Top.Mail.Ru

Реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг

Записи в госреестрах имеют большую юридическую силу, чем выписки из них, которые выдаются организациям и населению. Что похожего еще вошло в нашу жизнь в рамках цифровизации госуправления и какие удобства это дает. Принципы работы реестровой модели показали на примере сферы лицензирования: порядок действий и срок предоставления лицензии, форма и цена получения выписки.

Всем нам – и гражданам, и организациям – приходится обращаться за получением государственных и муниципальных услуг:

  • обмен паспорта,
  • регистрация по месту жительства,
  • регистрация земельного участка или дома,
  • регистрация юридического лица или индивидуального предпринимателя,
  • получение лицензии.

Все это и многое другое может быть реализовано через:

  • Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – ЕПГУ),
  • обращение в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг «Мои документы» (далее – МФЦ) или
  • непосредственно на сайте соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления. Предоставлением государственных услуг занимаются также организации, осуществляющие отдельные публично значимые функции: государственные внебюджетные фонды, государственные корпорации.

Что такое «реестровая модель»

Несколько лет назад появились понятия «реестровая модель предоставления государственных и муниципальных услуг» и «реестровая модель предоставления данных». Несмотря на некоторые различия, и в том, и в другом случае речь идет фактически об одном и том же: предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, т.е. онлайн (в автоматическом режиме), посредством получения соответствующих сведений из государственной информационной системы (реестра) и без выдачи результата услуги в виде документа на бумажном носителе.

Понятие реестровой модели в 2020 году было введено в Федеральный закон:

Фрагмент документа

Статья 7.4 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

1. Результаты предоставления государственных и муниципальных услуг учитываются и подтверждаются путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме.

2. Результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, если иное не установлено нормативными правовыми актами, регулирующими порядок предоставления такой услуги...

Именно в этом и состоит суть реестровой модели: юридически значимой является запись, внесенная в реестр 1. Вместе с тем в данной модели предоставления услуг предусматривается возможность получения результата услуги в виде:

  • выписки в форме электронного документа, подписанной усиленной квалифицированной электронной подписью, или
  • выписки на бумажном носителе, но только по желанию заявителя (организации или гражданина).

Фактически такая выписка является копией соответствующей записи в реестре, но при этом она имеет информационный характер, поскольку подтверждает факт внесения записи в реестр и наличие у заявителя соответствующего права. Информационный характер выписки проявляется в том, что если для получения какой-либо иной услуги потребуются данные из реестра, из которого у заявителя имеется выписка, орган власти, предоставляющий услугу, будет обращаться непосредственно к реестру, в котором имеется необходимая информация, а не использовать выписку, полученную ранее заявителем.

При использовании реестровой модели предоставления услуг предусматривается использование удаленной идентификации заявителей, в т.ч. биометрической.

Основными признаками реестровой модели предоставления государственных и муниципальных услуг является то, что источником достоверных юридически значимых сведений становятся информационные ресурсы (реестры) государственных информационных систем, а не документы на бумажном носителе, результатом услуги является юридически значимая запись в информационном ресурсе (реестре).

Следствием порой становится следующий казус, к которому пока не все привыкли: если есть расхождение между бумажным документом (особенно выданным давно) и данными в реестре, приоритет будет отдан записям в реестре! Если в него закралась ошибка, человеку придется доказывать это, чтобы в реестре ошибка была исправлена тем госорганом, который его ведет.

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Подсчитываем электронные дела в номенклатуре дел

В номенклатуре дел есть не только дело с бумажными оригиналами приказов по основной деятельности, но и дела с электронными проектами этих документов, а также электронными копиями уже подписанных приказов (сканы в pdf-формате). Какое количество томов (частей) электронных проектов бумажных документов должно быть отражено в конце года в графе 3 номенклатуры дел? Одно электронное дело? Или же графу 3 в этом месте можно оставить пустой? Аналогичный вопрос про электронные копии.

