе подобных.

2. Социальный. Можно сказать, что социальная система общества создает условия к «порождению» нужных ей индивидов – людей с определенными функциями, развивающих и укрепляющих ее целостность. С этой точки зрения можно сказать, что социальное предназначение человека – способствовать социальному росту и прогрессу общества.

3. Духовный уровень – сверхличностный. Этот уровень не является научным, хотя такие понятия, как «биосфера Земли», «коллективное бессознательное» вошли в научный лексикон. Религия тоже активно «работает» на этом поле. Например, христианство это формулирует как «Царство Божье внутри Вас Усть» и призывает обнаружить.

Отношения человека и Целого (человечества как вида, общества)

Предназначение, с одной стороны, индивидуально, с другой стороны, индивидуальность – часть Целого. При правильном исполнении предназначения получает пользу и человек, и Целое. Работа на благо Целого – и есть смысл предназначения.

Чем больше ты даешь Целому, тем большей взаимностью оно тебе отвечает. Например, высококлассному инженеру будут рады во многих компаниях, а потому у него есть выбор наиболее привлекательных условий жизни: зарплаты, заниматься интересными ему проектами, видеть и наслаждаться результатами своего труда, ощущать уважение окружающих.

Предназначение с точки зрения обычного человека может быть весьма посредственным, но с точки Целого – жизненно необходимым и насущным. Людям же обычно хочется чего-то важного и великого. А для Целого все важно и велико. Как в организме человека все органы важны.

Кстати, по этой же причине человек не должен причинять вред другим («органам» Целого), ему следует выбирать стратегию сотрудничества.

Является ли человек лишь винтиком в системе общества? И да, и нет. Мы по факту своего рождения уже встроены в систему. Здесь ключ в осознанности. Чем больше осознанность, тем меньше «механистичности» в движении к предназначению (ты уже меньше похож на щепку в водовороте событий, когда тебе кажется, что от тебя лично ничего не зависит).

Все движется от относительного несовершенства к совершенству через циклы. Это касается и человечества, и мира вокруг нас. Они усложняются. Поэтому предназначение человека может меняться через обучение и освоение новых навыков или по потребностям Целого.

Для выполнения предназначения природа наделяет каждого человека необходимыми ему для этого инструментами или талантами. Понимание своих сильных сторон очень важно, т.к. является подсказкой, ключом к нашему предназначению.

Но «зашито» оно в подсознании! И оттуда его вытащить на сознательный уровень удается не всем. В этом-то и заключается сложность.

Как человек ощущает свое предназначение

Часто люди отталкиваются именно от негативных ощущений. Может ощущаться отсутствие радости и счастья. Человек чувствует, что занят не своим делом, живет не своей жизнью, неудовлетворен положением дел. Именно тогда возникает потребность найти свое предназначение – занятие по душе.

Но можно идти и через позитив – это как поток, ощущение драйва и причастности к Целому, глубокое удовлетворение и другие сильные положительные переживания от того, чем тебе нравится заниматься. Обращайте внимание, при выполнении какой деятельности у вас возникают подобные состояния. Это встроенный механизм, который тоже помогает найти предназначение.

Когда человек выполняет свое предназначение (ту функцию, которую должен выполнять), он получает от Целого нечто. Можно сказать, что к нему идет большая энергия от Целого – начинают легче удовлетворяться его потребности, в т.ч. материальные.

В идеале предназначение должно быть осознано человеком и принято. Тогда оно завершает построение тебя, и, можно сказать, завершает Целое. Это дает человеку ощущение осмысленности собственного существования – смысла жизни.

Что мешает найти предназначение и  что помогает?

Мешают ложные, ограничивающие и негативные убеждения, страхи, полученные различными путями. Обычно это касается видов деятельности.

Часто родители не приемлют по какой-либо причине переход увлечения своего ребенка в статус выбранной профессии. Можно видеть, как молодые люди оканчивают вузы только по настоянию родителей, хотя сами желали бы пойти другой дорогой. Оканчивают, но потом или вообще не идут по этой профессии работать, или быстро бросают. При таком сценарии человек затрачивает большое количество сил, времени, ресурсов на то, что нужно не ему (не соответствует его предназначению, а значит, и потребностям Целого). Но это еще и неплохо. Человек начинает осознавать, что это не его, и искать свое. Хуже, когда под давлением родителей он продолжает заниматься нелюбимым делом. Расскажу два случая.

