Top.Mail.Ru
Любопытные исторические факты показывают принципы, на которых раньше заключались сделки в купеческой среде.

Русские купцы были уверены, что богатство приходит вслед за репутацией. «Доброе имя лучше богатства», – говаривали они. И поэтому купеческое слово было наивысшей гарантией. Не банковская гарантия, не документ на бумаге, а именно слово, устное обещание. Ничего удивительного. Ведь за словом купца стояла его честь и возможность вести бизнес1.

Пример 1

Промышленник Сергей Иванович Четвериков в 1907 году через публикации в газете начал разыскивать кредиторов своего отца, чтобы вернуть долги. Дела мануфактуры, которой управлял его отец, шли из рук вон плохо. Отец покончил с собой, т.к. не мог «платить по счетам». За дело взялся его 21-летний сын. Ушли годы на восстановление и развитие бизнеса. Как только появилась финансовая возможность, сын решил разыскать кредиторов, чтобы восстановить доброе имя отца.

Пример 2

Министр финансов Сергей Витте в одном из официальных документов писал, что в обороте государства находятся 50 миллионов купеческих денег. И отданы они под честное слово…

Честь в традиции российского купечества восходила к православному пониманию. Большинство купцов были из простых работящих крестьянских семей, они собственным упорным трудом зарабатывали капитал, без каких-либо связей и протекций. В старообрядческих общинах практиковали и такое «первичное накопление капитала»: все семьи одной общины, что находилась в глубинке, скидывались и отдавали эти деньги «самому толковому», отправляя его в крупный город с главной целью – чтобы он наладил сбыт их сельскохозяйственной, ремесленной или другой продукции. Этот начальный капитал давался под честное слово тому, кого община с детства знала.

В наше время это кажется просто невозможным. А ведь работало же! Кроме того, купцы занимались еще и общественной, благотворительной деятельностью. Причем бескорыстно, а не ради пиара или снижения налогового бремени. Достаточно вспомнить Павла Михайловича Третьякова и его коллекцию картин!

Будущие купцы с малолетства воспитывались в миропонимании «под Богом ходим». Купцы считали успех в бизнесе Божьим благословением. После завершения успешной сделки многие шли в первую очередь в церковь поблагодарить Создателя.

Сдержать свое слово – это не только вопрос чистой совести. Это репутация. Купцы не работали со всеми подряд. Если они узнавали, что тот или иной купец уже нарушал свое обещание, то могли и отказаться от сотрудничества с ним. «Сарафанное радио» хорошо работало.

Также не стоит забывать, что были среди начинающих купцов и неграмотные, для которых бумажка ничего не значила по одной простой причине – они не могли ее прочесть. Поэтому более верили слову.

Вступая в купеческую гильдию, купец должен был объявить свой капитал. Это, кстати, упрощало и работу «налоговой службы». Купец, обманувший гильдию, с позором исключался из нее – это было равносильно банкротству.

А как вообще взаимодействовали купцы? Ведь у них тоже периодически возникали и трудности, и конфликты.

Порой на ярмарках случались разногласия, споры между купцами. Тогда в дело вступал словесный суд – устный и скорый. Назначаемый из окружного суда представитель выслушивал конфликтующие стороны и выносил свое решение. Стоит обратить внимание на то, что протокол не велся! Вердикт обжалованию не подлежал, а если не подчиниться, то можно и честь потерять, и засмеют.

Но словесный суд разбирал дела, где суть оспариваемого не превышала 500 рублей. Со спорами по более крупным суммам нужно было обращаться в суд – окружной, губернский.

Опытные купцы часто кредитовали начинающих купцов. Те брали деньги или товар под честное слово, обещая вернуть долг через год в судный ярмарочный день (любой с 25 июля по 2 августа). Так начинающие купцы набирали товар и уходили в родные края. Большинство из них возвращались с расплатой вовремя. В противном случае и слух пойдет, что купец разорился, проворовался, да и репутация его будет потеряна навсегда. Бывали случаи, когда начинающий купец разорился, но честь свою не потерял.

Был также обычай рвать пополам открытку. Одна часть оставалась у кредитора, вторая – у заемщика. И если через год по каким-либо серьезным причинам заемщик не смог приехать на ярмарку, то посылал вместо себя человека со своей половинкой открытки. Это означало, что приехать кредитуемый не смог, но свое слово сдержит.

Пример 3

Однажды купец Александр Петрович Бугров, для того, чтобы выиграть выгодный подряд, должен был срочно внести в кассу 20 000 рублей. С собой у него было меньше половины. Он прибежал на базар, снял свою шапку и обошел с ней всех купцов, быстро дособрав необходимую сумму. Подряд Александр Петрович выиграл. На следующий день утром он вернулся на тот же базар и снова обошел тех же купцов, спрашивая, сколько тот «кинул» в шапку, и с благодарностью отдавал долг.

Когда в деловой среде превалирует честность и доверие, это позволяет максимум усилий тратить на само дело, а не на препирательства и доказывание своей правоты.

