Новшества «Примерного положения об экспертной комиссии организации»

Какова зона действия нового нормативного документа, вступившего в силу в июне 2018 года? Все ли организации теперь обязаны создавать у себя экспертную комиссию (ЭК)? И кто должен войти в ее состав? Какие из перечисленных функций ЭК вызывают недоумение? В завершение рассмотрена ситуация изменения сроков хранения документов, которые были им назначены ранее ЭК собственной организации (можно ли это делать «задним числом», править ли номенклатуру дел).

Двоевластие?

29.06.2018 вступило в силу «Примерное положение об экспертной комиссии организации», утвержденное приказом Росархива от 11.04.2018 № 43 (зарегистрировано в Минюсте России 15.06.2018) 1.

Это не первый нормативный правовой акт, регламентирующий работу экспертных комиссий. Приказом Росархива от 19.01.1995 № 2 было утверждено «Примерное положение о постоянно действующей экспертной комиссии учреждения, организации, предприятия» 2.

Когда новый нормативный документ сменяет старый, то предыдущий признается утратившим силу – такой пункт включают в приказ, утверждающий новый нормативный документ (либо такая норма включается в другой документ). Но пока этого сделано не было!

Такой подход можно было бы объяснить разной зоной действия этих «братских» Положений, но у них есть пересечение:

  • если новое Положение распространяется на все организации России,
  • то старое Положение предписывало организовать разработку на основе себя индивидуального положения об экспертной комиссии (ЭК) только организациям – источникам комплектования Архивного фонда РФ. А все остальные имели право создавать ЭК, и если такой орган в организации появлялся, то в его работе следовало руководствоваться старым Положением (это отражено в сноске ).

Можете сами в этом убедиться, взглянув на оба документа. Интересующие нас фрагменты выделены курсивом:

Фрагмент документа

Фрагмент документа

Все ли организации обязаны создавать ЭК?

Главный вопрос, который возникает при изучении нового Положения: все ли организации обязаны создавать экспертные комиссии или без этого совещательного органа при руководителе организации можно прожить? К сожалению, новое Положение четко не разъясняет этот вопрос, и он повисает в воздухе!

Состав ЭК

Недоумение вызывает и состав ЭК, предписываемый новым Положением:

  • возглавить ЭК должен один из заместителей руководителя организации. Что делать тем несчастным компаниям, у которых нет в наличии ни одного заместителя руководителя? Срочно вводить эту должность в штатное расписание?
  • можно было бы удивиться, зачем организациям, которые не являются источниками комплектования ни государственного, ни муниципального архива, включать в состав своих ЭК их представителей. Но в п. 4 нового Положения есть спасающая ситуацию оговорка о том, что это делается по согласованию сторон.

Фрагмент документа
Пункт 4 Примерного положения об экспертной комиссии организации (утв. приказом Федерального архивного агентства от 11.04.2018 № 43)

4. Персональный состав ЭК определяется приказом руководителя организации.

В состав ЭК включаются: председатель комиссии, секретарь комиссии, представители службы делопроизводства и архива, основных структурных подразделений организации, государственного или муниципального архива, источником комплектования которого выступает организация (по согласованию).

Председателем ЭК назначается один из заместителей руководителя организации.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
Ловите годовую подписку 2022 в сентябре!
Скидка становится меньше с каждым месяцем.

Рекомендовано для вас

Меняются правила работы с бумажными трудовыми книжками (часть 2)

С 1 сентября 2021 года вступит в силу новый Порядок работы с бумажными трудовыми книжками. В этом номере мы продолжаем рассказывать об изменениях в работе с ними: при заполнении их дубликатов вкладыш можно больше не вшивать в трудовую книжку, вернули возможность проставления в этом документе печати кадровой службы, есть существенные изменения в учете трудовых книжек и бланков. Еще мы описали проблемы, которые остались не урегулированы в новом Порядке, а также дали практические рекомендации по актуализации работы с трудовыми книжками в организации.

