Top.Mail.Ru
Разберемся со сроками хранения приказов на отпуск, в т.ч.: на отпуск по беременности и родам, на дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день, на дополнительный социальный отпуск по коллективному договору (на бракосочетание, смерть родственника и т.д.), на дополнительные дни отдыха в связи со сдачей крови или за работу в районах Крайнего Севера. Поводом стал вопрос читателя, который не нашел соответствующих статей в действующем типовом Перечне 2019 года. Объясняем, как определять сроки хранения таким документам: сейчас (отталкиваясь от формулировок Перечня 2019 года) и потом (исходя из проекта нового варианта этого Перечня, утверждения которого мы ждем в 2025 году).
Вопрос в тему
Куда: delo@delo-press.ru
Тема: Бесплатные консультации для подписчиков

Помогите, пожалуйста, правильно определить сроки хранения (и соответственно необходимость сдачи в архив) ряда приказов о предоставлении отпусков.

В типовом Перечне 2019 года (утв. приказом Росархива от 20.12.2019 № 236) есть статья 434, где фигурируют приказы по личному составу:

  • об отпусках по уходу за ребенком, отпусках без сохранения заработной платы (ст. 434 а со сроком хранения 50 / 75 лет ЭПК),
  •  ежегодно оплачиваемых отпусках, отпусках в связи с обучением (ст. 434 б со сроком хранения 5 лет, но для работников с вредными и (или) опасными условиями труда – 50/75 лет).

Также есть статья 22.1 в Федеральном законе от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации», которая предписывает:

  • документы по личному составу, законченные делопроизводством до 1 января 2003 года, хранить 75 лет;
  • документы по личному составу, законченные делопроизводством после 1 января 2003 года, хранить 50 лет.

Но у нас в организации помимо обычных ежегодных оплачиваемых отпусков и отпусков без сохранения заработной платы есть следующие «специфические» отпуска:

  • дополнительные дни отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов;
  • отпуск дополнительный за работу в районах Крайнего Севера (РКС) (кроме того, у нас есть приказы о командировании в районы Крайнего Севера);
  • отпуск по беременности и родам;
  • отпуск дополнительный за ненормированный рабочий день (оплачиваемый);
  • отпуск дополнительный социальный по коллективному договору (на бракосочетание, смерть родственника и т.д.) (оплачиваемый).

Так как эти варианты отпусков не зафиксированы в типовом Перечне 2019 года, никто (ни один изученный мною ресурс) не может дать точного ответа по срокам хранения приказов по данным отпускам. Много статей разных экспертов с фразами «мы думаем», «полагаем» и т.п. Каждый выискивает похожие по смыслу тематики в Перечне 2019 года и цепляется за них.

Самый яркий пример – отпуск по беременности и родам. Мнения кардинально разные: одни привязываются к срокам по больничным листам и пособиям (ст. 298 Перечня 2019 года) – 5 лет; другие – к отпускам по уходу за ребенком (ст. 434 а Перечня 2019 года) – 50 лет. Ключевое слово в суждениях экспертов – «полагаем» – это чье-то субъективное мнение, на него не сошлешься в документах.

Идем дальше – дополнительные дни отдыха за сдачу крови. Тут удалось найти везде одно мнение: хранить 50 лет. На сайте трудовой инспекции на данный вопрос ответ такой: «Данные документы следует хранить не менее 75 лет, если они изданы до 2003 года, и 50 лет, если они изданы позднее...» 1  и далее как правовое основание сослались именно на статью 22.1 Федерального закона «Об архивном деле...», которая касается вообще всех документов по личному составу!

Если руководствоваться этой логикой, то все виды приказов по отпускам, отдельно не прописанные в Перечне 2019 года, должны храниться 50 лет?

И сравнение статьи 19 Перечня 2010 года со статьей 434 Перечня 2019 года порождает с ходу еще один вопрос – раньше в Перечне было упоминание про тяжелые условия труда (зона Крайнего Севера как раз и является тяжелыми условиями труда), что помогало определить срок хранения приказов на отпуска и командировки в РКС, а в новом Перечне 2019 года нет упоминаний о тяжелых условиях труда, только вредные и опасные (но работа в зоне РКС не является вредной или опасной). Как тогда определять сроки хранения для РКС?