Пример 1

Этот я услышал на лекции от одного опытного психотерапевта. У молодого человека, лет тридцати пяти, был выявлен рак. Он прошел курс лечения, но не помогло. Осталось жить, по словам врачей, несколько месяцев. Ну и так как терять было уже нечего, обратился он по совету друзей к психотерапевту, на сеансе у которого выяснилось, что молодой человек в юности занимался музыкой, играл на различных инструментах, любил скрипку, но когда пришло время определяться с выбором профессии после школы, его отец, жесткий и деспотичный человек, настоял, чтобы тот стал финансистом. Именно это, а не «пиликанье на скрипке», по его мнению, было будущим сына. Он сумел продавить сына, тот забросил музыку, окончил институт и стал заниматься финансами. Тогда психотерапевт в т.ч. посоветовал вернуться к музыке – опять заиграть на скрипке, вернуться к тому, что нравилось в юности. Молодой человек послушал совета и уже занимается музыкой несколько лет. Болезнь отступила.

Можно сказать, что смысл жизни дает человеку силу жить. А трата всего времени и сил на «обслуживание только чужих интересов» забирает у него волю к жизни. Это явно видно на примерах людей старшего поколения: когда им есть, ради чего жить, они живут дольше. Это сильно срабатывает и на войне, и когда человек борется за свое выживание в «мирных» условиях.

Пример 2

Сам я работал с молодой женщиной из одной из республик Кавказа. Она живет в Москве, по профессии врач. Разведена, детей нет. Одна из ее проблем была в том, что она страшно загружает себя работой, записалась на дорогие и длительные курсы по получению дополнительной медицинской квалификации. Временами просто падала от перегрузок.

Выяснилось, что она хорошо рисует и ей очень нравится быть дизайнером одежды – это мечта всей жизни. Но ее предки – врачи уже на протяжении нескольких поколений – никем, кроме врача, ее не видели. Ей оплатили дорогую учебу, она работает врачом, но увы… душа ее не там.

Получалось, что она загружала себя работой и учебой, чтобы не думать о дизайне, потому что это ей причиняло страдание из-за нереализованности. А так вроде в загруженности и суете время проходит… Она, по крайней мере, осознала это. Но как тяжело сделать выбор.

Однако встречаются и мудрые родители.

Пример 3

Одна знакомая рассказывала, как поступала ее прабабушка, когда в семье подрастали дети. В возрасте примерно 3 лет она усаживала малыша (или малышку) поудобнее и вокруг раскладывала инструменты разных сфер деятельности: кисть живописца, гаечный ключ, половник и т.д. И потом смотрела, за чем потянулся ребенок, сразу ли он это бросил и переключился на другой предмет либо надолго заинтересовался чем-то одним.

Если исходить из того, что предназначение «зашито» в подсознании, а дети менее зашорены (запрограммированы) своим окружением, чем взрослые, то они свободнее проявляют свои истинные наклонности.

Конечно, в результате такого «тестирования» ребенка не делались окончательные выводы. Зато ему давали больше играть и набираться опыта в том направлении, которое он выбрал при «тестировании».

Пример 4

Вот еще один реальный случай. В семье массажиста и учительницы математики родился поздний ребенок – мальчик. Лет в пять он заявил, что хочет играть на скрипке. Именно на скрипке! Родители удивились, но повели его в музыкальную школу. И еще больше удивились, когда там им сказали, что ребенок физически просто скроен для скрипки (пальцы, абсолютный слух и др.).

Негативные привычки мышления могут формироваться и более широкой средой, в которой растет человек (а не только семьей). Допустим, убеждение «музыкой или творчеством больших денег не заработаешь» или «сейчас так много специалистов этой профессии наплодили, что они сидят без работы». Кроме того, в разных слоях общества есть свои мнения о престижности или непрестижности определенных видов деятельности. Человек может пойти на поводу этих внешних установок, приняв их как свои.

