Практика проведения налогового контроля последних лет показывает, что налоговики все больше анализируют не отдельно взятое юридическое лицо (выявляя, например, недобросовестных поставщиков и подрядчиков, привлекаемых для завышения закупочной стоимости), а оценивают бизнес в целом, определяя налоговую нагрузку по группе лиц и сравнивая ее с собственным видением уровня подлежащих уплате налогов. Разбираемся, что понимают в ФНС России под дроблением бизнеса; по каким критериям налоговые органы выявляют компании, которые с помощью этой схемы пытаются уйти от налогов; какие доводы убеждают судей встать на сторону предпринимателей. Анализируем рассмотренные судами споры и разъяснения налоговиков. Узнаете, какие юридические структуры могут оказаться наиболее уязвимыми, какого рода аргументы целесообразно заявлять в суде в защиту своей позиции в налоговых спорах.
Позиция налоговиков
На официальном сайте ФНС России дробление бизнеса определяется как искусственное создание нескольких лиц для соблюдения критериев, установленных для применения специальных налоговых режимов 1. Однако очевидно, что под пристальное внимание налоговых органов подпадает значительно более широкий круг правоотношений (применение льгот, изменение текущей юридической структуры, сокрытие бенефициара и т. д.).
Ведение бизнеса в форме нескольких хозяйствующих субъектов всегда вызывает повышенное внимание. В то же время Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался на тему невозможности вмешательства в принятие предпринимателями управленческих решений, которые в сфере бизнеса обладают самостоятельностью и широкой дискрецией. Ведь в силу рискового характера такой деятельности существуют объективные пределы в возможностях судов выявлять наличие в ней деловых просчетов (см., например, определения КС РФ от 26.03.2020 № 544-О, от 24.02.2004 № 3-П).
Однако налоговые органы предлагают собственное понимание баланса публичных и частных интересов, которое должно выражаться в уплате «реального» объема налогов в бюджет.
Тонкая грань между законностью и не законностью структуры бизнеса, уклонением от уплаты налогов и законной налоговой оптимизацией лежит, прежде всего, в плоскости доказывания налоговиками умышленных действий, направленных исключительно на минимизацию платежей в государственный бюджет.
ФНС России периодически выпускает разъясняющие письма или обзоры практики, в которых обозначает основные критерии деятельности, на которые должны обращать внимание территориальные налоговые органы. Например, в письме от 11.08.2017 № СА-4-7/15895@ ведомство среди общих признаков согласованности действий участников бизнеса в целях применения схемы дробления бизнеса выделяет такие:
- дробление одного бизнеса (производственного процесса) происходит между несколькими лицами, осуществляющими аналогичные виды деятельности и применяющими специальные системы налогообложения (ЕНВД или УСН) вместо исчисления и уплаты налогов по общей системе налогообложения;
- налогоплательщик, его участники, должностные лица или лица, осуществляющие фактическое управление деятельностью схемы, являются выгодоприобретателями от использования схемы дробления бизнеса;
- создание участников схемы в течение небольшого промежутка времени непосредственно перед расширением производственных мощностей и/или увеличением численности персонала (формальным его распределением...