Top.Mail.Ru

Профессиональный стандарт «Специалист архива»: уровни и сферы применения

1 сентября 2021 г. начинает действовать профессиональный стандарт «Специалист архива». Один из его ключевых разработчиков ориентирует вас в сфере применения и содержании нового профстандарта.

Кто и для кого разработал новый профстандарт

Вступающий в силу с 1 сентября 2021 г. профессиональный стандарт «Специалист архива» 1 был разработан в рамках комплекса отраслевых нормативных документов данного типа, относящихся к группе 07 «Административно-управленческая и офисная деятельность» в рамках Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданного в 2014 г. Ответственной организацией-разработчиком и одновременно аудитором внедрения профессиональных стандартов в области управления различными системами и видами документации, а также архивной деятельности является некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников» (руководитель – Л.П. Хлюснева).

В зависимости от содержания профстандарта представители руководства данной организации привлекают к сотрудничеству различные учреждения, которые представляли бы кадровые интересы работодателей, методические знания и потребности высших и средних профессиональных учебных заведений, научного экспертного сообщества. Данный состав участников, а также организуемые по линии указанного некоммерческого партнерства и других заинтересованных институциональных структур общественные обсуждения позволяют создавать компромиссные, учитывающие потребности различных юридических и физических лиц документы, призванные регулировать не только индикаторы и содержание профессиональных квалификаций, но и практику социально-трудовых отношений в конкретных отраслях.

В разработке утвержденного в марте 2021 г. профстандарта «Специалист архива» приняло участие несколько групп учреждений:

  • в составе первой группы разработчиков участвовали коммерческие организации (АО «Газпромбанк», ООО «Газпром Комплектация», «ОСГ Рекордз Менеджмент Центр» и ООО «Экспобанк»). Их мотивация к данной работе была вызвана тем, что в них, а также в близких им по профилю коммерческих структурах к настоящему времени хранится большое число документов, для работы с которыми необходимо привлекать кадры, обладающие необходимой квалификацией и четкими функциональными обязанностями;
  • во вторую группу разработчиков вошли педагогические работники Российского государственного гуманитарного университета и Колледжа Министерства иностранных дел России. Данные образовательные учреждения, являясь признанными лидерами в сфере профессиональной подготовки архивистов, координируют и в значительной мере осуществляют разработку федеральных государственных образовательных стандартов соответственно по направлению высшего образования «Документоведение и архивоведение» и направлению «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для учреждений среднего профессионального образования;
  • в качестве научно-экспертной структуры проектирование и содержательное наполнение профессионального...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Новый профстандарт «Специалист службы протокола»

1 сентября 2023 года вступит в силу новый профессиональный стандарт. Автор статьи является одним из его разработчиков. Поясняем требования к уровню образования и условия допуска к работе специалистом службы протокола. Что полезного вы еще можете почерпнуть для себя из этого профстандарта.

Требования какого профстандарта или ЕКС надо применять к специалисту службы ДОУ?

В каких случаях организациям надо руководствоваться профстандартами, квалификационными справочниками. Какие требования по составу должностных обязанностей и уровню образования предъявляют все эти нормативные документы к специалисту службы ДОУ, делопроизводителю, документоведу. Почему должности в штатном расписании могут быть названы неправильно, и на что тогда ориентироваться. Поводом для написания этой статьи стал вопрос читателя.

Как можно применять профстандарты в службе делопроизводства

Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала. Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы, к составу трудовых действий и необходимым знаниям и умениям: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.

Как читать любой профстандарт на примере стандарта специалиста ДОУ

Профстандарты имеют одинаковое «прокрустово ложе», в которое вливается уникальное содержимое. Научитесь читать один профстандарт, сможете прочесть и другие. Автор учит этому на примере профстандарта «Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией», где описаны требования к секретарю-администратору, секретарю руководителя, помощнику руководителя, делопроизводителю и др. Объясняем, что могут почерпнуть из него работодатель, сам работник и образовательная организация. Как ориентироваться в логике изложения материала. Какие уровни квалификации нужны для выполнения работы в сфере ДОУ. Какие обобщенные трудовые функции описаны, из каких конкретных трудовых функций и действий они состоят, какие знания и умения нужны для их качественного выполнения. Для какой работы какой уровень образования и опыт требуются, какие дополнительные требования могут предъявляться. Какие наименования должностей для какого функционала уместны.

Профессиональные стандарты в деятельности организаций, в т.ч. в сфере ДОУ

Очерчен круг организаций, для которых профстандарты станут обязательными уже с 1 января 2020 года. Поможем сориентироваться в структуре профстандартов: где что искать, как использовать. Прокомментируем содержание профильных стандартов для работников в сфере документационного обеспечения управления: какие должности с какими обязанностями и требованиями к образованию и квалификации зафиксированы. Что приоритетнее: квалификационные справочники или профстандарты, аттестация на соответствие им силами работодателя либо экзамен независимого центра оценки? Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?

Как можно применять профстандарты в службе делопроизводства

Показываем на примерах, как можно находить и скачивать профстандарты из официального реестра. Как правильно соотнести должность из определенной сферы деятельности с конкретным профстандартом. Показываем список действующих профстандартов для административно-офисного персонала. Как можно воспользоваться сформулированными в профстандарте требованиями к образованию и опыту работы, к составу трудовых действий и необходимым знаниям и умениям: при описании вакансии, проведении аттестации, распределении обязанностей между сотрудниками своего подразделения (избавление от дубляжа, обнаружение «бесхозного» функционала), составлении должностных инструкций.

Секретарь и делопроизводитель: функциональные обязанности по профессиональному стандарту

В статье рассматриваются квалификационные требования к специалистам в области документационного обеспечения управления, которые в 2015 году были утверждены профессиональным стандартом. Даются рекомендации о закреплении стандартных формулировок трудовых функций в должностных инструкциях секретаря и делопроизводителя, на основании которых производится как разделение должностных обязанностей, так и их кооперация за счет правильного ­взаимодействия и ­взаимозамещения. Поводом для написания статьи послужил вопрос читателя.

Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация (часть 1)

Как можно назвать подразделение, ответственное за документационное обеспечение управления, какие подразделения в него могут входить. Какой должностной состав возможен. Как рассчитать необходимую численность работников. Какие задачи и функции должна выполнять служба ДОУ, как форма ведения делопроизводства отражается на распределении работы между службой ДОУ и другими подразделениями, каковы последние тенденции. Как выявить загрузку работников и рассчитать необходимый численный состав (приводим 2 методики), как бороться с дубляжом функционала при помощи матрицы ответственности. На какие нормативные и методические документы общегосударственного уровня стоит опереться, для кого они обязательны, откуда что можно взять.