Кампании против фирм-«однодневок» в нашей стране переходят на регулярную основу. Но, как это часто бывает, страдают от них не только те, против кого они направлены, но и все остальные. В рамках одной из таких кампаний было решено, что установление барьеров при регистрации юридического лица позволяет эффективно отсеивать «серые» фирмы. Результатом этого стали массовые отказы как при регистрации юридических лиц, так и при внесении изменений в ЕГРЮЛ, связанных с изменением местонахождения организации. В итоге количество переросло в качество, и Пленум ВАС РФ издал постановление от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее – Постановление). Рассмотрим некоторые из положений этого документа и попробуем спрогнозировать его влияние на практику.
На наш взгляд, проблема адресов порождена недостаточно четким законодательным регулированием. Действующие правовые нормы ведут к большому количеству самых разных толкований, которые и служат основой для споров. Вся эта ситуация, по сути, отражение одной проблемы, которая вытекает из стремления государства контролировать хозяйственную деятельность компаний. А это в свою очередь означает, что представители государственных органов должны точно знать, по какому адресу находится та или иная фирма.
Применительно к организациям речь может идти о четырех адресах: местонахождение юридического лица, адрес (место нахождения) единоличного исполнительного органа, фактический адрес, юридический адрес.
Местонахождение юридического лица. В соответствии с п. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. При этом сама государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае его отсутствия – по месту иного органа или лица, имеющих право действовать от имени компании без доверенности.
Государственная регистрация осуществляется подразделением налоговых органов. Их местоположение определяется границами населенного пункта (городского или муниципального образования).
Фактический адрес. Как следует из самого определения, под ним обычно понимают почтовый адрес того помещения, где располагаются офис и руководитель организации.
Юридический адрес. Данный термин, несмотря на широкое распространение, не имеет своего легального определения. При этом он используется не только в деловом обороте, но и в целом ряде нормативно-правовых актов. В большинстве случаев под данным термином понимается тот адрес, который указан в ЕГРЮЛ. Причем подразумевается, что он используется в качестве официального.
Адрес (место нахождения) единоличного исполнительного органа. Данный термин используется в Федеральном законе от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Закон № 129-ФЗ).
В подп. «в» п. 1 ст. 5 этого документа сказано, что в ЕГРЮЛ вносится адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, по которому осуществляется связь с юридическим лицом. Однако подобная трактовка порождает два серьезных вопроса.
Во-первых, используя такой знак препинания, как скобки, законодатель уравнивает понятия «адрес» и «место нахождения», однако они имеют совершенно разную природу. Адрес – это условная «привязка» конкретного недвижимого объекта к «сетке почтовых координат», позволяющая почтальону найти получателя корреспонденции. Тогда как место нахождения – это некое пространство, которое занято чем-то или кем-то либо на котором происходит некое событие.
Во-вторых, данная норма не раскрывает понятия «осуществление связи с организацией». Связь ведь может осуществляться по-разному, пересылка почтовой корреспонденции – тоже способ связи. Будет ли в данном случае достаточным получения писем? Или необходимо обеспечить возможность личной встречи с лицом, осуществляющим функции единоличного...