Показываем приёмы оптимизации делопроизводственных процессов на примере работы с входящим электронным письмом (сначала описываем «громоздкий» процесс – кто что в каком порядке делает, а потом как этот процесс можно ускорить, упростить, автоматизировать). В табличной форме систематизируем проблемы «забюрократизированного» делопроизводства и методы их «лечения». Объясняем, как можно провести аудит локальных нормативных актов организации и потом оптимизировать их, чтобы обеспечить работников удобными инструкциями и регламентами. На тему работы с человеческим фактором тоже даем некоторые советы.

«Бюрократия – это удивительный механизм, позволяющий десятерым делать работу одного»
С.Н. Паркинсон

«Дебюр» шагает по стране

Интернет заполнен статьями, опросами и социологическими исследованиями о дебюрократизации экономики, госаппарата и делопроизводства. Росатом, ЕВРАЗ, РЖД – делятся опытом успешных проектов, в Казахстане на государственном уровне указом Президента Республики закрепили принципы дебюрократизации.

Бюрократия воспринимается как источник замедления процессов, излишней волокиты и ненужных формальностей. Однако в некоторых случаях бюрократические процедуры могут стать полезным инструментом для оптимизации работы сотрудников и повышения их эффективности.

А можно ли обратить бюрократию на пользу организации? Вот несколько примеров бюрократической структуры как эффективного инструмента, способного наладить кооперацию между людьми, минимизировать влияние административного ресурса или упорядочить организационный хаос.

Сеть ресторанов McDonald’s. В ресторанах быстрого питания каждый сотрудник на своем месте, при приготовлении заказов все следуют рецептуре, даже речь менеджеров строго регламентирована. Это позволяет систематизировать деятельность ресторанов в разных странах, привести их к единообразию.

Портал государственных услуг – наглядный пример бюрократической структуры нового уровня.

На платформе можно получить документы в режиме «Одно окно». Услуги подбираются по ситуации, в которой оказался человек, а не из функций государственного ведомства, например:

  • при переезде в другой регион можно описать ситуацию роботу Максу – виртуальному помощнику на портале «Госуслуги». Он предложит все услуги, которые могут быть с этим связаны, даст полезные ссылки и перенаправит в нужную часть портала;
  • также на платформе есть суперсервис регистрации рождения ребенка, который позволяет получить все необходимые документы онлайн без посещения офисов.

Ресурс стал настоящим прорывом в сфере взаимодействия граждан с государством, без необходимости личного присутствия, очередей и хождения по инстанциям «за справками».

Понятные, человечные, удобные и эстетичные памятки, советы и инструкция по каждому разделу и теме – такими должны быть все системы и внутренние процессы ведомств, муниципалитетов и, конечно, коммерческих организаций.

Если бюрократия – это система управления структурой организации, для которой характерны: четкая управленческая иерархия, правила и стандарты, показатели оценки работы, принципы найма, основывающиеся на компетенции работника, тогда почему же «бюрократия» стало словом нарицательным применительно ко всему управленческо-чиновничьему аппарату?

Попросту систему путают с явлением «бюрократизм», когда система начинает работать не на результат, а на процесс, когда форма и процедура становятся важнее, чем содержание и эффективность, а в управлении зачастую допускаются перегибы и нелогичные действия.

«Документ приобретает для бюрократической системы сакральные смыслы: это не просто носитель информации, но и основной инструмент, поддерживающий жизнь и смысл ее существования»
Л.Н. Мазур

Для того чтобы бюрократия становилась действенным и эффективным инструментом управления, она должна ускорять работу, а не тормозить ее.

Заниматься глобальным переустройством мира в этой статье мы не станем, рассмотрим набор практических инструментов, которые можно применить в любой организации при излишне забюрократизированных процессах делопроизводства и документооборота. Постараемся превратить бюрократию в союзника, основываясь на принципах дебюрократизации документооборота, позволяющих одному сотруднику выполнять работу десятерых.

А для кого-то это будет набор «вредных советов», что предпринять, чтобы поклонники «исторически сложившихся» правил и «без бумаги не заходи» ничего не заподозрили и изменения прошли незаметно и были восприняты, как само собой разумеющиеся. Ведь часто многие начинания натыкаются на стену запретов различного уровня, потому что так написано в регламенте/инструкции.

