В связи с последними событиями Правительство РФ ввело мораторий на банкротство, призванный поддержать граждан и бизнес, которые оказались в непростой финансово-экономической ситуации. Не отрицая важность и правильность данного решения, нельзя и оставить в стороне тот факт, что от него пострадали кредиторы, которым придется простить должникам неустойки за период, на который введен мораторий. Автор проанализировал ключевые последствия такого моратория для кредиторов и рассказывает, какие меры они могут предпринять для защиты своих интересов (со ссылками на действующее законодательство и актуальную судебную практику).
Мораторий для всех, ну или почти всех
Мораторий на банкротство введен с 01.04.2022 сроком на 6 месяцев в отношении всех юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (постановление Правительства РФ от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами»). Лица, которым не посчастливилось попасть под действие моратория:
1) застройщики многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, включенных в соответствии со ст. 23.1 Федерального закона от 30.12.2004 № 214‑ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» в реестр проблемных объектов на дату введения моратория. Такое исключение, по всей видимости, связано с тем, что некоторые застройщики в принципе не отличаются финансовой устойчивостью и периодически находятся в зоне риска, чем и обусловлена необходимость их беспрепятственно банкротить;
2) включенные в утвержденный Правительством РФ перечень лиц (выполняющих функции иностранных агентов, либо которые являются аффилированными с ними).
Когда можно и нужно банкротить
Напомним, что в 2020 году власти уже вводили мораторий на банкротство в связи с пандемией коронавируса, вот только под его действие попали не все, а только те коммерсанты, которые осуществляли деятельность в наиболее пострадавших отраслях (туризм, гостиничный и ресторанный бизнес и др.). Сейчас же, учитывая непростую внешнеполитическую обстановку и кризис в экономике, мораторий было решено распространить на всех граждан и предпринимателей, кроме названных выше.
Соответственно уведомления кредитора не подлежат опубликованию на сайте https://bankrot.fedresurs.ru, а если оно там все-таки было опубликовано, то не порождает у него права на обращение в суд. После окончания моратория на банкротство по истечении 15 дней с такого момента кредитор может готовиться к подаче заявления в суд.
Мораторий не применяется к тем должникам, заявление о банкротстве которых было принято судом к производству до даты его введения, на что прямо указано в п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26.10.2022 № 127‑ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”».
Сообщение о намерении кредитора обратиться с заявлением о банкротстве должника было опубликовано не самим кредитором, а иным лицом. У суда никаких претензий по этому поводу не возникло, поскольку сообщение было размещено на сайте bankrot.fedresurs.ru в установленном порядке и содержало информацию о конкретном должнике и кредиторе. Именно последний обратился с заявлением в суд, и на дату введения моратория производство по делу о банкротстве уже было возбуждено. При таких обстоятельствах суд отклонил довод должника о том, что на него распространяется действие моратория на банкротство (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.06.2022 № Ф06-19519/2022 по делу № А65-21788/2021).
В другом деле суд также согласился принять заявление кредитора о банкротстве должника. Последний на основании абз. 3 п. 1 ст. 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обратился с заявлением о неприменении в отношении него моратория на банкротство. Такое право у должника тоже есть. Поскольку кредитор обратился с заявлением о признании должника банкротом уже после того, как на сайте bankrot.fedresurs.ru было опубликовано заявление должника, суд принял к производству заявление о банкротстве (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 № 09АП-31611/2022 по делу № А40-74631/22).
В третьем деле суд, наоборот, поддержал должника, поскольку на дату введения моратория на банкротство заявление кредитора было оставлено без движения. Соответственно, сам вопрос о принятии такого заявления судом разрешен не был. Даже устранение заявителем обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без движения, не свидетельствует о невозможности применения моратория на банкротство, поскольку важно, чтобы на дату его введения заявление было принято, а не просто поступило в суд. Несмотря на то что при устранении заявителем недостатков поданного заявления оно будет считаться поступившим в суд в первоначальный срок в соответствии с ч. 3 ст. 128 АПК РФ, суд посчитал, что должник вправе воспользоваться преференцией. В связи с этим заявление кредитора о признании должника банкротом было ему возвращено на основании положений п. 2 ст. 9.1 Закона о банкротстве (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.06.2022 № 02АП-4573/2022 по делу № А17-2150/2022).
Что дальше?
Следует учитывать, что мораторий на банкротство – это не просто запрет на возбуждение дела о банкротства должника, а целый комплекс мер, направленный на стабилизацию имущественного положения участников гражданского оборота с целью их защиты и обеспечения финансовой устойчивости.
Предусмотренные мораторием мероприятия предоставляют лицам, на которых он распространяется, преимущества и одновременно накладывают на контрагентов этих лиц дополнительные ограничения. Таким образом, при введении моратория вследствие экстраординарности сложившейся ситуации на основании акта публичного органа временно изменяется объем прав и обязанностей участников гражданского оборота.
