Объясняем, что представляет собой антикоррупционная оговорка, как ее корректно сформулировать в договоре и как правильно применять на практике. Рассказываем, почему всем организациям необходимо принять антикоррупционную политику, в чем она заключается. Разбираем интересные примеры из судебной практики, на которых можно много чему научиться. Приводим готовые образцы антикоррупционной политики компании и соответствующей оговорки в договоре.

В крупных контрактах нередко можно встретить целый набор договорных условий, выделяемых в отдельный раздел и посвященных регулированию добросовестного и законного поведения контрагентов. Такой комплекс положений договора на практике получил название «антикоррупционная оговорка», а ее включение в любой гражданско-правовой договор стало вполне обычным делом и своего рода правилом хорошего тона. Кроме того, в обязанности всех организаций входит урегулирование на локальном уровне вопросов, связанных с предупреждением коррупции среди сотрудников.

Что входит в меры по предупреждению коррупции

Каждая организация в нашей стране должна разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции» 1. Такие меры могут включать в себя следующие действия:

1) определить подразделения или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

2) сотрудничать с правоохранительными органами;

3) разработать и внедрить в практику стандарты и процедуры, направленные на обеспечение добросовестной работы организации;

4) принять кодекс этики и служебного поведения работников организации;

5) предотвратить и урегулировать конфликты интересов;

6) не допустить составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

При разработке внутренних правил компании, посвященных антикоррупционной политике, можно руководствоваться Методическими рекомендациями по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции, разработанными Минтрудом России 2 во исполнение подп. «б» п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”». Скачать Методические рекомендации можно на сайте Минтруда России 3. Там же, кстати, можно найти и много других материалов по организации мер по противодействию коррупции 4.

Целью Методических рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств. А задачами является:

  • информирование организаций о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
  • определение основных принципов противодействия коррупции в организациях;
  • методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в организации.

Компания может принять один или несколько документов (например, Кодекс поведения работников или Антикоррупционную политику), отразив в них круг лиц, кому они адресованы, назначив ответственных работников и отделы, которые обязаны будут следить за соблюдением антикоррупционного законодательства РФ и выполнением указанного внутреннего документа компании.

В данном ЛНА компания может урегулировать вопросы обучения работников, контроля и аудита, а также порядок взаимодействия с правоохранительными органами, осуществляющими контрольно-надзорные функции в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Ответственность за нарушение

При нарушении требований Закона № 273‑ФЗ и отсутствии внутренних антикоррупционных правил прокуратура может вынести в адрес организации предписание о необходимости его соблюдения, поскольку применение антикоррупционных мер является не правом, а обязанностью бизнеса.

Уклониться от принятия внутреннего документа не получится, поскольку требования закона адресованы всем организациям вне зависимости от вида и масштаба бизнеса. Рассматриваемый закон принят не для красоты, а для того, чтобы предприниматели соблюдали изложенные в нем правила.

Судебная практика

Общество оспорило в суде предписание, вынесенное по итогам проверки прокуратуры, которая посчитала, что было нарушено антикоррупционное законодательство. Компания утвердила Кодекс этики и служебного поведения работников, а также издала приказ о назначении специального должностного лица, ответственного за профилактику коррупционных и иных правонарушений. В кодексе содержались лишь рекомендации работникам, которые они могли игнорировать. В частности рекомендовалось:

  • уведомить обо всех случаях обращения к работнику каких-либо лиц, в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;
  • не получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц;
  • принять меры по недопущению конфликта интересов.

Из-за того, что данные мероприятия были рекомендованы работникам, а не вменялись им в обязанность, их выполнение оставалось на усмотрение работников. Иных мер, направленных на профилактику коррупционных проявлений, общество не приняло. По мнению прокуратуры, это свидетельствовало о несоблюдении обществом российского антикоррупционного законодательства.

Суд признал оспариваемое обществом предписание прокуратуры соответствующим требованиям закона. Он отметил, что разработать и принять меры по предупреждению коррупции должны все организации. Это императивная обязанность, установленная в законе. И для ее реализации можно использовать Методические рекомендации (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.09.2020 № Ф08-6621/2020 по делу № А32-52509/2019).

Умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, в соответствии со ст. 17.7 КоАП РФ влечет наложение штрафа:

  • на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей;
  • должностных лиц – ​от 2000 до 3000 рублей (либо дисквалификацию на срок от 6 месяцев до 1 года);
  • юридических лиц – ​от 50 000 до 100 000 рублей (либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток).

Не следует ждать, пока от прокуратуры прилетит предписание, и только после этого в спешном порядке разрабатывать внутренние правила. Лучше заранее разработать локальный нормативный акт, согласовать его внутри компании со всеми заинтересованными подразделениями, утвердить и ознакомить с ним под подпись (или способом, установленным для электронного документооборота) всех работников.