Пример 5

Об этом случае прочитал давно в одном журнале. Приезжий человек из другого города как-то сошелся с психологом и рассказал ему, что не может никак устроиться в этой жизни. Психолог его выслушал и спросил, а чем ему, собственно говоря, нравится заниматься в жизни. Человек стеснительно ответил, что ему очень по душе растить цветы. Но тут же заметил, что это, по его мнению, совсем не мужское занятие. Настоящие мужики цветочками не занимаются. Да и денег так не заработаешь. Он всегда стеснялся этой свой тяги к цветам.

Психолог же сумел его переубедить и посоветовал попробовать себя в этом направлении. Человек устроился рабочим в теплицы. Через некоторое время он был уже старшим смены, потом бригадиром. Начальство и люди в коллективе были им довольны. Он и сам был доволен работой и собой. И растения, которые он выращивал, думаю, тоже были довольны. И кстати, денег он стал зарабатывать вполне себе нормально.

Чтобы преодолеть подобные ограничения, нужно их для начала осознать, увидеть.

Упражнение 1

Хорошо бы выписать ограничивающие вас убеждения и заменить их на противоположные, позитивные. Далее повторять позитивные убеждения в течении 21 дня, чтобы они успели проникнуть в подсознание.

Допустим, если есть убеждение «любимой работой не заработать много денег», нужно его заменить на «я могу иметь любимую работу и зарабатывать достойные деньги».

Осознайте, к чему у вас лежит душа, к какому виду деятельности. Если сразу непонятно, то поищите, что получается лучше всего. Необходимо принятие своих природных задатков и талантов, их развитие и применение. Нужно пробовать себя. Талант требует огранки.

Здесь упомяну про страх ошибки. У многих он есть. Откуда он? Бывает, что идет от родителей, которые ругают ребенка за малейшую ошибку. Часто это идет из школы, реже от дошкольных учреждений. Ведь случается, что ошибка ученика вольно или невольно выносится учителем на общее обозрение класса, другие дети смеются над ним, и тогда ученик чувствует себя, мягко говоря, неловко. Рождается страх ошибки, что тебя высмеют или накажут: «Что обо мне подумают люди, как на меня посмотрят?»

Но мы ведь развиваемся через опыт! Это подразумевает в т.ч. и ошибки. Опыт и есть осознание результатов действия. Мы развиваемся как через положительный результат, так и через отрицательный. И то, и другое нас развивает. На самом деле мало кто учится на чужих ошибках. Умные учатся как раз на своих ошибках. А неразумные не способны сделать правильные выводы даже после своих промахов.

Неприятие себя и своих устремлений, желаний в нашей стране довольно распространено. И разобраться с этим самостоятельно не всегда получается. Тогда не стоит стесняться обратиться за помощью к психологу или коучу.

Мы часто слышим, что нужно полюбить себя. Но проблема в том, что многие не могут не то, что полюбить, они себя ненавидят или отвергают. Это, конечно, более тяжелые случаи.

Если спросить человека, нравится ли он сам себе, нравится ли ему его жизнь, считает ли он себя ценностью, могут ли его любить другие люди, считает ли он себя красивым, то можно услышать ответ «нет» или на все вопросы, или на некоторые.

Бывает, в работе говоришь человеку: «Скажи, что тебя могут любить другие». А он просто физически не может это произнести, слова застревают комом в горле или он начинает плакать. Человек может считать себя недостойным похвалы и уважения других людей, ему может казаться, что как только люди узнают, какой он на самом деле, его отвергнут.

Все это мешает реализовать собственное предназначение. Это надо вычищать.

Пример 6

Один клиент мне рассказал, что у него раз в месяц возникает сильное желание употребить тяжелый наркотик. Прямо чтоб с катушек сорвало. Начали с ним работать методами психотерапии. Высадили часть личности, которая требует наркотика, на стул. Отверженный наркоман, который хочет ширнуться, клиенту не доверяет. Начали с ним работать. После того как я попросил клиента сказать этому сидящему наркоману, что он отказывается его подавлять, что он его любит и т.д., то вместо наркомана возник образ молодого спортивного человека в кедах с рюкзаком яблок за спиной, который жаждал путешествовать (именно так теперь клиент стал его видеть).

Когда я спросил у клиента, что это за часть личности, как он ее чувствует, оказалось, что это он сам и это самая сильная и любимая мечта детства – путешествовать! Это то, чем он больше всего хотел заниматься. Но он не может себе этого позволить и всячески из себя гонит. А она, мечта, опять приходит… но в таком вот изуродованном им самим виде.