Постановление Правительства № 497 базируется на ст. 9.1 Закона о банкротстве, которая помимо собственно запрета на возбуждение дел о банкротстве вводит иные вполне определенные запреты и ограничения, а именно:
1) у должника приостанавливается обязанность по обращению в суд с заявлением о банкротстве;
2) не допускается выдел доли учредителя в капитале должника или выкуп у него обществом акций;
3) не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается установленная законом очередность удовлетворения требований кредиторов, за исключением нетто-обязательств;
4) не допускается изъятие собственником имущества должника – унитарного предприятия принадлежащего должнику имущества;
5) не допускается выплата дивидендов, доходов по долям (паям), а также распределение прибыли между учредителями (участниками) должника;
6) не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей;
7) не допускается обращение взыскания на заложенное имущество, в том числе во внесудебном порядке;
8) приостанавливается исполнительное производство по имущественным взысканиям по требованиям, возникшим до введения моратория (при этом не снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства).
Никакой вам неустойки
Как видно из приведенного перечня последствий введения моратория на банкротство, должники освобождаются от начисления неустоек и иных финансовых санкций за нарушение обязательств, за исключением текущих платежей. Речь идет не просто о том, что в период действия моратория их нельзя взыскать, а о том, что они в принципе не начисляются, иными словами у кредитора самого права на их взыскание просто-напросто не возникает.
Обстоятельства возникновения задолженности перед кредитором, ее правовая природа, поведение должника и иные подобного рода факторы в данном случае не имеют никакого правового значения (постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 № 07АП-4099/2022(1) по делу № А45-2852/2022).
Исходя из анализа сложившейся в настоящее время судебной практики, можно сделать вывод, что суды в принципе отклоняют любые требования о взыскании неустоек, исключая из расчета или корректируя требования заявителя иным способом, например:
- неустойка в период действия моратория на банкротство в принципе не начисляется и не может быть предъявлена кредитором должнику (постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29.03.2022 № Ф01-66/2022 по делу № А43-14299/2021);
- суммы неустоек, начисленных в период действия моратория на банкротство, подлежат исключению из общего размера задолженности (постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.05.2022 № 11АП-6121/2022 по делу № А55-29962/2021, решение Михайловского районного суда Волгоградской области от 25.05.2022 по делу № 2-121/2022 и др.);
- нельзя взыскать неустойку или штрафные проценты по ключевой ставке ЦБ РФ, предусмотренные ст. 395 ГК РФ (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26.05.2022 № Ф08-3376/2022 по делу № А32-2891/2021), а по такой логике и штраф за нарушение прав потребителей, предусмотренный п. 6 ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
- не может быть взыскана неустойка, установленная решением суда по дату фактического погашения задолженности, поскольку действует мораторий на банкротство (постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 07.06.2022 № 02АП-3638/2022 по делу № А28-8758/2021);
- расчет кредитора о взыскании неустойки или штрафных процентов должен быть скорректирован с учетом периода действия моратория на банкротство самим кредитором, либо это делает суд по своей инициативе (решение Новоильинского районного суда г. Новокузнецка от 01.06.2022 по делу № 2-600/22) и др.
Если должник и вовсе не пострадал
Введение моратория на банкротство не исключает возможности кредитора все-таки настаивать на взыскании неустойки или процентов на основании абз. 2 п. 7 Постановления ВС РФ № 44. В нем указано, что если при рассмотрении спора о взыскании неустойки или иных финансовых санкций, начисленных за период действия моратория, будет доказано, что:
- ответчик, на которого распространяется мораторий, в действительности не пострадал от обстоятельств, послуживших основанием для его введения,
- и ссылки данного ответчика на указанные обстоятельства являются проявлением заведомо недобросовестного поведения,
то суд в зависимости от обстоятельств дела и с учетом характера и последствий поведения ответчика может удовлетворить иск полностью или частично, не применив возражения о наличии моратория (п. 2 ст. 10 ГК РФ).
Как мы уже упоминали выше, изначально Постановление ВС РФ № 44 было принято в период моратория на банкротство не для всех участников гражданского оборота, а только для тех, кто попал в перечень отраслей, наиболее пострадавших от пандемии. Вместе с тем само это разъяснение в настоящее время сохраняет значимость и применимо к мораторию на банкротство в отношении всех организаций и граждан, в том числе ИП.
Однако необходимо учитывать, что опровержение презумпции освобождения от ответственности в силу моратория возможно лишь в исключительных случаях при исчерпывающей доказанности соответствующих обстоятельств. По общему же правилу действие моратория распространяется на всех подпадающих под него лиц, которые не обязаны доказывать свое тяжелое материальное положение для освобождения от ответственности за нарушение обязательств в период моратория (решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 30.05.2022 по делу № А75-21341/2021).
