Top.Mail.Ru
С января 2020 года вступили в силу изменения законодательства, связанные с переходом на электронные трудовые книжки. Поясним, какие сведения о трудовой деятельности работников и когда теперь организация должна подавать в ПФР. Что и когда надо сделать работодателю внутри своей организации: приводим формы уведомления сотрудников и ответного заявления; поясняем, как можно задокументировать возврат бумажной трудовой книжки работнику и др. Какие трудности и неурегулированные вопросы пока осложняют полноценный переход на электронные трудовые книжки. Благо, что 2020 год является переходным и дан нам для обкатки новой технологии (однако многое придется делать уже с понедельника 17.02.2020, т.к. 15.02.2020 – суббота).

В декабре 2019 года Президент РФ подписал 2 федеральных закона, которые направлены на переход к электронным трудовым книжкам:

  • от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»;
  • от 16.12.2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”».

Они были приняты в рамках утвержденной программы по развитию цифровой экономики России. Данная программа предусматривает широкий перечень мероприятий. И такая системная цифровизация не обошла стороной трудовые правоотношения и кадровое делопроизводство. Оцифровать и перевести в электронный вид планируется данные не только из трудовых книжек, но и ряда других документов, оформляемых в рамках трудовых отношений с работниками. Поэтому стоит готовиться к жизни в новых реалиях.

Многие полагают, что с принятием этих законов будут использоваться какие-то специальные электронные трудовые книжки, а бумажные будут отменены. Однако это не совсем так. Дело в том, что названные выше законы вообще не предусматривают такого понятия, как «электронная трудовая книжка». А ведение бумажных трудовых книжек прекратится только в отношении тех работников, которые не изъявят желания на продолжение ведения своей бумажной трудовой книжки в прежнем порядке.

Тем не менее новшества пугают как работодателей, так и обычных работников, опасающихся, что теперь им нечем будет подтвердить свой трудовой стаж. Однако если внимательно изучить суть нововведений, то становится очевидным, что все не так страшно.

Что же конкретно предусматривают законы, связанные с переходом на новые правила? Начнем с того, что вносятся изменения в ст. 65 ТК РФ, которой установлен перечень документов для трудоустройства. Ранее данная норма предусматривала, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю наряду с прочими документами трудовую книжку установленного образца. Теперь, согласно новой редакции, наряду с трудовой книжкой или вместо нее работник будет предъявлять работодателю сведения о своей трудовой деятельности по установленной форме.

Что такое сведения о трудовой деятельности?

В новой статье 66.1 ТК РФ сказано, что сведения о трудовой деятельности – это основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающая сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора), которая представляется работодателем в информационную систему ПФР в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Как видно из приведенного понятия, сведения о трудовой деятельности – это почти все те же сведения, которые ранее вносились в бумажную трудовую книжку, но которые теперь будут включаться в информационную систему ПФР. Вот они-то, по сути, и являются так называемой электронной трудовой книжкой.

Однако не все сведения, которые ранее вносились в бумажную трудовую книжку, по новым правилам будут отражаться в ее электронной версии. Некоторые данные в информационную систему ПФР передаваться не будут (это касается, к примеру, сведений о награждениях).

Когда подавать сведения в систему ПФР?

Сведения о трудовой деятельности сотрудников работодатели должны направлять в ПФР по специальной форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» 1. Данный документ содержит и порядок заполнения новой формы (далее – форма СЗВ-ТД, Порядок заполнения формы СЗВ-ТД).

Документы по форме СЗВ-ТД должны представляться не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, в котором были проведены соответствующие кадровые мероприятия или работником подавалось заявление о продолжении ведения его трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности (п. 1.6 Порядка заполнения формы СЗВ-ТД).

Таким образом, в 2020 году работодатель впервые должен подать соответствующие сведения 17.02.2020, поскольку 15.02.2020 попадает на субботу – выходной день, а значит, крайний срок сдачи отчета смещается на понедельник – ближайший рабочий день (письмо ПФР от 07.04.2016 № 19/4844).

При представлении документа по форме СЗВ-ТД в отношении работника впервые работодатель одновременно должен передать сведения о его трудовой деятельности у данного работодателя по состоянию на 01.01.2020 (в этой же форме). Однако в некоторых исключительных случаях – если в течение 2020 года:

  • в отношении работника не будут проводиться кадровые мероприятия (в связи с которыми сведения будут направляться в ПФР) и (или)
  • от работника не поступит заявление о продолжении ведения трудовой книжки на бумажном носителе либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности,

то такие сведения по состоянию на 01.01.2020 работодатель должен представить в ПФР не позднее 15.02.2021 (п. 1.7 Порядка заполнения формы СЗВ-ТД).