Пример из практики

Расскажем случай из практики. К компании, занимавшейся реализацией непродовольственных товаров (поставщику), обратилась некоммерческая организация, предлагавшая разработку антикоррупционной политики и комплаенса. Организация предлагала также услуги по обучению персонала компании и консультированию по возникающим в этой сфере вопросам. Причем письмо некоммерческой организации отличалось от обычного коммерческого предложения. В нем было указано на зафиксированный случай переговоров по телефону менеджера компании-поставщика с представителем покупателя, в ходе которого те обсуждали перспективы сотрудничества, цены и возможность учета поставщиком личного интереса представителя покупателя. В итоге сумма первоначального счета на оплату увеличилась на 133 000 руб. с 602 000 до 735 000 руб. Разница в сумме и составила тот самый «личный интерес» представителя покупателя. Некоммерческая организация поставщику не угрожала, но апеллировала к этому факту как основанию для начала сотрудничества с ней.

В данном случае необходимо понять, что антикоррупционная политика как раз и будет защищать от совершения подобных действий, в том числе и от болтовни по телефону непонятно с кем. Также не рекомендуем сотрудничать с подобными организациями-консультантами. Расчет организации, предлагавшей свои услуги, состоял в том, что жаловаться на нее никто не станет, например, по мотиву незаконного прослушивания переговоров, их фиксации и нарушения тайны связи, поскольку у представителей компании, как говорится, самих рыльце в пушку. Ведь за подтвержденные факты предложения незаконного вознаграждения могут запросто привлечь к административной или уголовной ответственности: ст. 19.28 КоАП РФ (незаконное вознаграждение от имени юридического лица), ст. 204, 204.2 УК РФ (коммерческий подкуп и мелкий коммерческий подкуп).

В связи с этим в своей деятельности необходимо соблюдать требования антикоррупционного законодательства РФ и начать следует с принятия базового внутреннего документа (см. Пример 2 в конце статьи).

...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Что делать покупателю для перехода к нему права собственности на оборудование, если поставщик нарушил условия договора?

Право собственности по условиям договора переходит к покупателю после ввода оборудования в эксплуатацию и выполнения пусконаладочных работ. Поставщик осуществил поставку оборудования, но не выполнил пусконаладочные работы и ввод в эксплуатацию в установленный договором срок. Покупатель установил поставщику разумный срок, однако последний обязательства по вводу в эксплуатацию не выполнил. Каковы действия покупателя для перехода к нему права собственности на поставленное оборудование?

Что нужно учесть заказчику при реализации проектов

Бизнес может столкнуться с несвойственными для его текущей деятельности функциями, когда возникает необходимость запустить проект с нуля. Начиная от разработки проектной документации для постройки новых (либо реконструкции, модернизации существующих) объектов и заканчивая покупкой расходных материалов, если заказчик по каким-то (в том числе экономическим) причинам желает держать под контролем весь процесс. В статье разбираем наиболее наглядные и общие для всех случаев создания нового производственного объекта моменты, на которые руководителю и юристу заказчика следует обращать внимание при организации и реализации договорной работы и документооборота в связке «проектант – поставщик – подрядчик». Объясняем, какие конкретные условия необходимо включить заказчику в договоры с разработчиком проекта, поставщиками материалов и оборудования, а также подрядчиком, чтобы защитить свои интересы. Даем ссылки на судебную практику, которая поможет доказать свою правоту в аналогичных рассмотренным ситуациях.

Односторонний отказ от договора: как защитить свои интересы

Рассказываем, в силу чего возникает право на односторонний отказ от исполнения договора, почему не стоит пытаться исключить установленное законом право а отказ, какие риски и запреты существуют. Даем рекомендации, как прописать подобное условие в договоре (в частности, содержание и способы уведомления другой стороны об одностороннем отказе от договора, момент доставки уведомления контрагенту, дату, когда заключенный договор прекращает свое действие, последствия прекращения договора), как реализовать на практике такое право при возникновении необходимости. Учитываем позиции судов. Приводим формулировки условия договора об обмене сообщениями, а также об одностороннем отказе от договора.

Изменил ли поставщик досрочной поставкой условие договора о сроке поставки, поставленное в зависимость от получения аванса?

Договором поставки срок поставки поставлен под условие получения аванса. Поставка осуществляется партиями. Однако, не дожидаясь получения аванса, поставщик стал поставлять товар и поставил несколько партий. В дальнейшем поставщик стал поставлять товар, допуская просрочку. С какой даты считать срок поставки? Изменил ли поставщик своим поведением (досрочной поставкой) условие договора о сроке поставки, поставленное в зависимость от получения аванса?

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Территориальная подсудность: как прописать в договоре

В любом договоре есть раздел, посвященный урегулированию споров. Там прописываются способы ведения переговоров и направления претензии, сроки ее рассмотрения, порядок ответа и т.д. Если все спорные вопросы удается разрешить путем переговоров – ​хорошо. Но что делать, если переговоры зашли в тупик и возникает перспектива судиться? Вот тут как раз и встает вопрос о том, где будет проходить суд. И лучше этот вопрос решить при заключении договора. Автор дает советы, как грамотно прописать территориальную подсудность в договоре, чтобы это была не формальность, а работающие в ваших интересах условия обращения за судебной защитой.