Стало понятно, что клиент сам подавляет в себе энергетически наполненную часть себя, а для ее подавления ему и нужен наркотик. Он и сам это понял.

Но все равно уперся, мол не могу я и все: у меня семья и обязательства. Ну попытались мы с ним найти решения хотя бы в виде хобби или выходных прогулок.

Возможно, у вас сильно развит внутренний критик, который портит жизнь, мешает реализации. Сейчас разработаны многочисленные приемы работы с этой частью личности1. Их можно найти и в Интернете для самостоятельного применения. Позанимайтесь, результат не заставит себя ждать.

Важно принимать себя, отказаться от подавления себя и проявления по отношению к себе негативных чувств. Относитесь к себе с заботой, юмором и иронией, не ругайте себя за ошибки. Ищите пути реализации. Необходимо признать ценность своих желаний и устремлений, ставить перед собой цели, которые бы помогали реализовать заложенный в вас потенциал, раскрыть таланты.

Упражнение 2

Выше уже приводился тезис о том, что предназначение человека «зашито» в его подсознании. Но как его оттуда вытащить?!

Можете попробовать провести такой эксперимент. Поставить в ряд несколько одинаковых стульев. К каждому прикрепить листочек (липкий канцелярский к спинке стула либо положить обычный А4 формата на сиденье) с надписью сферы деятельности и профессии.

Далее в спокойном состоянии подходите к первому стулу, читаете, какой вариант там написан, садитесь на него и спрашиваете себя, каково мне будет, когда я этим займусь. И начинаете прислушиваться к ощущениям в своем теле. Вы удивитесь, насколько разные физические ощущения могут быть у вас на разных стульях! Где-то ничего особенного, а где-то очень яркие. Где-то аж горло сдавит, а где-то крылья вырастут и радостью наполнишься.

Тут очень важно не диктовать своему телу, а отпустить его – дать именно ему высказаться и до конца (ощущения на одном и том же стуле могут развиваться).

Потом встаете, записываете на бумагу ощущения от этого варианта, далее стряхиваете его с себя. Подходите к следующему стулу и проделываете на нем все тоже самое.

Негативные предписания были описаны Мэри и Робертом Гулдингами. Их насчитывают 12 видов: «не живи», «не будь ребенком», «не расти», «не думай», «не чувствуй», «не достигай успеха», «не будь значимым», «не принадлежи», «не будь близким», «не делай», «не будь самим собой», «не будь здоровым».

Важное отличие предписаний от убеждений в том, что они прямо направлены на личность человека. Это мало известная широкой публике область, но она может оказывать колоссальное влияние на человека.

Как пример, приведу одно из предписаний – «не чувствуй».

Пример 7

Порой вы спрашиваете у человека: «Что вы чувствуете по этому поводу?», а в ответ: «Мне надо подумать». Человек сильно затрудняется с определением того, что он чувствует по тому или иному поводу. Если такое повторяется неоднократно, то на это стоит обратить внимание.

Предписание «не чувствуй» обычно дети получают от холодных, равнодушных родителей, которые сами не умеют чувствовать и формально выполняют свой родительский долг. Либо родители считают, что они лучше знают, что ребенку нужно, не учитывают его мнение, продавливают его.

Есть такой анекдот. Одесская мама зовет сына домой с улицы:

  • Сеня! Иди домой!
  • Я что – замерз?
  • Нет, ты хочешь кушать!

Предписание «не чувствуй» можно получить и от родителя, который раздражен, занят или гневается. Он может шлепнуть, оттолкнуть ребенка. Физическая и душевная боль могут быть настолько сильными, что ребенок дает сам себе предписание «не чувствовать больше».

Его часто получают мальчики: «Почему ты плачешь? А ну прекрати. Ты же маленький солдат, а солдаты не плачут».

Так в детстве ребенок учится не чувствовать и не переживать свою боль. Во взрослой жизни он чужую боль тоже не почувствует.

Такие люди не ориентируются в выборе работы на чувство. Им очень тяжело найти свое предназначение. Сначала нужно вернуть чувствительность, чтобы понять, что тебе нравится в жизни, что ты чувствуешь по этому поводу.

