Объясняем, что представляет собой антикоррупционная оговорка, как ее корректно сформулировать в договоре и как правильно применять на практике. Рассказываем, почему всем организациям необходимо принять антикоррупционную политику, в чем она заключается. Разбираем интересные примеры из судебной практики, на которых можно много чему научиться. Приводим готовые образцы антикоррупционной политики компании и соответствующей оговорки в договоре.
В крупных контрактах нередко можно встретить целый набор договорных условий, выделяемых в отдельный раздел и посвященных регулированию добросовестного и законного поведения контрагентов. Такой комплекс положений договора на практике получил название «антикоррупционная оговорка», а ее включение в любой гражданско-правовой договор стало вполне обычным делом и своего рода правилом хорошего тона. Кроме того, в обязанности всех организаций входит урегулирование на локальном уровне вопросов, связанных с предупреждением коррупции среди сотрудников.
Что входит в меры по предупреждению коррупции
Каждая организация в нашей стране должна разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» 1. Такие меры могут включать в себя следующие действия:
1) определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;
2) сотрудничать с правоохранительными органами;
3) разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;
4) принять кодекс этики и служебного поведения работников организации;
5) предотвратить и урегулировать конфликты интересов;
6) не допустить составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.
При разработке внутренних правил компании, посвященных антикоррупционной политике, можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Минтрудом России 2 во исполнение подп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”». Скачать Методические рекомендации можно на сайте Минтруда России 3. Там же, кстати, можно найти и много других материалов по организации мер по противодействию коррупции 4.
Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. А задачами является:
- информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
- методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.
Компания может принять один или несколько документов (например, Кодекс поведения работников или Антикоррупционную политику), отразив в них круг лиц, кому они адресованы, назначив ответственных работников и отделы, которые обязаны будут следить за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ и выполнением указанного внутреннего документа компании.
В данном ЛНА компания может урегулировать вопросы обучения работников, контроля и аудита, а также порядок взаимодействия с правоохранительными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции в рассматриваемой сфере общественных отношений.
Ответственность за нарушение
При нарушении требований Закона № 273‑ФЗ и отсутствии внутренних антикоррупционных правил прокуратура может вынести в адрес организации предписание о необходимости его соблюдения, поскольку применение антикоррупционных мер является не правом, а обязанностью бизнеса.
Уклониться от принятия внутреннего документа не получится, поскольку требования закона адресованы всем организациям вне зависимости от вида и масштаба бизнеса. Рассматриваемый закон принят не для красоты, а для того, чтобы предприниматели соблюдали изложенные в нем правила.
Общество оспорило в суде предписание, вынесенное по итогам проверки прокуратуры, которая посчитала, что было нарушено антикоррупционное законодательство. Компания утвердила Кодекс этики и служебного поведения работников, а также издала приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений. В кодексе содержались лишь рекомендации работникам, которые они могли игнорировать. В частности рекомендовалось:
- уведомить обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц, в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
- не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
- принять меры по недопущению конфликта интересов.
Из-за того, что данные мероприятия были рекомендованы работникам, а не вменялись им в обязанность, их выполнение оставалось на усмотрение работников. Иных мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений, общество не приняло. По мнению прокуратуры, это свидетельствовало о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства.
Суд признал оспариваемое обществом предписание прокуратуры соответствующим требованиям закона. Он отметил, что разработать и принять меры по предупреждению коррупции должны все организации. Это императивная обязанность, установленная в законе. И для ее реализации можно использовать Методические рекомендации (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.09.2020 № Ф08-6621/2020 по делу № А32-52509/2019).
Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ влечет наложение штрафа:
- на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей;
- должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей (либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года);
- юридических лиц – от 50 000 до 100 000 рублей (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).
Не следует ждать, пока от прокуратуры прилетит предписание, и только после этого в спешном порядке разрабатывать внутренние правила. Лучше заранее разработать локальный нормативный акт, согласовать его внутри компании со всеми заинтересованными подразделениями, утвердить и ознакомить с ним под подпись (или способом, установленным для электронного документооборота) всех работников.
Расскажем случай из практики. К компании, занимавшейся реализацией непродовольственных товаров (поставщику), обратилась некоммерческая организация, предлагавшая разработку антикоррупционной политики и комплаенса. Организация предлагала также услуги по обучению персонала компании и консультированию по возникающим в этой сфере вопросам. Причем письмо некоммерческой организации отличалось от обычного коммерческого предложения. В нем было указано на зафиксированный случай переговоров по телефону менеджера компании-поставщика с представителем покупателя, в ходе которого те обсуждали перспективы сотрудничества, цены и возможность учета поставщиком личного интереса представителя покупателя. В итоге сумма первоначального счета на оплату увеличилась на 133 000 руб. с 602 000 до 735 000 руб. Разница в сумме и составила тот самый «личный интерес» представителя покупателя. Некоммерческая организация поставщику не угрожала, но апеллировала к этому факту как основанию для начала сотрудничества с ней.
В данном случае необходимо понять, что антикоррупционная политика как раз и будет защищать от совершения подобных действий, в том числе и от болтовни по телефону непонятно с кем. Также не рекомендуем сотрудничать с подобными организациями-консультантами. Расчет организации, предлагавшей свои услуги, состоял в том, что жаловаться на нее никто не станет, например, по мотиву незаконного прослушивания переговоров, их фиксации и нарушения тайны связи, поскольку у представителей компании, как говорится, самих рыльце в пушку. Ведь за подтвержденные факты предложения незаконного вознаграждения могут запросто привлечь к административной или уголовной ответственности: ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), ст. 204, 204.2 УК РФ (коммерческий подкуп и мелкий коммерческий подкуп).
В связи с этим в своей деятельности необходимо соблюдать требования антикоррупционного законодательства РФ и начать следует с принятия базового внутреннего документа (см. Пример 2 в конце статьи).
...