Промахи новых Правил хранения научно-технической документации

Описаны основные проблемы содержания новых Правил хранения НТД, в т.ч. касающиеся электронных НТД. Охарактеризованы главные болевые точки самих научно-технических документов в современной России (в т.ч. на примере яркого судебного разбирательства о попытке госорганов Тульской области вернуть необходимую проектную документацию советского института, приватизированного в 1992 году).

Меняются правила работы с бумажными трудовыми книжками (часть 1)

С 1 сентября 2021 года вступит в силу новый порядок работы с бумажными трудовыми книжками. Формы трудовой книжки, вкладыша в нее и правила их заполнения изменятся незначительно. Скорее, Минтруд постарался урегулировать те пробелы, что были раньше и вызывали вопросы на практике, ощутимым для всех изменением, пожалуй, станет только отказ от ознакомления перед увольнением работника с записями, внесенными в его трудовую книжку, – об этом мы рассказываем сейчас. Про выдачу, учет и хранение бумажных трудовых книжек мы подробно поговорим в следующем номере журнала – тут изменения будут более существенные.

Вступили в силу новые Правила хранения НТД

Для кого обязательны уже вступившие в силу новые Правила организации хранения, комплектования, учета и использования научно-технической документации. Что относится к НТД (перечислили их группы и виды документов внутри) – этого в Правилах нет, но данная информация пригодится вам для их понимания. Далее объясняем «основные вехи» того, как новые Правила регламентируют процессы работы: принципы систематизации документов у каждой группы НТД свои; что будет единицей хранения / учета; регистрация электронных НТД; основные положения об использовании и экспертизе ценности НТД и др. Что организация должна регламентировать сама.

Анализ нового Перечня документов со сроками хранения и сравнение с Перечнем 2010 г.

Состав статей в новом Перечне существенно сократился. Объясняем, как действовать, если в Перечне 2010 г. была статья, по которой вы определяли срок хранения дела в своей номенклатуре дел, а в новом Перечне аналогичной статьи не оказалось. Отмечаем, что еще изменилось в новом Перечне 2019 г. по сравнению с предыдущим Перечнем 2010 г. Анализируем изменения состава категорий документов и сроков хранения. Рассказываем вам о наиболее значимых документах, которые актуальны для любой организации: по кадровому обеспечению (в т.ч. в связи с вводом «электронной трудовой книжки»), по документационному обеспечению управления и по договорной работе. В ряде случаев даем рекомендации по формулированию статей в номенклатуре дел.

Что изменилось в ГОСТ Р 7.0.97-2016 по сравнению с ГОСТ Р 6.30-2003

Воспользуйтесь готовым анализом изменений в оформлении организационно-распорядительных документов: какие реквизиты появились, какие упразднили, что поменялось в правилах оформления оставшихся (там достаточно много корректировок). Так вам будет легче оценить, какие нововведения следует внести в правила составления документов вашей организации. Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 вступает в силу 1 июля 2018 года. Поясним, что в нем только что изменилось по сравнению с первоначальной редакцией, утвержденной еще в декабре 2016 года.

К документам какого года применять новый Перечень со сроками хранения

18.02.2020 вступил в силу новый Перечень документов со сроками хранения. Что нужно сделать с номенклатурой дел на 2020 год до конца текущего года? По какому Перечню (новому или старому) определять сроки хранения документов, созданных до вступления в силу нового Перечня, но включаемых в опись на передачу в архив либо в акт о выделении к уничтожению сейчас – после 18.02.2020? Ответы на эти вопросы даны со ссылками на нормативные документы

Новые Правила делопроизводства для госорганов и органов местного самоуправления

Проанализируем содержание новых Правил по делопроизводству, которые вступили в силу 12 февраля 2020 года. Для кого они обязательны? На какие положения Правил стоит обратить особое внимание при актуализации своей Инструкции по делопроизводству? Какие упущения Правил придется восполнять самостоятельно? Обратите внимание на заложенную в Правилах систему распределения ответственности за организацию и ведение делопроизводства между службой делопроизводства, руководителями разного уровня и другими сотрудниками. Для претворения в жизнь недостаточно ее отражения в Инструкции по делопроизводству организации, может потребоваться актуализация кадровых документов.