Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.
Проверка контрагента – обязательный этап подготовки к заключению сделки. Если контрагентом является иностранная компания, то риски только увеличиваются. Ведь ее сложнее будет привлечь к ответственности. Да и у отечественных контрольно-надзорных органов в свете текущей ситуации в стране по контрагентам иностранного происхождения может оказаться больше вопросов, чем обычно. Поэтому и проверка таких потенциальных партнеров должна быть более тщательной.
Методика проверки иностранного контрагента базируется на тех же общих принципах, что и российского – анализ общедоступных баз данных и учредительных документов компании. Но есть и некоторые нюансы. Расскажем, как можно проводить такие проверки быстро и эффективно.
Использовать иностранные публичные реестры
Сведения об интересующем контрагенте можно получить на сайтах публичных органов государства, в котором он зарегистрирован. Некоторые сайты имеют русскоязычные варианты страниц. В большинстве же стран публичные реестры не имеют перевода на русский, но это затруднение можно преодолеть, используя браузер с автоматическим переводом или вставив ссылку в специальный онлайн-сервис, например «Яндекс.Переводчик» 1, Promt.one 2 и др.
Открытые базы данных иностранных государств. На портале ФНС России 3 содержатся ссылки на сайты официальных регистров иностранных государств. Эти регистры являются аналогами российского Единого реестра юридических лиц / индивидуальных предпринимателей (ЕГРЮЛ / ЕГРИП). Для поиска нужно знать юрисдикцию иностранного контрагента. Если, например, компания располагается в Лондоне, то, скорее всего, надо использовать сайт Регистрационной палаты Великобритании (Companies House) 4, которая ведет реестр всех британских компаний, их директоров и акционеров. Найдя контрагента в таком регистре, можно убедиться, что он действительно зарегистрирован и не ликвидирован на текущий момент. Также можно узнать реквизиты контрагента, как давно он зарегистрирован, кто им руководит и на какой адрес направлять корреспонденцию.
Публичные реестры иностранных государств. На сайте Налоговой палаты России 5 приведены ссылки на реестры, имеющие отношение к нотариальной деятельности. Например, можно найти реестр отмененных доверенностей или реестр специальных бланков нотариальных документов интересующего государства. Также есть ссылки на другие зарубежные официальные сайты: публичные кадастровые карты, лицензионные реестры, судебные базы данных и др.
Проверить через частные базы данных
Проверку иностранной компании можно проводить не только через официальные реестры того или иного государства. В Интернете есть и другие сервисы проверки иностранных контрагентов: как платные, так и бесплатные.
Kompass 6 – основанный в 1947 году международный каталог компаний и их услуг. На этом сайте в наглядной форме можно поискать сведения о юрисдикции контрагента, его организационно-правовой форме, годе основания, видах деятельности, уставном капитале, примерном количестве сотрудников, торговых марках, руководителях, направлениях экспорта и импорта.
Europages 7 – сервис, предоставляющий информацию о компаниях из европейских стран. Его преимущество в том, что в карточке компании указываются другие поставщики с аналогичной продукцией, работами или услугами.
Opencorporates 8 – одна из самых больших баз данных о компаниях со всего мира. В ней можно увидеть историю корпоративных событий интересующего контрагента: отстранение...