Кстати, с 01.01.2021 в ряде случаев документы по форме СЗВ-ТД придется подавать в ПФР в более сжатые сроки. Например, это касается приема на работу и увольнения сотрудника – об этом ПФР нужно будет известить не позднее...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Можно заверить копию трудовой книжки, которую ранее отдали работнику?

Работник отказался от ведения бумажной трудовой книжки. Мы ему выдали ее на руки. Можем ли мы после этого сделать заверенную копию трудовой по его просьбе? А если он попросит ее заверить до того момента, как мы внесли запись в трудовую книжку и выдали ему ее на руки?

Как заполнить новую форму сведений о трудовой деятельности (СТД-Р)

C 2023 года действует новая форма СТД-Р. Что и почему в ней изменили. Объясняем на примере, как ее заполнить. Даем рекомендации относительно спорных моментов.

Как выдавать СТД-Р: консультация юриста

Кому надо выдавать сведения о трудовой деятельности по форме СТД-Р. Когда это делать при увольнении и когда текущему работнику по его инициативе (показали пример расчета сроков). Когда необходимо заявление от работника (показали и его образец). Как документировать выдачу СТД-Р. Какая ответственность предусмотрена за невыдачу СТД-Р.

Копия трудовой книжки: когда выдавать, как оформлять

Когда работодатель обязан предоставить копию бумажной трудовой книжки работнику (как оформить заявление, соблюсти срок изготовления). Как зафиксировать факт своевременной передачи работнику копии его трудовой книжки. Какие общие правила заверения копий многостраничных документов существуют, где они прописаны и в чем расходятся. Как в итоге поступать: копировать листы трудовой книжки, скреплять их, заверять (какие надписи где располагать). Как можно минимизировать трудозатраты. Почему сложно будет полностью указать местоположение оригинала изготовленной копии трудовой книжки. Какие нестандартные запросы встречаются у получателей таких копий, и как на них реагировать.

Копия трудовой книжки: когда выдавать, как оформлять

Когда работодатель обязан предоставить копию бумажной трудовой книжки работнику (как оформить заявление, соблюсти срок изготовления). Как зафиксировать факт своевременной передачи работнику копии его трудовой книжки. Какие общие правила заверения копий многостраничных документов существуют, где они прописаны и в чем расходятся. Как в итоге поступать: копировать листы трудовой книжки, скреплять их, заверять (какие надписи где располагать). Как можно минимизировать трудозатраты. Почему сложно будет полностью указать местоположение оригинала изготовленной копии трудовой книжки. Какие нестандартные запросы встречаются у получателей таких копий, и как на них реагировать.

Реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг

Записи в госреестрах имеют большую юридическую силу, чем выписки из них, которые выдаются организациям и населению. Что похожего еще вошло в нашу жизнь в рамках цифровизации госуправления и какие удобства это дает. Принципы работы реестровой модели показали на примере сферы лицензирования: порядок действий и срок предоставления лицензии, форма и цена получения выписки.

Как отразить полученное образование и специальность в трудовой книжке

Объяснили, как в трудовую книжку вносить запись о высшем и др. образовании. Нужно ли указывать вместе с ним его уровень (бакалавриат, специалитет, магистратура)? Что писать в строке «Профессия, специальность» титульного листа трудовой книжки, если в дипломе они не указаны? Как в трудовую книжку вносится запись об окончании магистратуры либо получении новой специальности, повышении квалификации? Можно ли вносить сведения об окончании аспирантуры и получении ученой степени? Что писать на титульном листе, а что в разделе «Сведения о работе»?

Если испорчены бланки трудовой книжки и вкладыша

Отвечаем на следующие вопросы. В каких случаях бланки трудовой книжки и вкладыша в нее считаются испорченными? Кто уполномочен принимать решение об их уничтожении? Как составить акт об уничтожении и требуются ли дополнительные документы? Какая специфика есть у бюджетных организаций? Показываем образцы оформления: приказа о создании комиссии по списанию и уничтожению бланков; актов об уничтожении (составленных как комиссионно, так и единолично); отражения порчи бланков в приходно-расходной Книге по учету бланков трудовой книжки и вкладыша и в Книге учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (даем разные возможные варианты заполнения).