Указ Президента РФ от 17.01.2023 № 16 лишил права голоса представителей недружественных стран в органах управления отечественными организациями. Поясняем, каких органов управления в каких организациях это касается. Кого могут лишить права голоса и на какой период, какие есть исключения. Как это может быть реализовано. Какие страны признаны недружественными. О целях данного «мероприятия» высказался глава РСПП Александр Шохин.
В результате введения против России санкций многие иностранные акционеры и члены органов управления российских юридических лиц перестали участвовать в принятии корпоративных решений. В отдельных случаях такое участие может даже повлечь для них уголовные последствия. Однако это не отменяет для них реальной возможности влиять на деятельность компаний в России, более того, потенциально такое влияние может быть направлено во вред экономическим или военным отношениям. Учитывая такую возможность, Президентом Российской Федерации 17 января 2023 года был издан Указ № 16. Данным указом устанавливается временный порядок в отношении ряда российских хозяйственных обществ. Рассмотрим изменения, внесенные этим указом в текущий порядок принятия и оформления решений.
Срок действия Указа ограничен 31 декабря 2023 года, но стоит принимать во внимание риск продления его действия, если санкции в отношении России продолжат свое существование.
Каких организаций это касается
Для начала надо пояснить, какие организации называются хозяйственными обществами. Согласно ст. 66 ГК РФ это «корпоративные коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом», по общему правилу право участников хозяйственного общества определяется пропорционально их долям в уставном капитале этой организации. Самыми распространенными вариантами хозяйственных обществ у нас являются ООО, АО, ПАО.
Указ касается достаточно ограниченного круга организаций – тех, кто одновременно удовлетворяет нескольким условиям:
- ведет деятельность в области энергетики (в т.ч. электроэнергетики), машиностроения или торговли;
-
объем выручки организации или группы лиц, в которую она входит, за 2022 год должен превышать 100 млрд рублей;
- в отношении контролирующего лица и (или) бенефициарного владельца компании введены ограничительные меры иностранным государством и тому подобными субъектами;
- иностранным лицам, связанным с иностранными государствами, которые совершают недружественные действия в отношении России, ее юридических и физических лиц, принадлежат доли в уставном капитале (акции) российского хозяйственного общества в размере, не превышающем 50% его уставного капитала.
Среди критериев мы видим наличие большого оборота, ограничения по сфере деятельности, наличие обязательных персональных санкций. Все это сильно сужает границы применения данного указа. По сути, его действие сводится к организации контроля за единичными крупными совместными международными проектами на территории нашей страны.
На это указывает и п. 4 Указа, определяющий дополнительные исключения – ограничение права голоса не может вводиться в отношении:
Фрагмент документа
Указ Президента Российской Федерации от 17.01.2023 № 16 «О временном порядке принятия решений органами некоторых российских хозяйственных обществ»
4. В целях применения настоящего Указа лицами недружественных иностранных государств не признаются:
а) граждане Российской Федерации и лица, находящиеся под их контролем;
б) юридические и физические лица, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к недружественным иностранным государствам, при условии, что такие лица установили контроль в отношении лиц недружественных иностранных государств до 1 марта 2022 г.;
в) лица, находящиеся под контролем юридических или физических лиц, личным законом которых является право иностранного государства, не относящегося к недружественным иностранным государствам, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.;
г) лица, находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к недружественным иностранным государствам, при условии, что такой контроль установлен до 1 марта 2022 г.
Поясним, что означают эти формулировки.
С подп. «а» вопросов не возникает. Граждане России – это понятная категория. Контролируемые ими юрлица тоже. Единственное, на что стоит обратить внимание, так это на то, что в данном подпункте не упоминаются «недружественные государства». Значит, если гражданин РФ контролирует деятельность юридического лица недружественного государства, то такая компания не может быть лишена права голоса, даже если она зарегистрирована и действует по законам, например, США.
С подп. «б» уже возникают вопросы. Раз указано, что контроль должен был быть установлен до 1 марта 2022 года, значит, даже если компания зарегистрирована в дружественной для России стране, но приобрела акции (доли) после этой даты, ее можно лишить голоса? Представляется, что да. Учитывая дату начала СВО, можно предположить, что в данном подпункте подразумевается защита от смены юрисдикции компаниями из недружественных государств.
Подпункт «в» является отражением предыдущего пункта, но регулирует порядок работы с государственными компаниями дружественных государств. Впрочем, в нем так же включена защита от смены юрисдикций.