Пример 4

В 1881 году литератор Николай Зегимель опубликовал книгу «Необходимые правила для купцов, банкиров, комиссионеров и вообще для каждого человека, занимающегося каким-либо делом». В ней он обобщил все рекомендации для купцов по поведению в общении с покупателями, подчиненными и коллегами по ремеслу – своего рода Кодекс. Среди правил, приведенных в книге, можно выделить, к примеру, такие:

  • Работайте сами. Не полагайтесь на своих помощников. То, что вы можете сделать сами, не давайте делать другим. Если необходимо что-то делать другим, то, по крайней мере, наблюдайте за ними.
  • Держите всегда данное слово. Лучше не обещайте, если не уверены в том, что вы в состоянии исполнить обещанное, но раз давши слово, вы должны его помнить и свято исполнять.
  • Не гонитесь за делом, обещающим большие барыши, но сопряженным с риском. Лучше занимайтесь такими предметами, которые дают хотя малую, но верную пользу.
  • Относитесь к своему делу с полным усердием, чем бы вы ни занимались.
  • Будьте строго разборчивы в выборе помощников в вашем деле. Нанимайте таких служащих, которые безбедно могут существовать на назначенное вами жалованье. Семейный на маленьком жаловании существовать не может, он поневоле сделается нечестным и будет занят заботами о своих интересах.
  • Всякое дело основано на доверии, поэтому вы должны всеми силами стараться снискать себе полное доверие тех, с кем вам приходится иметь дело. Этого вы можете достичь разными путями, а главное – честностью и добросовестностью.
  • Соблюдайте экономию в ваших личных расходах, лучше живите ниже ваших средств, чем выше.

Пример 5

Знатоком купеческой среды был Островский. Его пьесы показывают, по каким правилам она жила, без идеализации – и изъяны, и достоинства. Чего только стоит история Ларисы Дмитриевны в «Бесприданнице» (позже экранизирована Рязановым в фильме «Жестокий романс»). Как глубоко Островский понял мятущуюся женскую душу, которая «любви искала и не нашла» – просмотр этой пьесы способен спасти и современных девушек от опрометчивого замужества и потери себя. А каков диалог в самом конце:

  • У тебя тоже цепи?
  • Хуже. Кандалы.
  • Какие?
  • Слово честное. Купеческое.

А сейчас нам необходимы юристы и нотариусы, печати, дополнительные документы и прочее. И все равно письменный договор отнюдь не гарантирует того, что условия сделки будут соблюдены. Есть даже такая грустная современная шутка: «Письменный договор позволяет людям изложить на бумаге все причины, по которым они не доверяют друг другу».

Раньше нормой было давать свою фамилию собственному бизнесу. А сейчас в норме ограничивать свою ответственность суммой, вложенной в предприятие (отсюда и понятие «общество с ограниченной ответственностью» в Гражданском кодексе РФ, которое появилось на заре построения в России капитализма после развала СССР – по этим предложенным правилам мы начали заново учиться строить бизнес).

И вот перед нами 2 варианта, как две противоположные системы. От того, какую из них выбирает большинство, зависит, как мы живем. А как хотели бы дальше жить Вы?

Сноски 1

  1. При написании данной статьи использовались материалы книг Л. Анисова «Третьяков» и В. Десятирика «Иван Сытин», статьи Павла Гуревича «Честное. Купеческое» в «Литературной газете» № 22’ 2010 и Сергея Емельянова «За честь – хоть голову снесть» в проекте «Родина» «Российской газеты» № 8’ 2017. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 2

Олег Б.
22.05.2022, 12:42

Спасибо Автору и Вашему проекту. Отличная статья, побудила зарегистрироваться на этом сайте. Возрождение купечества, это важный атрибут общества будущего, а не просто пережиток прошлого. За возрождение репутации и купечества. В основу деловых отношений всегда вкладываю доверие и добрую совесть. Всем желаю благ!

Редакция журнала
23.05.2022, 14:03 Олег Б.

Приятно встретить единомышленника.
БлагоДарим за добрые слова!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Прием делегации для переговоров в своем офисе: советы по этикету

Статья содержит универсальные советы по деловому этикету: как назначать и подтверждать или переносить встречу; как встречать гостей, приветствовать, знакомиться, обмениваться визитками; что должно быть за столом переговоров; как вежливо прощаться. «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», – точно сформулировал Мигель де Сервантес. Какие-то вещи большинство чувствует интуитивно, а какие-то советы станут для вас новыми и помогут вам сформировать больше доброжелательных деловых контактов.

Счет-договор и счет-оферта: зачем составлять, как оформить

Счет-договор и счет-оферта позволяют соблюсти золотую середину между необходимостью согласовать существенные условия сделки и компактностью, простотой, скоростью оформления документа. Объясняем, в каких ситуациях их лучше использовать, каковы риски. Приводим образцы оформления счета-договора на поставку товара и счета-оферты на оказание услуг.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

Сроки хранения договоров: теория и интересная практика (часть 1)

Где можно найти сроки хранения договоров. Какая специфика есть у акционерных обществ. Сроки хранения договоров, соглашений, контрактов, разбросанные по всему Перечню управленческих документов 2020 г., мы собрали в таблицу. Прокомментировали, как изменились сроки в действующем Перечне по сравнению с предыдущим 2010 г. Как определить срок хранения, если нужного вам договора в действующих Перечнях не нашлось. Примеры определения сроков хранения у договоров «двойного назначения». Когда договор считается законченным делопроизводством, чтобы со следующего года можно было начать исчислять его срок хранения. Эти аспекты мы рассмотрели в 1-й части очень подробной статьи, которую публикуем в этом номере журнала.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.