Top.Mail.Ru
Любопытные исторические факты показывают принципы, на которых раньше заключались сделки в купеческой среде.

Русские купцы были уверены, что богатство приходит вслед за репутацией. «Доброе имя лучше богатства», – говаривали они. И поэтому купеческое слово было наивысшей гарантией. Не банковская гарантия, не документ на бумаге, а именно слово, устное обещание. Ничего удивительного. Ведь за словом купца стояла его честь и возможность вести бизнес1.

Пример 1

Промышленник Сергей Иванович Четвериков в 1907 году через публикации в газете начал разыскивать кредиторов своего отца, чтобы вернуть долги. Дела мануфактуры, которой управлял его отец, шли из рук вон плохо. Отец покончил с собой, т.к. не мог «платить по счетам». За дело взялся его 21-летний сын. Ушли годы на восстановление и развитие бизнеса. Как только появилась финансовая возможность, сын решил разыскать кредиторов, чтобы восстановить доброе имя отца.

Пример 2

Министр финансов Сергей Витте в одном из официальных документов писал, что в обороте государства находятся 50 миллионов купеческих денег. И отданы они под честное слово…

Честь в традиции российского купечества восходила к православному пониманию. Большинство купцов были из простых работящих крестьянских семей, они собственным упорным трудом зарабатывали капитал, без каких-либо связей и протекций. В старообрядческих общинах практиковали и такое «первичное накопление капитала»: все семьи одной общины, что находилась в глубинке, скидывались и отдавали эти деньги «самому толковому», отправляя его в крупный город с главной целью – чтобы он наладил сбыт их сельскохозяйственной, ремесленной или другой продукции. Этот начальный капитал давался под честное слово тому, кого община с детства знала.

В наше время это кажется просто невозможным. А ведь работало же! Кроме того, купцы занимались еще и общественной, благотворительной деятельностью. Причем бескорыстно, а не ради пиара или снижения налогового бремени. Достаточно вспомнить Павла Михайловича Третьякова и его коллекцию картин!

Будущие купцы с малолетства воспитывались в миропонимании «под Богом ходим». Купцы считали успех в бизнесе Божьим благословением. После завершения успешной сделки многие шли в первую очередь в церковь поблагодарить Создателя.

Сдержать свое слово – это не только вопрос чистой совести. Это репутация. Купцы не работали со всеми подряд. Если они узнавали, что тот или иной купец уже нарушал свое обещание, то могли и отказаться от сотрудничества с ним. «Сарафанное радио» хорошо работало.

Также не стоит забывать, что были среди начинающих купцов и неграмотные, для которых бумажка ничего не значила по одной простой причине – они не могли ее прочесть. Поэтому более верили слову.

Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал. Это, кстати, упрощало и работу «налоговой службы». Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – это было равносильно банкротству.

А как вообще взаимодействовали купцы? Ведь у них тоже периодически возникали и трудности, и конфликты.

Порой на ярмарках случались разногласия, споры между купцами. Тогда в дело вступал словесный суд – устный и скорый. Назначаемый из окружного суда представитель выслушивал конфликтующие стороны и выносил свое решение. Стоит обратить внимание на то, что протокол не велся! Вердикт обжалованию не подлежал, а если не подчиниться, то можно и честь потерять, и засмеют.

Но словесный суд разбирал дела, где суть оспариваемого не превышала 500 рублей. Со спорами по более крупным суммам нужно было обращаться в суд – окружной, губернский.

Опытные купцы часто кредитовали начинающих купцов. Те брали деньги или товар под честное слово, обещая вернуть долг через год в судный ярмарочный день (любой с 25 июля по 2 августа). Так начинающие купцы набирали товар и уходили в родные края. Большинство из них возвращались с расплатой вовремя. В противном случае и слух пойдет, что купец разорился, проворовался, да и репутация его будет потеряна навсегда. Бывали случаи, когда начинающий купец разорился, но честь свою не потерял.

Был также обычай рвать пополам открытку. Одна часть оставалась у кредитора, вторая – у заемщика. И если через год по каким-либо серьезным причинам заемщик не смог приехать на ярмарку, то посылал вместо себя человека со своей половинкой открытки. Это означало, что приехать кредитуемый не смог, но свое слово сдержит.

Пример 3

Однажды купец Александр Петрович Бугров, для того, чтобы выиграть выгодный подряд, должен был срочно внести в кассу 20 000 рублей. С собой у него было меньше половины. Он прибежал на базар, снял свою шапку и обошел с ней всех купцов, быстро дособрав необходимую сумму. Подряд Александр Петрович выиграл. На следующий день утром он вернулся на тот же базар и снова обошел тех же купцов, спрашивая, сколько тот «кинул» в шапку, и с благодарностью отдавал долг.

Когда в деловой среде превалирует честность и доверие, это позволяет максимум усилий тратить на само дело, а не на препирательства и доказывание своей правоты.

Пример 4

В 1881 году литератор Николай Зегимель опубликовал книгу «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». В ней он обобщил все рекомендации для купцов по поведению в общении с покупателями, подчиненными и коллегами по ремеслу – своего рода Кодекс. Среди правил, приведенных в книге, можно выделить, к примеру, такие:

  • Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.
  • Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.
  • Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряженным с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.
  • Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались.
  • Будьте строго разборчивы в выборе помощников в вашем деле. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное вами жалованье. Семейный на маленьком жаловании существовать не может, он поневоле сделается нечестным и будет занят заботами о своих интересах.
  • Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное – честностью и добросовестностью.
  • Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, лучше живите ниже ваших средств, чем выше.