Подпункт «г» представляет собой «заглушку» для цепочки юридических лиц – для тех случаев, когда лица недружественных государств владеют акциями (долями) через цепочку зарегистрированных в России компаний, т.е. читать его надо, на наш взгляд, следующим образом: «лица (российские), находящиеся под контролем иностранного государства, не относящегося к недружественным...».
Каких прав лишают
Данным Указом вводится особый порядок принятия решений на всех уровнях управления хозяйственных обществ, подпадающих под его действие. В особом порядке принимаются решения:
- общим собранием участников (акционеров);
- советом директоров (наблюдательным советом);
- коллегиальным исполнительным органом (КИО, при наличии).
Таким образом, ограничения коснулись фундаментальных вопросов деятельности обществ. То есть вопросов, решаемых прежде всего на стратегическом уровне управления. К таким традиционно относятся следующие:
- существование общества (ликвидация, реорганизация);
- стратегия развития;
- судьба значительной части его имущества (одобрение крупных сделок и сделок с заинтересованностью);
- утверждение устава и избрание органов непосредственного управления обществом (генерального директора, членов совета директоров);
- размещение эмиссионных ценных бумаг общества и т.п.
Согласно Указу, если:
- в составе управляющих органов общества есть лица недружественных иностранных государств или
- лица, которые назначены (избраны) из числа кандидатур, предложенных лицами недружественных иностранных государств,
то остальные акционеры (участники):
- вправе принять решение (простым большинством голосов), т.е. голоса, принадлежащие таким «недружественным» лицам не будут учитываться при определении кворума и результатов голосования.
Решения по всем вопросам считаются в этом случае принятыми большинством голосов от общего числа голосов, принадлежащих лицам, которые входят в состав органа российского хозяйственного общества и не являются лицами недружественных иностранных государств.
Какие страны признаны недружественными
Самое время разобраться, какие страны считаются недружественными. В этом вопросе ориентироваться надо на распоряжение Правительства РФ, которое вышло вскоре после начала СВО (в начале марта 2022 г.).
Потом первоначальный список недружественных стран неоднократно пополнялся. Примечательно, что один из ключевых «зачинщиков провокации» – Великобритания появилась в нем только в октябре 2022 г. Страны Евросоюза указаны не поименно, а скопом «Государства – члены Европейского союза». Получается, что вступление в Евросоюз автоматически делает государство для России недружественным, а выход из него – дружественным. На данный момент список выглядит так:
Фрагмент документа
Перечень иностранных государств и территорий, совершающих в отношении Российской Федерации, российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (утв. распоряжением Правительства РФ от 05.03.2022 № 430-р)
Отдельные проблемы применения
По сути, Президент России вводит особый порядок, изымающий целый ряд правовых норм из корпоративного законодательства (ГК РФ, федеральные законы об ООО и АО). Более того, возникают вопросы и о соответствии введенных норм базовых нормам Конституции РФ. Ну а с нами экономическая война ведется с соблюдением основополагающих принципов права? Конечно же, нет.
Лишение права голоса «недружественных лиц» в российских корпорациях происходит впервые! Ни практики применения, ни практики судебного оспаривания данного Указа пока нет. Скорее всего (учитывая ограниченность сферы его применения по кругу лиц), судебных споров в отношении применения данного документа не будет. Если вопросы и возникнут, решаться они будут в узком кругу (между представителями крупных инвесторов и нашего государства) за закрытыми дверями при обсуждении дальнейшей судьбы международных проектов.
Согласно Указу, ограничение права голоса для лиц недружественного государства – это право, а не обязанность акционеров (участников). Реализация этого права производится простым большинством голосов тех, кто не является лицами недружественного государства (п. 3 Указа). При прочтении данного пункта сразу появляется несколько чисто технических вопросов.
-
Кто и каким образом при подготовке собрания определяет лиц из недружественных государств? Требуется ли подтверждение в этом случае, и как его получить?
Представляется, что круг лиц предварительно определяется лицом / органом, созывающим собрание на основании данных списка участников (реестра акционеров), источников, находящихся в свободном доступе и по возможности учредительных документов (паспортов) лиц, которых намерены исключить из состава управления.
-
В каком порядке должно проводиться собрание, на котором происходит ограничение права голоса? В обычном? А может, в аналогичном годовому собранию?