Кадровый электронный документооборот: кардинальные изменения и алгоритм внедрения (часть 2)

В конце 2021 года в ТК РФ заработали поправки, которые позволяют перейти на кадровый электронный документооборот (КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Во второй части статьи, которую публикуем в этом номере журнала, показываем образцы обязательных для оформления документов: уведомления работника о переходе на КЭДО, а также его согласия на это. Кроме того, вам поможет образец соглашения об использовании неквалифицированной электронной подписи (для снижения затрат, т.к. это позволит отказаться от использования платных квалифицированных ЭП для работников).

Опыт ликвидации организации: что делать службе делопроизводства

Описана работа отдела делопроизводства при ликвидации госоргана: взаимодействие с госархивом и правопреемником, какие документы за какие годы кому передавали, как их перед этим обрабатывали. Показали расценки на архивные услуги, образцы некоторых документов (в т.ч. акта приема-передачи дел в госархив и акта приема-передачи электронных носителей правопреемнику).

Гибридные дела у госорганов

В новых Правилах делопроизводства для госорганов говорится о формировании гибридных дел, когда создаются и бумажные, и электронные документы. В номенклатуру дел должны включаться соответствующих 2 тома, но заголовок у них должен быть один, и индекс тоже один. Но раньше в номенклатуре дел на грядущий год указывались только дела (без разбивки на тома). Тома одного дела появлялись уже в описях дел по итогам года, ведь в них дела/тома учитываются по порядковым номерам, поэтому один и тот же индекс никого не вводит в заблуждение. Как теперь правильно делать?

Оформляем акты на уничтожение документов

В каком порядке в структурных подразделениях выявляются документы для уничтожения? Как описать в акте черновики, проекты и лишние экземпляры? Как составить сводный акт по организации о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению? Какие графы таблицы и реквизиты в утвержденной форме акта не нужно заполнять, если ваша организация не является источником комплектования государственного или муниципального архива, а также если к уничтожению выделяются документы подразделений, еще не сданные в архив организации? Факт уничтожения нужно документировать отдельно. Какие варианты оформления при этом возможны?

Кадровый электронный документооборот: кардинальные изменения и алгоритм внедрения (часть 1)

В конце 2021 года в ТК РФ заработали поправки, которые позволяют перейти на полноценный кадровый электронный документооборот (КЭДО) с работниками без необходимости дублирования документов на бумаге. Сразу оговоримся – это право, а не обязанность работодателя! В чем будет разница при реализации КЭДО в своей информационной системе и при использовании государственного портала «Работа в России». Объясняем, для каких работников и документов теперь можно использовать КЭДО. Какими видами электронной подписи какие виды документов могут подписываться со стороны работодателя и работников (как можно сэкономить за счет минимизации применения квалифицированной ЭП, заключив соглашение). Какой состав мероприятий надо провести работодателю и какие документы оформить для запуска новой технологии (что включить в ЛНА, как уведомить работников, получить согласие сотрудников и др.). В этом номере журнала читайте первую часть подробной статьи.

Правила деловой переписки по электронной почте

Даем практические советы с примерами формулировок, которые помогут вам правильно обратиться и приветствовать получателя вашего электронного письма, составить текст и оформить свою подпись. Грамотно обращаться с полями «Тема», «Кому», «Копия» и «Скрытая копия», не переусердствовать с назначением важности письмам. Правильно пересылать вложенные файлы, а для особо тяжелых покажем способ их передачи путем закачивания на Яндекс-диск и вставки в электронное письмо ссылки для скачивания. Вовремя отвечать на электронную корреспонденцию и настроить вежливый автоответ на период своего временного отсутствия. В результате вы узнаете, что уместно в деловой электронной переписке и как это реализовать.

Как отразить электронные документы в номенклатуре дел

Показываем примеры описания в номенклатуре дел электронных оригиналов, электронных копий, скан-образов, а также электронных проектов документов (распечатки которых потом становятся бумажными оригиналами). Объясняем, что считать электронным делом, как отразить в номенклатуре его размещение в базе данных информационной системы (ИС) и в папке на сервере вне ИС. Даем примеры двух типов номенклатур дел: общей для бумажных и электронных документов, а также более современной отдельной для электронных документов (поясняем, когда лучше использовать второй тип номенклатуры).