Top.Mail.Ru
При перевозке грузов нередко возникают конфликты, виновниками которых становятся сами перевозчики. Рассказываем про две причины, которые позволяют отправителям (получателям) успешно взыскивать с перевозчиков понесенные убытки. Это переадресация доставки без согласования с клиентом и отсутствие должного контроля за погрузкой товара. Знать о них полезно любой стороне договора. Приведенные нами примеры рассмотрения споров из арбитражной практики помогут на чужих ошибках научиться грамотным действиям. Также даем образец формулировки в договор о каналах связи для сторон на случай возникновения необходимости оперативного решения вопросов, связанных с доставкой / перевозкой груза.

Ошибка 1. Переадресация доставки без согласования с клиентом

Ошибка приводит к тому, что если товар не будет доставлен грузополучателю в согласованный срок, то с перевозчика могут взыскать убытки как за утраченный товар, даже если он в целости, и отказать в возмещении транспортных расходов.

Рассмотрим на примере дела, когда с перевозчика взыскали ущерб как за утраченный груз, хотя он сохранился и пребывал на складе временного хранения. Дело в том, что не обязательно физически потерять груз, чтобы он считался утраченным. В некоторых обстоятельствах, когда груз не был доставлен грузополучателю в установленный законом или договором срок, тоже можно выдвинуть требования о возмещении убытков как за утраченный груз. Тем более если интерес в получении груза «в натуре» пропал. Нередко перевозчик своими неверными действиями формирует для себя убытки.

Судебная практика

Общество обратилось в суд с иском к перевозчику о взыскании стоимости груза, расходов по грузоподъемным работам (грузчики и кран), процентов и штрафа по день фактического исполнения обязательства, расходов по оказанию юридических услуг. Перевозчик – ​со встречным исковым заявлением о взыскании транспортных расходов.

Истец пояснил, что в рамках договора транспортной экспедиции он по заявке на доставку передал груз перевозчику с обязательством доставить груз в указанную дату в г. Пенза. По прибытии ответчик уведомил о невозможности выгрузки груза из-за отсутствия грузчиков и крана. Стороны согласовали новый срок выгрузки – ​следующий день (до 14.00). В 10.40 следующего дня перевозчик уведомил получателя, что машина до сих пор остается невыгруженной, информации о точном времени и месте выгрузки нет, склада временного хранения в г. Пензе нет, поэтому груз отправляется на склад в Тульскую область и будет доставлен обратно в Пензу после оплаты транспортных расходов и услуг крана. Вместе с тем истец разъяснял, что выгрузит машину в течение суток с момента прихода в Пензу и готов оплатить простой по договору, но это сообщение было ответчиком проигнорировано.

Суд требования общества удовлетворил частично, во встречных – ​отказал. Согласно действовавшим на момент перевозки Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом 1, в случае невозможности доставить грузополучателю груз по независящим от перевозчика обстоятельствам последний по указанию грузоотправителя может переадресовать доставку по новому адресу, а при неполучении указаний или невозможности доставки по переадресации – ​вернуть груз грузоотправителю. Следовательно, в рамках правомерного добросовестного поведения перевозчик мог вернуть груз обществу, но не имел права самостоятельно перегружать груз на временное хранение без согласования с грузоотправителем. Отправка груза на склад временного хранения за 600 км от места доставки по договору без согласования с грузоотправителем и дальнейшее удержание груза до полной оплаты транспортных услуг были неправомерны. Груз был перенаправлен до истечения нормативного срока выгрузки, несмотря на указание клиента о необходимости выгрузки груза и письменно выраженное согласие на оплату сверхнормативного простоя. Доказательств обратного, в т.ч. согласования доставки груза по новому адресу, ответчик не предоставил.

При этом общество было вправе требовать возмещения убытков за утраченный груз. Ведь перевозчик несет ответственность за его сохранность до выдачи получателю и считается виновным в его утрате, если не докажет, что она произошла вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. Грузоотправитель (получатель) вправе считать груз утраченным, если он не будет выдан грузополучателю в течение 10 дней при городских и пригородных перевозках и 30 дней – ​при междугородних (ст. 796 ГК РФ; п. 2 ч. 3 ст. 14, ч. 5 ст. 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта 2).

