Что такое недобросовестная конкуренция и как с ней бороться

На современном высококонкурентном рынке все компании бьются за место под солнцем. А некоторые делают это не совсем честно: прибегают к недобросовестной конкуренции. Например, распространяют ложные сведения о других организациях, вводят в заблуждение потребителей, незаконно используют чужие названия или логотипы. Что делать, если в сфере, где работает компания, появились такие конкуренты? Куда и как жаловаться? Какие доказательства собирать? И что делать, если сами конкуренты заявят на вас в антимонопольный орган? Ответим на эти и ряд других вопросов, проиллюстрируем конкретные нарушения примерами из судебной практики, а также приведем образец жалобы в антимонопольную службу.

Определение недобросовестной конкуренции дано в Федеральном законе от 26.07.2006 № 135‑ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ​Закон № 135‑ФЗ). Приведем его полностью.

Фрагмент документа

Пункт 9 ст. 4 Закона № 135‑ФЗ

9) недобросовестная конкуренция – ​любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам – ​конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации;

Как видно, понятие недобросовестной конкуренции крайне расплывчато. По сути, это любое действие, которое одновременно имеет три признака:

  • дает преимущество на рынке;
  • является незаконным или просто непорядочным;
  • вредит конкурентам.

Открытый перечень

Не удивительно, что при такой формулировке Закона № 135‑ФЗ в нем нет четкого перечня действий, которые можно считать недобросовестными. Но кое-какие непорядочные поступки конкурентов там все же есть. Они указаны в ст. 14.1–14.7. А в ст. 14.8 упомянуто, что не допускаются и любые другие формы недобросовестной конкуренции.

Итак, Закон № 135‑ФЗ запрещает следующие действия:

  • дискредитацию конкурентов (ст. 14.1);
  • введение потребителей в заблуждение (ст. 14.2);
  • некорректное сравнение товаров или компаний-конкурентов (ст. 14.3)
  • использование чужой интеллектуальной собственности (ст. 14.4–14.6);
  • конкуренцию, связанную с незаконным получением, использованием или разглашением коммерческой или иной охраняемой тайны конкурента (ст. 14.7);
  • любые другие недобросовестные действия конкурентов (ст. 14.8).

Далее подробно рассмотрим каждый пункт этого перечня, проиллюстрируем конкретные нарушения примерами из судебной практики. Также расскажем, что делать, если компания столкнулась с действиями недобросовестных конкурентов.

Дискредитация

Дискредитация – ​это распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут навредить конкуренту. Недобросовестный конкурент может распространять такие сведения, например, в отношении:

  • качества, количества и свойств товаров-конкурентов;
  • возможности приобретения товаров-конкурентов на определенных условиях;
  • цены и фактического спроса на товары-конкуренты.

Но какую бы форму дискредитации ни выбрал недобросовестный конкурент, его главная цель – ​подорвать доверие к другим участникам рынка или их товарам, работам или услугам (п. 9 письма ФАС России от 24.12.2015 № ИА/74666/15 «О применении “четвертого антимонопольного пакета”», далее – ​Письмо). Приведем типичный пример.

Судебная практика

Две компании производили электронные приборы. Одна из них посчитала, что приборы конкурента опасны и могут нанести вред потребителям. Об этом компания сообщила губернаторам сразу нескольких областей, где продавались приборы. В информационных письмах на имя губернаторов говорилось, что приборы конкурента, а также специальное программное обеспечение, не сертифицированы. Упоминалось, что их использование «может привести к крайне плачевным последствиям, прежде всего, причинить вред жизни и здоровью, как взрослых граждан, так и детей и подростков». На этом основании компания просила приостановить закупки приборов для госучреждений.

Узнав об этом, конкурент потребовал опровергнуть сведения об опасности его приборов. И суд принял его сторону. Арбитры, изучив технические паспорта на приборы, пришли к выводу, что распространенные сведения были ложными. Кроме того, компания, которая во всех красках описывала губернаторам опасность приборов, так и не смогла подтвердить, в чем именно она заключается (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.10.2019 № Ф07-12870/2019 по делу № А56-114816/2018).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Топ-7 злоупотреблений работником правом

Работодатели знают, что далеко не все работники – ​«невинные овечки». Нередко встречаются те, кто «все знает» и «всегда прав». Такие ждут трудового конфликта, надеясь использовать свое «слабое положение» и заставить работодателя заплатить (в прямом и переносном смысле). Они обвиняют работодателей в дискриминации, сознательно уклоняются от подписания трудового договора, самовольно уходят в отгулы и отпуск, злоупотребляют беременностью или скрывают факты нетрудоспособности. Проанализируем самые часто встречающиеся случаи злоупотребления правом работником и дадим советы, как свести их к минимуму.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.

Как защитить деловую репутацию организации в Интернете

Предпринимательская деятельность является не только сферой ведения бизнеса, но и полем битвы между конкурентами. Последние могут применять и такой метод нечестной борьбы, как распространение в Интернете сведений, которые порочат деловую репутацию соперника, что в дальнейшем портит имидж компании, мешает заключению выгодных сделок с партнерами и влечет ряд иных неблагоприятных последствий. Как предприятию защитить себя и очистить интернет-пространство от порочащих сведений? Нужно ли соблюдать досудебный претензионный порядок урегулирования подобного спора? С каким иском обращаться в суд? Как составить исковое заявление? Обязательно ли заверять распечатки с сайтов (скриншоты) нотариально? В каком размере придется оплатить госпошлину? Как быстро будет исполнено решение суда?

Андрей Тенишев: «Картель – одно из самых опасных нарушений антимонопольного законодательства»

Борьбе с нарушениями антимонопольного законодательства в целом и с картелями в частности уделяется все больше внимания. Чтобы разобраться в том, что считается картелем, как антимонопольные органы выявляют эти нарушения, какие доказательства допустимы в делах о картелях и как складывается арбитражная практика, мы решили поговорить с начальником управления по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы Андреем Петровичем Тенишевым.

Недобросовестная конкуренция: обзор практики

Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.

Топ-7 злоупотреблений работником правом

Работодатели знают, что далеко не все работники – ​«невинные овечки». Нередко встречаются те, кто «все знает» и «всегда прав». Такие ждут трудового конфликта, надеясь использовать свое «слабое положение» и заставить работодателя заплатить (в прямом и переносном смысле). Они обвиняют работодателей в дискриминации, сознательно уклоняются от подписания трудового договора, самовольно уходят в отгулы и отпуск, злоупотребляют беременностью или скрывают факты нетрудоспособности. Проанализируем самые часто встречающиеся случаи злоупотребления правом работником и дадим советы, как свести их к минимуму.

Как защитить деловую репутацию организации в Интернете

Предпринимательская деятельность является не только сферой ведения бизнеса, но и полем битвы между конкурентами. Последние могут применять и такой метод нечестной борьбы, как распространение в Интернете сведений, которые порочат деловую репутацию соперника, что в дальнейшем портит имидж компании, мешает заключению выгодных сделок с партнерами и влечет ряд иных неблагоприятных последствий. Как предприятию защитить себя и очистить интернет-пространство от порочащих сведений? Нужно ли соблюдать досудебный претензионный порядок урегулирования подобного спора? С каким иском обращаться в суд? Как составить исковое заявление? Обязательно ли заверять распечатки с сайтов (скриншоты) нотариально? В каком размере придется оплатить госпошлину? Как быстро будет исполнено решение суда?