Соответственно, кредитор может взять его на вооружение и в порядке ст. 65 АПК РФ представить доказательства, что должник в действительности не пострадал от кризиса, и показатели его экономической деятельности не изменились. В частности, если должник является публичной компанией и раскрывает сведения о размере прибыли на сайте или в иных источниках, можно сравнить показатели его текущей деятельности с показателями за аналогичный период прошлого года.
Если должник не только не утратил позиции на рынке, но и нарастил выручку, то оснований считать, что он проиграл от кризиса, нет. При отсутствии у кредитора информации о финансовых показателях деятельности должника он может просить суд истребовать соответствующую информацию из налоговых органов и кредитных организаций (например, бухгалтерскую отчетность, налоговые декларации, выписки и справки по банковским счетам и т. п.).
Что можно предпринять?
Таким образом, в период действия моратория на банкротство неустойки и иные финансовые санкции к должникам не применяются. Сам мораторий при этом может быть продлен в дальнейшем по решению Правительства РФ, если основания для принятия такой меры сохранятся.
Возникает в связи с этим резонный вопрос: что делать кредиторам, ведь должники могут безнаказанно кредитоваться за их счет под предлогом моратория. В зависимости от вида и характера обязательства кредитор может отказаться от применения неустойки, заменив ее иным способом.
Обычно в договоре займа заемные средства предоставляются кредитором заемщику на определенный срок под согласованную процентную ставку, а при нарушении срока возврата суммы основного долга и процентов за пользование займом на них может быть начислена неустойка по ставке 0,1–0,5% за каждый день просрочки. Вместо этого стороны могут согласовать те же условия, но взамен неустойки указать, что проценты за пользование займом подлежат начислению за весь период фактического пользования займом, в том числе и после окончания срока, на который он был выдан, даже если заимодавец его истребовал, но заемщик не вернул. Учитывая, что проценты за пользование займом являются элементом главного обязательства (возврат суммы займа), их нельзя снизить на основании ст. 333 ГК РФ как неустойку, поскольку правила ст. 809 ГК РФ такой возможности суду не предоставляют.
Заемщик, конечно, может попробовать ссылаться на то, что такие проценты прикрывают собой неустойку, однако заимодавец со своей стороны может указать на следующие обстоятельства:
1) условие добровольно согласовано сторонами в договоре именно как проценты, т. е. как плата за пользование заемными ресурсами, а не как мера ответственности за нарушение обязательства;
2) в договоре займа можно добавить минимальную неустойку, которой кредитор все равно пользоваться не будет из-за введенного моратория, но его наличие позволит говорить о том, что проценты и неустойка установлены отдельно;
3) заемщик договор займа заключил добровольно и осознанно, переговорные возможности у него ограничены не были;
4) сам договор займа ни полностью, ни в части спорного условия незаключенным или недействительным не признавался;
5) ну и, наконец, заемщик во всякое время не лишен возможности полностью рассчитаться с кредитором и избежать начисления как процентов за пользование займом, так и неустойки, поскольку оба этих факультативных обязательства производны от основного (главного) обязательства, соответственно, нет долгов, нет и сопутствующих им требований.
Еще одним интересным правовым инструментом, который всегда, а в период действия моратория на банкротство в особенности, может помочь кредитору, – это коммерческий кредит. Вместо начисления неустойки на сумму долга по тем же договорам поставки, подряда или оказания услуг в договоре можно предусмотреть, что на следующий день после даты оплаты соответствующая сумма на основании ст. 823 ГК РФ считается коммерческим кредитом с начислением на нее процентов по определенной ставке.
Такой коммерческий кредит будет считаться предоставленным должнику до востребования вплоть до момента, когда его истребует кредитор. Как показывает практика, суды считают возможным начисление процентов за пользование коммерческим кредитом с момента, когда должник пропускает установленный договором срок платежа, не квалифицируя такое условие как установление неустойки.
В договоре поставки стороны предусмотрели условие о том, что в случае неоплаты стоимости товара в согласованный срок вся неоплаченная сумма считается предоставленной поставщиком покупателю в качестве коммерческого кредита, за пользование которым подлежат начислению проценты по ставке 0,4% за каждый день. Поскольку возможность уменьшения процентов за пользование коммерческим кредитом законом не предусмотрена, суд отклонил довод покупателя о необходимости снижения заявленной ко взысканию суммы процентов на основании ст. 333 ГК РФ (определение Верховного суда РФ от 14.04.2015 № 305-ЭС15-3375 по делу № А40-39047/2014).