С января 2020 года вступили в силу изменения законодательства, связанные с переходом на электронные трудовые книжки. Поясним, какие сведения о трудовой деятельности работников и когда теперь организация должна подавать в ПФР. Что и когда надо сделать работодателю внутри своей организации: приводим формы уведомления сотрудников и ответного заявления; поясняем, как можно задокументировать возврат бумажной трудовой книжки работнику и др.
Какие трудности и неурегулированные вопросы пока осложняют полноценный переход на электронные трудовые книжки. Благо, что 2020 год является переходным и дан нам для обкатки новой технологии (однако многое придется делать уже с понедельника 17.02.2020, т.к. 15.02.2020 – суббота).
В декабре 2019 года Президент РФ подписал 2 федеральных закона, которые направлены на переход к электронным трудовым книжкам:
- от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»;
- от 16.12.2019 № 436-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования”».
Они были приняты в рамках утвержденной программы по развитию цифровой экономики России. Данная программа предусматривает широкий перечень мероприятий. И такая системная цифровизация не обошла стороной трудовые правоотношения и кадровое делопроизводство. Оцифровать и перевести в электронный вид планируется данные не только из трудовых книжек, но и ряда других документов, оформляемых в рамках трудовых отношений с работниками. Поэтому стоит готовиться к жизни в новых реалиях.
Многие полагают, что с принятием этих законов будут использоваться какие-то специальные электронные трудовые книжки, а бумажные будут отменены. Однако это не совсем так. Дело в том, что названные выше законы вообще не предусматривают такого понятия, как «электронная трудовая книжка». А ведение бумажных трудовых книжек прекратится только в отношении тех работников, которые не изъявят желания на продолжение ведения своей бумажной трудовой книжки в прежнем порядке.
Тем не менее новшества пугают как работодателей, так и обычных работников, опасающихся, что теперь им нечем будет подтвердить свой трудовой стаж. Однако если внимательно изучить суть нововведений, то становится очевидным, что все не так страшно.
Что же конкретно предусматривают законы, связанные с переходом на новые правила? Начнем с того, что вносятся изменения в ст. 65 ТК РФ, которой установлен перечень документов для трудоустройства. Ранее данная норма предусматривала, что при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю наряду с прочими документами трудовую книжку установленного образца. Теперь, согласно новой редакции, наряду с трудовой книжкой или вместо нее работник будет предъявлять работодателю сведения о своей трудовой деятельности по установленной форме.
Что такое сведения о трудовой деятельности?
В новой статье 66.1 ТК РФ сказано, что сведения о трудовой деятельности – это основная информация о трудовой деятельности и трудовом стаже работника (включающая сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора), которая представляется работодателем в информационную систему ПФР в соответствии с законодательством РФ об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Как видно из приведенного понятия, сведения о трудовой деятельности – это почти все те же сведения, которые ранее вносились в бумажную трудовую книжку, но которые теперь будут включаться в информационную систему ПФР. Вот они-то, по сути, и являются так называемой электронной трудовой книжкой.
Однако не все сведения, которые ранее вносились в бумажную трудовую книжку, по новым правилам будут отражаться в ее электронной версии. Некоторые данные в информационную систему ПФР передаваться не будут (это касается, к примеру, сведений о награждениях).
Когда подавать сведения в систему ПФР?
Сведения о трудовой деятельности сотрудников работодатели должны направлять в ПФР по специальной форме, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 25.12.2019 № 730п «Об утверждении формы и формата сведений о трудовой деятельности зарегистрированного лица, а также порядка заполнения форм указанных сведений» 1. Данный документ содержит и порядок заполнения новой формы (далее – форма СЗВ-ТД, Порядок заполнения формы СЗВ-ТД).
Документы по форме СЗВ-ТД должны представляться не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным, в котором были проведены соответствующие кадровые мероприятия или работником подавалось заявление о продолжении ведения его трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности (п. 1.6 Порядка заполнения формы СЗВ-ТД).
Таким образом, в 2020 году работодатель впервые должен подать соответствующие сведения 17.02.2020, поскольку 15.02.2020 попадает на субботу – выходной день, а значит, крайний срок сдачи отчета смещается на понедельник – ближайший рабочий день (письмо ПФР от 07.04.2016 № 19/4844).
При представлении документа по форме СЗВ-ТД в отношении работника впервые работодатель одновременно должен передать сведения о его трудовой деятельности у данного работодателя по состоянию на 01.01.2020 (в этой же форме). Однако в некоторых исключительных случаях – если в течение 2020 года:
- в отношении работника не будут проводиться кадровые мероприятия (в связи с которыми сведения будут направляться в ПФР) и (или)
- от работника не поступит заявление о продолжении ведения трудовой книжки на бумажном носителе либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности,
то такие сведения по состоянию на 01.01.2020 работодатель должен представить в ПФР не позднее 15.02.2021 (п. 1.7 Порядка заполнения формы СЗВ-ТД).
Кстати, с 01.01.2021 в ряде случаев документы по форме СЗВ-ТД придется подавать в ПФР в более сжатые сроки. Например, это касается приема на работу и увольнения сотрудника – об этом ПФР нужно будет известить не позднее...