Если подробнее изучить историю закрепления «железобетонных правил», часто выясняется, что это локальный нормативный документ организации, который можно и нужно корректировать под изменившиеся обстоятельства и требования времени, найти убедительные аргументы и предложить улучшение владельцам процессов. Пусть сначала это будут небольшие, точечные улучшения. Суть в том, что из маленьких побед складывается общая, поэтому важно не тянуть с реализацией. Нужно спрашивать себя: что можно улучшить сегодня и на этой неделе, чтобы получить результат.

Одним из ключевых аспектов бюрократии является необходимость выполнения множества повторяющихся действий. Это может быть...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!

Предварительное рассмотрение входящих документов

Как освободить руководителя организации от необходимости рассматривать большой вал входящих документов для выдачи по ним поручений исполнителям? Можно перенаправить основной поток напрямую на его заместителей, руководителей подразделений и ответственных работников. Показываем, как выявить темы документов и по какой логике распределять их между этими «адресатами». Как учитывать важность и срочность вопросов, какие установки обсудить с руководителем. Как работать с нерегистрируемой корреспонденцией. Как оформить матрицу распределения документов. Что регламентировать. Как преодолеть сопротивление изменениям со стороны руководителей и остальных сотрудников компании.

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 2)

В этой части статьи разбираемся с работой нормоконтролера, который стоит на страже грамотности издаваемых в организации документов. Основные принципы его работы, за что он отвечает. Какие удобные инструменты может использовать: бесплатные в интернете и платные программы, работа с чек-листами. Как можно оптимизировать процессы ДОУ по 7 принципам «бережливого производства». Показываем пример анализа и ускорения процесса регистрации входящих документов при помощи «схемотехники»: как выявить проблемы, выстроить новый алгоритм работы и вычислить выигрыш во времени.

Как сделать Инструкцию по делопроизводству полезной для компании

Конкретные рекомендации по превращению Инструкции по делопроизводству в удобный справочник для сотрудников: как организовать навигацию, оптимальная структура текста, что можно вынести в приложения и памятки, как отразить правила оформления разных видов документов и процессы работы с ними в удобной табличной форме, что включать в альбом (бланки, формы, шаблоны заполнения документов). Примеры оформления 1-й страницы Инструкции с титульным листом и без него.

Разрешение конфликтных ситуаций в работе службы делопроизводства

Автор делится богатым опытом разрешения и предотвращения конфликтных ситуаций между работниками службы делопроизводства и других подразделений. Все разбирается на ситуациях из практики: когда от службы делопроизводства требуют выполнения функций, возложенных на других работников (например, заводить РКК в СЭД на исходящее письмо; доставлять бумажные документы в подразделения), когда частые задержки на работе превращаются в норму, когда на вас пытаются переложить ответственность за ошибки при выполнении смежных процессов. Вам это знакомо? Тогда воспользуйтесь конкретными решениями, которые вы можете внедрить в своей организации, чтобы дышать свободнее!

Анализ нормативной базы по делопроизводству в организации – работа над ошибками

Какие локальные нормативные акты организации обычно регламентируют работу с бумажными и электронными оригиналами и копиями документов, в т.ч. в СЭД. Как их анализировать – даем перечень распространенных ошибок, который поможет и вам вычистить их в регламентирующих документах своей организации. Зачем и как конструировать матрицу ответственности и пользовательские инструкции (в дополнение к руководству пользователя СЭД).

Как оптимизировать регистрацию и нормоконтроль документов: метод дробления и автоматизация (часть 2)

В этой части статьи разбираемся с работой нормоконтролера, который стоит на страже грамотности издаваемых в организации документов. Основные принципы его работы, за что он отвечает. Какие удобные инструменты может использовать: бесплатные в интернете и платные программы, работа с чек-листами. Как можно оптимизировать процессы ДОУ по 7 принципам «бережливого производства». Показываем пример анализа и ускорения процесса регистрации входящих документов при помощи «схемотехники»: как выявить проблемы, выстроить новый алгоритм работы и вычислить выигрыш во времени.

Структура и численный состав службы ДОУ: нормативы и оптимизация (часть 1)

Как можно назвать подразделение, ответственное за документационное обеспечение управления, какие подразделения в него могут входить. Какой должностной состав возможен. Как рассчитать необходимую численность работников. Какие задачи и функции должна выполнять служба ДОУ, как форма ведения делопроизводства отражается на распределении работы между службой ДОУ и другими подразделениями, каковы последние тенденции. Как выявить загрузку работников и рассчитать необходимый численный состав (приводим 2 методики), как бороться с дубляжом функционала при помощи матрицы ответственности. На какие нормативные и методические документы общегосударственного уровня стоит опереться, для кого они обязательны, откуда что можно взять.