Профессиональный стандарт «Специалист архива»: уровни и сферы применения

1 сентября 2021 г. начинает действовать профессиональный стандарт «Специалист архива». Один из его ключевых разработчиков ориентирует вас в сфере применения и содержании нового профстандарта.

Кто и для кого разработал новый профстандарт

Вступающий в силу с 1 сентября 2021 г. профессиональный стандарт «Специалист архива» 1 был разработан в рамках комплекса отраслевых нормативных документов данного типа, относящихся к группе 07 «Административно-управленческая и офисная деятельность» в рамках Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, созданного в 2014 г. Ответственной организацией-разработчиком и одновременно аудитором внедрения профессиональных стандартов в области управления различными системами и видами документации, а также архивной деятельности является некоммерческое партнерство «Национальная ассоциация офисных специалистов и административных работников» (руководитель – Л.П. Хлюснева).

В зависимости от содержания профстандарта представители руководства данной организации привлекают к сотрудничеству различные учреждения, которые представляли бы кадровые интересы работодателей, методические знания и потребности высших и средних профессиональных учебных заведений, научного экспертного сообщества. Данный состав участников, а также организуемые по линии указанного некоммерческого партнерства и других заинтересованных институциональных структур общественные обсуждения позволяют создавать компромиссные, учитывающие потребности различных юридических и физических лиц документы, призванные регулировать не только индикаторы и содержание профессиональных квалификаций, но и практику социально-трудовых отношений в конкретных отраслях.

В разработке утвержденного в марте 2021 г. профстандарта «Специалист архива» приняло участие несколько групп учреждений:

  • в составе первой группы разработчиков участвовали коммерческие организации (АО «Газпромбанк», ООО «Газпром Комплектация», «ОСГ Рекордз Менеджмент Центр» и ООО «Экспобанк»). Их мотивация к данной работе была вызвана тем, что в них, а также в близких им по профилю коммерческих структурах к настоящему времени хранится большое число документов, для работы с которыми необходимо привлекать кадры, обладающие необходимой квалификацией и четкими функциональными обязанностями;
  • во вторую группу разработчиков вошли педагогические работники Российского государственного гуманитарного университета и Колледжа Министерства иностранных дел России. Данные образовательные учреждения, являясь признанными лидерами в сфере профессиональной подготовки архивистов, координируют и в значительной мере осуществляют разработку федеральных государственных образовательных стандартов соответственно по направлению высшего образования «Документоведение и архивоведение» и направлению «Документационное обеспечение управления и архивоведение» для учреждений среднего профессионального образования;
  • в качестве научно-экспертной структуры проектирование и содержательное наполнение профессионального...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Для кого профессиональные стандарты обязательны?

Отвечаем на важные вопросы. Для кого и в какой части профстандарты обязательны (по общему правилу)? Для каких организаций и для каких должностей / профессий есть своя специфика? На эти вопросы даем четкие ответы. Не до конца урегулированной остается только ситуация с госорганами и госорганизациями – для них одновременно существуют прямо противоположные трактовки одной и той же нормативной базы, поэтому еще объясняем, как сложилась практика.

Осмысление судьбы профессии архивиста

Стоит ли разделять 2 специальности: историк-архивист и ИТ-архивист? Стоит ли разделять специалистов ДОУ и архивистов? Какие ИТ-технологии и в каком объеме пора осваивать, чтобы остаться на плаву? Глубокие ответы со знанием реалий дает эксперт с 40-летним опытом работы, как раз освоивший эти несколько смежных специальностей.

Профессиональный стандарт для специалиста по цифровизации документированных сфер деятельности

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности». С нашей помощью вы разберетесь в его «туманных» формулировках, поняв, кто же такой «цифровизатор», какие трудовые действия он выполняет, под какими наименованиями должностей «скрывается» и какие требования предъявляются к его образованию. В какой мере требования нового профстандарта распространяются на специалистов и руководителей служб документационного обеспечения управления (ДОУ) – на людей, занимающихся делопроизводством и архивным хранением. В чем основные проблемы нового профстандарта.

Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация

Во второй части статьи, публикуемой в этом номере журнала, мы рассмотрели задачи и функции службы ДОУ, как регламентировать ее деятельность. Как форма ведения делопроизводства отражается на распределении работы между службой ДОУ и другими подразделениями, каковы последние тенденции. Назвали основные направления оптимизации деятельности.

Профессиональные стандарты в деятельности организаций, в т.ч. в сфере ДОУ

Очерчен круг организаций, для которых профстандарты станут обязательными уже с 1 января 2020 года. Поможем сориентироваться в структуре профстандартов: где что искать, как использовать. Прокомментируем содержание профильных стандартов для работников в сфере документационного обеспечения управления: какие должности с какими обязанностями и требованиями к образованию и квалификации зафиксированы. Что приоритетнее: квалификационные справочники или профстандарты, аттестация на соответствие им силами работодателя либо экзамен независимого центра оценки? Могут ли уволить за несоответствие профстандарту?

Для кого профессиональные стандарты обязательны?

Отвечаем на важные вопросы. Для кого и в какой части профстандарты обязательны (по общему правилу)? Для каких организаций и для каких должностей / профессий есть своя специфика? На эти вопросы даем четкие ответы. Не до конца урегулированной остается только ситуация с госорганами и госорганизациями – для них одновременно существуют прямо противоположные трактовки одной и той же нормативной базы, поэтому еще объясняем, как сложилась практика.

Профессиональный стандарт для специалиста по цифровизации документированных сфер деятельности

С 1 сентября 2021 г. вступает в силу новый профессиональный стандарт «Специалист цифровой трансформации документированных сфер деятельности». С нашей помощью вы разберетесь в его «туманных» формулировках, поняв, кто же такой «цифровизатор», какие трудовые действия он выполняет, под какими наименованиями должностей «скрывается» и какие требования предъявляются к его образованию. В какой мере требования нового профстандарта распространяются на специалистов и руководителей служб документационного обеспечения управления (ДОУ) – на людей, занимающихся делопроизводством и архивным хранением. В чем основные проблемы нового профстандарта.

Секретарь и делопроизводитель: функциональные обязанности по профессиональному стандарту

В статье рассматриваются квалификационные требования к специалистам в области документационного обеспечения управления, которые в 2015 году были утверждены профессиональным стандартом. Даются рекомендации о закреплении стандартных формулировок трудовых функций в должностных инструкциях секретаря и делопроизводителя, на основании которых производится как разделение должностных обязанностей, так и их кооперация за счет правильного ­взаимодействия и ­взаимозамещения. Поводом для написания статьи послужил вопрос читателя.