С теоретической точки зрения, на наш взгляд, собрание «об исключении из кворума принятия решений» должно собираться специально. Доводы в пользу этой позиции носят технический характер. Перед собранием мы должны посчитать кворум. На основании чего лица, осуществляющие подсчет, должны исключать кого-то из участников? Ведь кандидатуру каждого из них надо рассмотреть и затем решить, отвечает ли он критериям исключения из кворума. Логично, что требуется предварительное «техническое» собрание для рассмотрения этих вопросов. Но такой вариант легко реализуем только для совета директоров или правления (КИО). В отношении общих собраний проведение двух подряд дорого и нецелесообразно, особенно учитывая, что адресован Указ, прежде всего, системообразующим компаниям, большая часть из которых – акционерные общества с большим числом акционеров. В этом случае «исключение» по сути будет проводиться волевым решением лица, собирающего общее собрание акционеров / участников до его начала. Причем единственный механизм оспаривания в этом случае – судебный.
-
Нужно ли проводить собрание для каждого органа, где происходит такое ограничение, или достаточно принять решение на общем собрании акционеров (участников), сразу ограничив право голоса на всех уровнях управления?
Указ не определяет, в каком порядке должно проходить «лишение права голоса». Однако учитывая, что лица, подлежащие исключению, в каждом из органов разные и тот факт, что такое исключение – это, прежде всего, право, а не обязанность, на наш взгляд, для каждого уровня управления должны пройти свои собрания:
- решение на уровне общего собрания акционеров (ОСА) или участников (ОСУ) должны принимать акционеры / участники;
- а решение на уровне совета директоров – директора.
То есть теоретически возможна ситуация, когда на уровне ОСА или ОСУ отстранение произошло, а директора продолжают выполнять свои обязанности.
Хотя в принципе решения относительно всех органов и уровней управления может принять высший орган управления обществом: ОСА или ОСУ.
-
Нужно ли платить вознаграждение отстраненным от управления членам совета директоров? А заработную плату отстраненным членам коллегиального органа управления?
Указ опять же не уточняет данный момент. В целом представляется правильным, что при определении ответа надо исходить из того, какого типа договоры заключены с отстраненными лицами:
- если речь идет о гражданско-правовых договорах, то приостановка их исполнения (оставим пока в стороне причину такой приостановки) может влечь и прекращение выплаты вознаграждения;
- в отношении же трудовых договоров такое отстранение можно рассматривать как простой по вине работодателя, естественно, если ранее сотрудник самовольно не прекратил выполнение своих обязанностей. В этом случае после принятия решения о прекращении его полномочий он может быть уволен. Но мы помним, что Указ содержит в себе ограничение срока своего действия до конца 2023 года, конечно, он может быть продлен в ситуации продолжения экономической войны.
Для чего все это?
Стоит отметить, что прочтение Указа в целом оставляет очень странное впечатление. Однако любому практику известно, что чем больше новый процесс будет в самом начале отрегулирован, тем больше это может повлечь нарушений в его первоначальном применении, что даст возможность оспаривания. А так дана свобода исполнителям выбирать, как именно действовать в соответствии с Указом. В целом из практики такая «техническая непроработанность» вполне сейчас понятна.
Добавим сюда весьма своеобразные заявления от инициаторов данного документа. Напомним, на стол Президента РФ его положили с подачи Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Если посмотреть, какие заявления делались президентом РССП Шохиным, то создается впечатление, что Указ подписан не столько для защиты интересов акционеров со стороны России, сколько с целью защитить иностранных инвесторов от их собственных правительств.
Вот что говорил глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин в декабре 2022 года: «До сих пор есть иностранные акционеры у российских компаний и, честно говоря, российские партнеры не стремятся от них избавиться, ну мало ли, как жизнь еще сложится. И в то же время они {зарубежные акционеры} по понятным причинам не хотят участвовать в корпоративных решениях... Поэтому мы предлагаем через суд, правда временно, их поражать в правах, не засчитывать их голоса при принятии решений... В частности, иностранные партнеры не участвуют в собраниях акционеров, не голосуют, если они еще остались в советах директоров, и это мешает принимать корпоративные решения... Конечно, мера {ограничить права}, мягко говоря, не соответствует духу корпоративного управления, но она вынужденная, потому что ни дивиденды распределить нельзя, ни принять многие кадровые решения ключевые и так далее».
После подписания Указа Шохин заявил: «Сейчас начало года, и компаниям нужно принимать бюджеты, инвестпрограммы, у генеральных директоров истекают полномочия, в общем это целый клубок проблем, который просто замораживает деятельность компаний, поскольку иностранный акционер не может голосовать под угрозой уголовного преследования в своей стране. Они бы и рады продолжать работать, но пока это невозможно. Мера временная, этот порядок будет действовать до конца 2023 года. Право собственности остается незыблемым, российские компании совершенно не стремятся избавляться от своих партнеров. Но жизнь продолжается, и бизнес должен работать».