Пример 5

Знатоком купеческой среды был Островский. Его пьесы показывают, по каким правилам она жила, без идеализации – и изъяны, и достоинства. Чего только стоит история Ларисы Дмитриевны в «Бесприданнице» (позже экранизирована Рязановым в фильме «Жестокий романс»). Как глубоко Островский понял мятущуюся женскую душу, которая «любви искала и не нашла» – просмотр этой пьесы способен спасти и современных девушек от опрометчивого замужества и потери себя. А каков диалог в самом конце:

  • У тебя тоже цепи?
  • Хуже. Кандалы.
  • Какие?
  • Слово честное. Купеческое.

А сейчас нам необходимы юристы и нотариусы, печати, дополнительные документы и прочее. И все равно письменный договор отнюдь не гарантирует того, что условия сделки будут соблюдены. Есть даже такая грустная современная шутка: «Письменный договор позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу».

Раньше нормой было давать свою фамилию собственному бизнесу. А сейчас в норме ограничивать свою ответственность суммой, вложенной в предприятие (отсюда и понятие «общество с ограниченной ответственностью» в Гражданском кодексе РФ, которое появилось на заре построения в России капитализма после развала СССР – по этим предложенным правилам мы начали заново учиться строить бизнес).

И вот перед нами 2 варианта, как две противоположные системы. От того, какую из них выбирает большинство, зависит, как мы живем. А как хотели бы дальше жить Вы?

Сноски 1

  1. При написании данной статьи использовались материалы книг Л. Анисова «Третьяков» и В. Десятирика «Иван Сытин», статьи Павла Гуревича «Честное. Купеческое» в «Литературной газете» № 22’ 2010 и Сергея Емельянова «За честь – хоть голову снесть» в проекте «Родина» «Российской газеты» № 8’ 2017. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

Олег Б.
22.05.2022, 12:42

Спасибо Автору и Вашему проекту. Отличная статья, побудила зарегистрироваться на этом сайте. Возрождение купечества, это важный атрибут общества будущего, а не просто пережиток прошлого. За возрождение репутации и купечества. В основу деловых отношений всегда вкладываю доверие и добрую совесть. Всем желаю благ!

Редакция журнала
23.05.2022, 14:03 Олег Б.

Приятно встретить единомышленника.
БлагоДарим за добрые слова!

Рекомендовано для вас

Договор с протоколом разногласий

Между подрядчиком и заказчиком заключен договор подряда. Подрядчик подписал его с протоколом разногласий. Будет ли договор в таком случае считается заключенным?

Эффективное деловое общение по телефону

Предлагаем десятки оптимальных текстовых конструкций для ведения деловой беседы по телефону: как выстроить свой исходящий звонок; чего произносить не стоит и на какие фразы это лучше заменить; что говорить, если абонент оказался занят или его нет на месте; как вежливо уточнить данные о собеседнике; как организовать целый обзвон и систематизировать его результаты. Лучше всего люди запоминают начало и конец беседы – на это надо делать ставку. Даем готовые формулировки для приема входящих звонков: для переключения на специалистов и руководство организации, что говорить при их отсутствии, когда не расслышали человека, когда требуется время для уточнения информации, когда звонят сразу несколько телефонов, как разговаривать с конфликтным собеседником или излишне болтливым и многое другое. Взяв в свой арсенал эти фразы, секретарь станет более виртуозным, вежливым и «непробиваемым» :)

Технические ошибки (описки) в оформлении договоров и их последствия

Технические ошибки (описки) в договорах в дате, месте заключения договора, наименовании сторон и их реквизитах, в наименовании товара, единиц его измерения и количества, учета НДС могут привести к проблемам. Объясняем, к каким именно (на основе анализа судебной практики). Даем советы, каким образом их можно избежать, предлагаем полезные формулировки для договоров.

Числительные в текстах документов

Как правильно указывать денежные суммы в договоре (цифрами и словами; с включением НДС и когда сумма НДС не облагается). Как употреблять количественные и порядковые числительные в текстах документов в различных ситуациях (все показываем на примерах). Как правильно писать сокращения, знак «%», указывать диапазон значений, номер телефона и др.

Счет-договор и счет-оферта: зачем составлять, как оформить

Счет-договор и счет-оферта позволяют соблюсти золотую середину между необходимостью согласовать существенные условия сделки и компактностью, простотой, скоростью оформления документа. Объясняем, в каких ситуациях их лучше использовать, каковы риски. Приводим образцы оформления счета-договора на поставку товара и счета-оферты на оказание услуг.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

Сроки хранения договоров: теория и интересная практика (часть 1)

Где можно найти сроки хранения договоров. Какая специфика есть у акционерных обществ. Сроки хранения договоров, соглашений, контрактов, разбросанные по всему Перечню управленческих документов 2020 г., мы собрали в таблицу. Прокомментировали, как изменились сроки в действующем Перечне по сравнению с предыдущим 2010 г. Как определить срок хранения, если нужного вам договора в действующих Перечнях не нашлось. Примеры определения сроков хранения у договоров «двойного назначения». Когда договор считается законченным делопроизводством, чтобы со следующего года можно было начать исчислять его срок хранения. Эти аспекты мы рассмотрели в 1-й части очень подробной статьи, которую публикуем в этом номере журнала.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.