Top.Mail.Ru

Реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг

Записи в госреестрах имеют большую юридическую силу, чем выписки из них, которые выдаются организациям и населению. Что похожего еще вошло в нашу жизнь в рамках цифровизации госуправления и какие удобства это дает. Принципы работы реестровой модели показали на примере сферы лицензирования: порядок действий и срок предоставления лицензии, форма и цена получения выписки.

Всем нам – и гражданам, и организациям – приходится обращаться за получением государственных и муниципальных услуг:

  • обмен паспорта,
  • регистрация по месту жительства,
  • регистрация земельного участка или дома,
  • регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя,
  • получение лицензии.

Все это и многое другое может быть реализовано через:

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ),
  • обращение в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» (далее – МФЦ) или
  • непосредственно на сайте соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Предоставлением государственных услуг занимаются также организации, осуществляющие отдельные публично значимые функции: государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации.

Что такое «реестровая модель»

Несколько лет назад появились понятия «реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг» и «реестровая модель предоставления данных». Несмотря на некоторые различия, и в том, и в другом случае речь идет фактически об одном и том же: предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, т.е. онлайн (в автоматическом режиме), посредством получения соответствующих сведений из государственной информационной системы (реестра) и без выдачи результата услуги в виде документа на бумажном носителе.

Понятие реестровой модели в 2020 году было введено в Федеральный закон:

Фрагмент документа

Статья 7.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

1. Результаты предоставления государственных и муниципальных услуг учитываются и подтверждаются путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме.

2. Результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги...

Именно в этом и состоит суть реестровой модели: юридически значимой является запись, внесенная в реестр 1. Вместе с тем в данной модели предоставления услуг предусматривается возможность получения результата услуги в виде:

  • выписки в форме электронного документа, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, или
  • выписки на бумажном носителе, но только по желанию заявителя (организации или гражданина).

Фактически такая выписка является копией соответствующей записи в реестре, но при этом она имеет информационный характер, поскольку подтверждает факт внесения записи в реестр и наличие у заявителя соответствующего права. Информационный характер выписки проявляется в том, что если для получения какой-либо иной услуги потребуются данные из реестра, из которого у заявителя имеется выписка, орган власти, предоставляющий услугу, будет обращаться непосредственно к реестру, в котором имеется необходимая информация, а не использовать выписку, полученную ранее заявителем.

При использовании реестровой модели предоставления услуг предусматривается использование удаленной идентификации заявителей, в т.ч. биометрической.

Основными признаками реестровой модели предоставления государственных и муниципальных услуг является то, что источником достоверных юридически значимых сведений становятся информационные ресурсы (реестры) государственных информационных систем, а не документы на бумажном носителе, результатом услуги является юридически значимая запись в информационном ресурсе (реестре).

Следствием порой становится следующий казус, к которому пока не все привыкли: если есть расхождение между бумажным документом (особенно выданным давно) и данными в реестре, приоритет будет отдан записям в реестре! Если в него закралась ошибка, человеку придется доказывать это, чтобы в реестре ошибка была исправлена тем госорганом, который его ведет.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Можно ли знакомить в электронном виде с кадровым приказом и графиком отпусков?

Какие кадровые документы нельзя оформлять в электронном виде? Их перечень в ТК РФ конкретный и краткий. Какие условия важно соблюсти работодателю, чтобы перевести в электронный вид ознакомление с приказом о работе в выходной день, получение на это согласия у работника, полный цикл работы с графиком отпусков? Вопросы читателей стали поводом для этой статьи:

Использование электронной подписи и МЧД в вопросах и ответах

09.04.2024 прошел онлайн-семинар «Риски использования ЭП и МЧД», организованный журналом «Делопроизводство и документооборот на предприятии» и сайтом delo-press.ru. Мы пригласили для выступления ведущих экспертов. А сейчас предлагаем вам ответы на уточняющие вопросы слушателей семинара, которые дали спикеры во время мероприятия (при публикации в журнале мы дополнили их ссылками на нормативную базу и расширили аргументацию).

В каком формате хранить файл архивного электронного документа?

В новых архивных Правилах, утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77, сказано, что основной файл архивного электронного документа должен быть в PDF/A. При этом многие разработчики электронного архива предлагают хранить файл основного документа в том формате, в котором он был создан, и визуализированную копию в PDF/A. Не является ли это нарушением требований новых Правил?

Скан-копии: исполняем, сдаем в архив?

В наш адрес поступают документы на бумажном носителе, скан-копии бумажных документов и электронные документы, подписанные ЭП. В период пандемии значительно увеличился объем скан-копий, поступивших в электронной форме по каналам электронной связи. Можно ли их регистрировать как входящие и направлять на рассмотрение? Учитывая специфику государственного органа, часть документов (скан-копий) будут формироваться в протоколы заседаний, в составе которых будут переданы на постоянное хранение в государственный архив. Какими нормативными актами регулируется процесс работы с этой категорией документов?

Оформляем акты на уничтожение документов

В каком порядке в структурных подразделениях выявляются документы для уничтожения? Как описать в акте черновики, проекты и лишние экземпляры? Как составить сводный акт по организации о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению? Какие графы таблицы и реквизиты в утвержденной форме акта не нужно заполнять, если ваша организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, а также если к уничтожению выделяются документы подразделений, еще не сданные в архив организации? Факт уничтожения нужно документировать отдельно. Какие варианты оформления при этом возможны?

Опыт внедрения организацией сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»

Подробно описан опыт Отделения ПФР по Тверской области по внедрению сервиса «Электронное заказное письмо» от «Почты России»: как заключить договор, что и кому придется делать, кому можно направить документы электронно через этот сервис. Как определить видовой состав и объемы пересылаемых электронно документов (простыми и заказными отправлениями), как на основе этих данных рассчитать бюджет проекта, на чем можно сэкономить. Как формировать пакеты документов и реестры для отправки, какую отчетность по результатам отправки вы получите. Как лучше внедрять новый проект постепенно (чтобы не рисковать).

Правила деловой переписки по электронной почте

Даем практические советы с примерами формулировок, которые помогут вам правильно обратиться и приветствовать получателя вашего электронного письма, составить текст и оформить свою подпись. Грамотно обращаться с полями «Тема», «Кому», «Копия» и «Скрытая копия», не переусердствовать с назначением важности письмам. Правильно пересылать вложенные файлы, а для особо тяжелых покажем способ их передачи путем закачивания на Яндекс-диск и вставки в электронное письмо ссылки для скачивания. Вовремя отвечать на электронную корреспонденцию и настроить вежливый автоответ на период своего временного отсутствия. В результате вы узнаете, что уместно в деловой электронной переписке и как это реализовать.

Электронные документы в номенклатуре дел

Как отразить в номенклатуре дел электронные оригиналы, копии и проекты документов? Что делать с гибридными делами, в которых есть и бумажные, и электронные документы? Как зафиксировать локализацию документов: в своих и чужих информационных системах, на своем сервере и на компьютерах работников? Сначала рассказываем о правилах, закрепленных в нормативных документах (они достаточно скудны), а потом показываем примеры – как это делается на практике.