Подытожу свои вопросы по этой тематике:

  • какой срок хранения приказов по отпускам, которые есть в нашей организации, но отсутствуют в Перечне 2019 года? (перечислены выше);
  • какой срок хранения оснований к ним, которые формируются в отдельные дела, не в личных делах хранятся, все после 2003 года?
  • хотелось бы узнать Ваше мнение не только о сроках хранения, но и об основаниях определения этих сроков, чтобы было на что сослаться в номенклатуре дел и описях.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97 на оформление документов: изменения в 2025 году

В июне–июле 2025 года ожидаем вступления в силу нового ГОСТ Р 7.0.97-2025 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов» (взамен ГОСТ Р 7.0.97-2016). Один из ключевых разработчиков стандарта объясняет, что именно изменилось: в применяемых шрифтах, наименованиях реквизитов. Появился новый реквизит «Штрих-код (QR-код) документа», новые требования к визуализации отметки об электронной подписи, размещению оттиска печати. Сделаны точечные уточнения в правилах размещения гербов / товарных знаков и в правилах оформления даты документа, этикетной рамки, подписи (в т.ч. по указанию инициалов). А заголовок к тексту теперь надо составлять ко всем документам.

Документы-основания для приказов об отпуске и возложении обязанностей

Можно ли при оформлении отпуска работника в одном приказе прописать всю информацию о предоставлении отпуска и в этом же приказе (отдельным пунктом) возложить обязанности отсутствующего работника на другого работника на период отпуска? Тогда возникает вопрос о сроках хранения приказа. Срок хранения приказов об отпусках – 5 лет, возложение обязанностей – 50 лет. Если отпуск и возложение обязанностей на период отпуска должны оформляться разными приказами, то должно быть два разных документа-основания: заявление на отпуск от работника и служебная записка на возложение обязанностей? Или достаточно в одном заявлении на отпуск указать информацию о согласии другого работника исполнять обязанности на период отпуска?

Вопросы на тему приказов

Как правильно: «признать утратившим силу», «считать утратившим силу» или «отменить» приказ? Когда писать «утвердить», а когда «утвердить и ввести в действие»? От чего зависит, что писать в тексте приказа после первого упоминания утверждаемых документов: «(прилагается)», «(приложение)» или «(приложение 3)»? Если приложение единственное, то можно его не нумеровать? Если приложений несколько, то можно после упоминания каждого написать без номера «(прилагается)»? Откуда вариант «(прилагается)», если в ГОСТ Р 7.0.97-2016 его нет? Если приложений много, то можно для удобства оформить ниже текста приказа список приложений как в сопроводительном письме? Что надо делать раньше – организовать внешнее согласование документа и потом его утвердить приказом или наоборот?

Как определить вид приказа об утверждении ЛНА

Возникла спорная ситуация с коллегами в части отнесения приказа к производственной или административно-хозяйственной деятельности. Необходимо ввести в действие Положение о порядке предоставления компенсации стоимости проезда работникам организации. В данном случае приказ о введении в действие будет с буквой «а» или «п»? Если исходить из основного вида деятельности организации, то мы – институт, выполняющий проектные и изыскательские работы по объектам транспортного и промышленно-гражданского строительства.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Вносим изменения в приказы организации и приложения к ним

Чтобы внести изменения в ранее изданный приказ либо утвержденный им документ, нужно правильно указать не только суть корректировки, но и ее место дислокации. Предлагаем вам разобраться на примерах с исключением, дополнением, изложением в новой редакции абзацев, пунктов, подпунктов, приложений, фрагментов таблиц. Мы объясняем, когда документ лучше корректировать, а когда издавать новый с отменой старого; как заменить старое приложение новым; как указывать приложения приложений. Вас ждут оптимальные формулировки для различных ситуаций, систематизированные в таблицах, а также образцы целых приказов: о внесении изменений (т.е. актуализации старого документа) либо введении в действие новой версии организационного документа.

Приказы в организации: виды и особенности оформления

Мы приводим обзор нормативной базы, которой следует руководствоваться при издании приказа, а также пример раздела Инструкции по делопроизводству (его формулировками вы можете воспользоваться при подготовке своего локального нормативного документа). Далее мы разбираем нюансы оформления каждого реквизита внутреннего и совместного приказа. Примеры оформления отдельных реквизитов и целых документов (всего их в статье 17) делают материал понятным и наглядным. Если в области оформления приказов у вас еще остались вопросы, то сейчас вы можете их прояснить. А если вы ас, то можете использовать статью для подготовки методических материалов для сотрудников своей организации либо просто адресуйте их к ней.

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.