Управление коллективом – это сложный процесс, и выстроить его эффективно очень нелегко. В этом процессе немаловажную роль играют личностные качества руководителя. Они пересекаются с его деятельностью, образуя такое понятие как «индивидуальный стиль руководства». Какие бывают стили? Как выбрать наиболее рациональный из них? Можно ли «подогнать» личность и должность друг к другу? Об этом и многом другом читайте в статье.
Тех, кто желает и сам иметь много хлопот,
и другим доставляет их, я поставил бы
в разряд годных к власти
Сократ
Есть множество точек зрения относительно стилей управления, их эффективности, оправданности, результативности. Как выработать наиболее рациональный индивидуальный стиль руководства? Каким быть руководителем? В статье рассмотрим компоненты, позволяющие «подогнать» личность и должность друг к другу. Эта информация станет подсказкой для новичков в сфере руководства, а имеющим опыт на поприще управления поможет осмыслить свою деятельность и верно расставить приоритеты.
Руководитель выступает одним из участников сложного процесса под названием «управление». В рамках этого процесса общаются, трудятся, сотрудничают, конфликтуют разные люди. Разумеется, их интересы, эмоции, потребности находятся в сложном сплетении. Именно из-за этого эффективность управления во многом зависит от личных качеств, проявляемых всеми участниками процесса управления, в том числе и руководителями любого уровня.
Деятельность руководителя
Личные качества руководителя пересекаются с его деятельностью, образуя такое понятие как «индивидуальный стиль руководства». Это понятие означает повторяющиеся способы деятельности, которые обеспечивают эффективное управление.
В настоящее время существует множество разных типологий стилей руководства. Мы же воспользуемся «решеткой менеджмента», разработанной Р. Блейком и Дж. Моутоном. Она представлена системой координат, где одна линия ведет к достижению наибольших результатов в производстве, а другая линия направлена на личность, на улучшение условий трудовой деятельности, на учет желаний и потребностей работников.
Сразу скажем, что эта типология очень условна. В реальной жизни вряд ли найдется руководитель, который четко соответствует только одному стилю управления. Обычно стиль определяется по преобладающему признаку, а в каждой конкретной ситуации наиболее оптимальным может оказаться любой из стилей. Жизнь настолько сложна, что требует от руководителей формирования собственного, гибкого, динамичного, оптимального стиля управления.
Координаты 9.1. Тип жесткого администрирования
При этом стиле управления результат производства является основной и практически единственной целью. Человек здесь только исполнитель. Все, что связано с личностью работника (его потребности, интересы, желания и даже физическое самочувствие), совсем не принимается во внимание. Основной метод управления – регулярный и полный контроль. Подобный стиль называют по-разному: автократический, авторитарный, директивный. Его основной характеристикой является жесткость. Решения принимаются единолично. Другое мнение для такого руководителя неприемлемо, он часто бывает резок в отношениях с подчиненными. Руководитель сам определяет задачи и пути их выполнения.
Этот стиль может быть полезен при управлении коллективом, попавшим в чрезвычайные обстоятельства, где необходима абсолютная власть и подчинение. Он может быть применен на начальном этапе становления трудового коллектива, а также когда перед командой стоят важные и срочные задачи.
В то же время данный стиль не подходит и плохо влияет на результаты труда творческого коллектива, где нужна свобода для каждого при совместных обсуждениях...