Для работы с негативными предписаниями нужна помощь психолога. Самому проработать их крайне тяжело.

Совмещение различных уровней предназначения

Зачастую мы не осознаем биологический уровень как свое предназначение. Но для некоторых именно рождение детей и их воспитание и есть предназначение всей жизни. Они это чувствуют и в этом счастливы. Возможно, предназначение некоторых родителей – вырастить гениев.

Много людей ищет свое предназначение в сфере профессиональной или социальной деятельности. Большая часть их внимания сосредоточена там. Это в массе своей активные люди. Они осознают, что им интересно заниматься теми или иными видами деятельности. Это может быть творчество, бизнес, наука, образование, философия, медицина, психология, астрология и другое. Хотя могут и находиться в поиске.

Многие занимаются сейчас самопознанием и духовным развитием. В отличие от советского периода недостатка в информации на эту тему нет. Но проблема сместилась в иную плоскость – достоверные знания и эффективные методики теперь сложно распознать в обилии ложной информации. Хотя по мере совершенствования человека его опыт распознавания растет.

Человек может принять решение выложиться только в одном направлении (уровне) в ущерб другим. Но большинству людей это не приносит полного удовлетворения – лучше, когда развитие идет на всех трех уровнях с приоритетом одного из них.

Большинство людей под поиском предназначения понимает именно выбор профессии. Но предназначение шире и глубже, чем профессия:

  • предназначенный политик всегда заботится об окружающих его людях, помогает решать их проблемы, для него политическая среда родная;
  • предназначенному бизнесмену нравится быть независимым, зарабатывать большие деньги, организовывать предприятия и людей, создавать что-то, торговать и получать прибыль;
  • истинный ученый постоянно систематизирует знания, ищет взаимосвязи и выводит гипотезы, открывает закономерности, более всего его интересует, как устроен этот мир;
  • предназначенный педагог интуитивно чувствует слабые и сильные места людей, подбирает к ним гармоничный метод воздействия. Ему нравится работать с людьми в таком ключе;
  • истинному художнику через творческое самовыражение, приспособление материалов и форм нравится нести красоту в мир людей.

Что дают компаниям люди, которые нашли свое призвание

Люди, нашедшие свое предназначение, более стабильны и надежны, более мотивированы. Их КПД намного выше, ведь они получают удовольствие от работы. Они более лояльны к руководству, меньше раздражаются, меньше болеют, сплачивают коллектив. Работать с ними приятно.

Для отбора на работу зачастую применяется тестирование, которое позволяет выявить склонности человека к той или иной деятельности, понять его мотивации, удовлетворенность работой. Это тоже можно считать составной частью определения предназначения человека. Таких тестов и методик сейчас много. Приведу лишь некоторые:

  • методика «Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова;
  • тест профессионального личностного типа Голланда;
  • формула темперамента А. Белова;
  • карта интересов (модифицированная методика А.Е. Голомштока);
  • технология DISC;
  • тест «Оценка мотивационного профиля» Ш. Ричи и П. Мартина;
  • тест на удовлетворенность работой Р. Кунина.

«Дифференциально-диагностический опросник» Е.А. Климова2 для профориентации взрослых и подростков

Инструкция: предположим, что у вас появилась возможность делать то, что вам нравится, какое занятие из двух возможных (а или б) вы бы предпочли? Выбранный вариант обведите кружком.

Опросник

  1. а. Ухаживать за животными.
    б. Обслуживать какие-нибудь приборы, следить за ними, регулировать их.
  2. а. Помогать больным людям, лечить их.
    б. Составлять таблицы, чертить схемы, разрабатывать компьютерные программы.
  3. а. Рассматривать книжные иллюстрации, художественные открытки, конверты грампластинок.
    б. Следить за состоянием и развитием растений.
  4. а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
    б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
  5. а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
    б. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты).
  6. а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
    б. Тренировать товарищей (или младших) в выполнении каких-либо действий (трудовых, учебных, спортивных).
  7. а. Копировать рисунки, изображения или настраивать музыкальные инструменты.
    б. Управлять каким-либо грузовым (подъемным или транспортным) средством (подъемным краном, трактором, телевизором и др.).
  8. а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
    б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
  9. а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику, жилище).
    б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
  10. а. Лечить животных.
    б. Выполнять вычисления, расчеты.
  11. а. Выводить новые сорта растений.
    б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т.п.).
  12. а. Разбирать споры, ссоры между людьми: убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
    б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
  13. а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
    б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
  14. а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
    б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
  15. а. Составлять точные описания – отчеты о наблюдениях, явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
    б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
  16. а. Делать лабораторные анализы в больнице.
    б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
  17. а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
    б. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
  18. а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
    б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
  19. а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
    б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
  20. а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
    б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, телеграфе, ЭВМ и др.).