В таких обстоятельствах общество вправе было рассматривать груз как утраченный и требовать возмещения убытков. Интерес к возврату спорного груза у общества и заказавшего у него перевозку предприятия уже отсутствовал. Стоимость груза была подтверждена прилагаемым к нему пропуском, соглашением о взаимозачете и актом сверки между истцом и предприятием. Доказательств в опровержение этих обстоятельств приведено не было (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 13.12.2021 № Ф10-1122/2021 по делу № А68-14004/2019, определением Верховного Суда РФ от 05.04.2022 № 310-ЭС22-3455 отказано в передаче дела для пересмотра).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Три ошибки в договорах о передаче имущества

Разбираем три распространенные ошибки, которые могут привести к проблемам при передаче имущества по договору (например, когда стороны забывают указать срок и место передачи имущества, порядок оформления такой передачи). Подсказываем, как их избежать. Предлагаем формулировки в договор, чтобы снизить риски, и анализируем актуальную судебную практику.

Исполнение реституционных обязательств по недействительным сделкам

Основания возникновения реституции, а также последствия, с которыми придется столкнуться в случае признания сделки недействительной. Примеры реституционных обязательств, основанные на сложившейся судебной практике. Особенности прекращения таких обязательств.

Можно ли взыскать неустойку за нарушение сроков выполнения работ, если в договоре подряда в ответственности это не прописано?

Договор на выполнение работ заключен не в соответствии с законодательством о контрактной системе. Можно ли взыскать неустойку за срыв сроков выполнения работ, если в договоре подряда в ответственности это не прописано?

Работник ответчика без разрешения завладел транспортным средством и совершил ДТП. Какая ответственность грозит ответчику?

Дорожный рабочий (не имеет водительского удостоверения) в нерабочее время без разрешения работодателя (ответчика) завладел транспортным средством (ТС) последнего, совершил ДТП, в результате которого был причинен вред третьему лицу (владельцу другого ТС). О факте угона работодатель с заявлением в правоохранительные органы не обращался. Собственник второго ТС, которому был причинен ущерб (истец) на момент ДТП водительского удостоверения тоже не имел. Он подал иск о возмещении ущерба к ответчику. Согласно экспертному заключению стоимость ущерба (высокая) установлена в виде стоимости восстановительного ремонта. Возможно ли снижение суммы требований, предъявленных за причиненный ущерб, посредством проведения судебной экспертизы? Может ли ответчик избежать ответственности, учитывая, что виновник ДТП самовольно завладел транспортным средством?

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Правила оформления приложений к договорам

На практике все чаще можно встретить многостраничные договоры с множеством приложений. Показываем, как нумеровать приложения к приложениям договоров, что делать, если первому приложению номер не дали, а потом оформили второе приложение, как форму документа (например, акта) сделать приложением к договору, как придать юридическую силу скан-копиям договора и приложений к нему при их направлении по электронной почте, если у контрагентов нет электронных подписей. Поводом для написания статьи стали вопросы подписчиков.

Коммерческий кредит с процентами: как прописать в договоре

В гражданском обороте обычной практикой является предоставление поставщиками и исполнителями своим клиентам отсрочки или рассрочки платежа за реализуемые по договорам товары, работы или услуги с фиксацией общего лимита финансирования, а также срока или графика, в рамках которых покупатель или заказчик могут не вносить оплату. Покупатель со своей стороны тоже может проавансировать поставщика, перечислив ему всю или часть оплаты до момента отгрузки товара, в результате чего поставщик оперативно получает средства для пополнения своих оборотных активов. По общему правилу такое пользование деньгами является бесплатным, однако в своем договоре стороны могут предусмотреть и иное. Расскажем, что представляет собой коммерческий кредит, когда он возможен и на каких условиях, а также дадим советы, как прописать его в договоре, чтобы вторая сторона не могла оспорить взыскание с нее процентов. Тем более что сейчас в условиях, когда партнеры сплошь и рядом просят отсрочку и рассрочку по оплате, кредиторам стоит заранее позаботиться о своих интересах и заложить в договоры выгодные для них условия. А покупателям, перечислившим аванс, желательно подстраховаться на случай недобросовестности поставщиков.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.