Обработка результатов и интерпретация

Суммы положительных ответов считаются по вертикали по всем пяти графам: за каждый оказавшийся здесь ответ начисляем 1 балл в пользу той профессиональной деятельности, которой посвящена данная графа таблицы.

Графа «П» содержит те варианты ответов, которые свидетельствуют о склонности человека к природе. Тот, у кого самой наполненной ответами оказалась эта графа, склонен к растениеводству, животноводству и лесному хозяйству.

Графа «Т» посвящена сфере «человек – техника» (технические профессии).

Графа «Ч» – сфере «человек – человек» (все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением).

Графа «З» – сфере «человек – знак» (все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в т.ч. и музыкальные специальности).

Графа «Х» – «человек – художественный образ» (все творческие специальности).

Минимально возможное количество баллов по каждой графе – 0, максимальное – 8. Если графа набрала 0-2 балла, то интерес к данной профессиональной сфере не выражен. Результат в 3-6 баллов говорит о средней склонности к этой сфере. А вот 7-8 баллов означают, что данная профессиональная направленность выражена довольно ярко и отчетливо.

Надо обращать внимание на сочетание выраженных сфер деятельности. Например, при сильной «природе» и «художественном образе» можно попробовать себя в ландшафтном дизайне.

И напоследок важное: нет предназначения заработать много денег или стать богатым. Это может быть целью или желанием. Так природа использует желания человека, чтобы он занялся торговлей, промышленностью, обеспечивал других людей работой, знаниями и др. Чем более человек осознает себя, тем более он смещает фокус от своих желаний к пониманию того, что он делает для окружающих – для Целого.

Сноски 2

  1. Можно, например, посмотреть методику, изложенную в блоге Ивана Козлова, https://www.liveexpert.ru/journal/view/2733294 Вернуться назад
  2. http://testoteka.narod.ru/prof/1/09.html Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Когда должность женщины пишем в мужском роде?

Какие должности надо указывать в документах без учета женского рода их обладателя, т.е. всегда в мужском роде?

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Какой отдых для вас эффективнее

Существует 7 видов усталости, каждый из которых лучше всего «лечится» определенными видами отдыха. Знание этих взаимосвязей повышает качество жизни. Особенно важно учитывать это при планировании своего отпуска. Отдыхайте так, как требуют ваше тело, мозг и чувства. И тогда вы будете полными сил и желания действовать!

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

Профессиональные стандарты в деятельности организаций, в т.ч. в сфере ДОУ

Очерчен круг организаций, для которых профстандарты станут обязательными уже с 1 января 2020 года. Поможем сориентироваться в структуре профстандартов: где что искать, как использовать. Прокомментируем содержание профильных стандартов для работников в сфере документационного обеспечения управления: какие должности с какими обязанностями и требованиями к образованию и квалификации зафиксированы. Что приоритетнее: квалификационные справочники или профстандарты, аттестация на соответствие им силами работодателя либо экзамен независимого центра оценки? Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?

Когда должность женщины пишем в мужском роде?

Какие должности надо указывать в документах без учета женского рода их обладателя, т.е. всегда в мужском роде?

Секретарь и делопроизводитель: функциональные обязанности по профессиональному стандарту

В статье рассматриваются квалификационные требования к специалистам в области документационного обеспечения управления, которые в 2015 году были утверждены профессиональным стандартом. Даются рекомендации о закреплении стандартных формулировок трудовых функций в должностных инструкциях секретаря и делопроизводителя, на основании которых производится как разделение должностных обязанностей, так и их кооперация за счет правильного ­взаимодействия и ­взаимозамещения. Поводом для написания статьи послужил вопрос читателя.