Сделка с иностранным контрагентом: налоговые тонкости

Если в сделке принимает участие иностранное лицо, то всегда возникает огромное количество вопросов, связанных с налогообложением. Один из таких вопросов касается определения места реализации работ / услуг / прав в целях НДС. Причем он важен вне зависимости от того, кем именно выступает российская компания (исполнителем или заказчиком). Другой вопрос связан с необходимостью удерживать налоги в качестве налогового агента. И это еще далеко не все. Подробнее читайте в статье, в том числе о позициях Минфина и ФНС России по сложным ситуациям.

Сделка с иностранным контрагентом может быть как по поставке товара, так и по выполнению работ или оказанию услуг, передаче прав. С поставкой обычно вопросов меньше. Если ваша компания покупает у иностранной компании товары или иное имущество, то речь, как правило, идет об импорте, при котором возникает «ввозной» НДС, уплачиваемый либо на таможне (если контрагент не из ЕАЭС), либо налоговому органу в специальном порядке (если контрагент из ЕАЭС).

Соответственно, если ваша организация продает иностранной какое-либо имущество, то речь идет, как правило, об экспортной отгрузке, которая облагается НДС по нулевой ставке, право на применение которой необходимо дополнительно подтвердить. По налогу на прибыль для российской компании каких-либо особенностей тут не возникает.

Подробнее на сделках, связанных с поставкой товаров, мы останавливаться не будем, т. к. гораздо большее количество вопросов на практике возникает у компаний по сделкам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ (а также передача прав). Их мы и рассмотрим детально.

Место реализации услуг / работ / прав

Самое первое, что необходимо сделать (прежде, чем подписывать договор) – ​это определить место реализации работ / услуг / прав в целях НДС. И вот тут, как показывает практика, компании часто допускают ошибки, которые при выявлении их налоговыми органами влекут негативные налоговые последствия в виде доначислений и штрафов.

Но сначала отметим, для чего именно важно корректно определять место реализации в целях НДС. Это нужно, чтобы понять, облагаются соответствующие работы / услуги / права НДС или нет. Причем для российской организации этот вопрос важен вне зависимости от того, кем именно она будет выступать по сделке: исполнителем или заказчиком. Просто в первом случае (если она исполнитель) ей, как налогоплательщику, придется включать в налоговую базу по НДС стоимость выполненных работ / оказанных услуг / переданных прав, а во втором случае – ​ей, как налоговому агенту, придется удерживать НДС при выплате вознаграждения иностранному контрагенту (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Если, конечно, местом реализации конкретной работы / услуги / прав будет считаться территория России.

Сразу отметим, что ответ на вопрос о том, каково место реализации в целях НДС тех или иных работ / услуг / прав, не зависит от формулировок договора относительно фактического места реализации. Иногда, например, в договоре оказания услуг стороны специально оговаривают, что услуги фактически оказываются, допустим, на территории иностранного государства. Имейте в виду, что для целей НДС такая оговорка не несет никакого смыслового значения. Попросту говоря, она не должна приниматься во внимание, если мы рассматриваем вопрос с позиции НДС.

Дело в том, что порядок определения места реализации работ и услуг (а также прав) в целях НДС регулируется отдельным образом. Правила определения места реализации, если контрагентом по договору является резидент государства, входящего в ЕАЭС, установлены ст. 148 НК РФ либо п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014).

Согласно им место реализации определяется в зависимости от того, о каких именно работах / услугах и пр. идет речь. Так, если это работы / услуги / права, непосредственно связанные с движимым или недвижимым имуществом (например, аренда, ремонт), то в этом случае следует ориентироваться на то, где именно находится такое имущество (подп. 1, 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если на территории иностранного государства, то тогда и работы / услуги / права считаются оказанными / выполненными / переданными за пределами территории РФ, а значит, объекта налогообложения по НДС в данном случае возникать не будет. И напротив, если указанное имущество в момент оказания услуг расположено на территории РФ, то такие услуги будут образовывать объект налогообложения НДС.

В отношении услуг по перевозке или транспортно-экспедиторских важное значение имеет то, кто именно является перевозчиком / экспедитором (иностранный контрагент или ваша компания), а также где находятся пункты отправления и назначения груза. Если по такой сделке перевозчиком является иностранное лицо, то, скорее всего, услуги не будут облагаться НДС, т. к. для того, чтобы возник объект налогообложения, в этом случае нужно, чтобы оба пункта (отправления и назначения) были расположены на территории России. А вот если перевозчиком являетесь вы (российская компания), то для возникновения объекта налогообложения по НДС достаточно, чтобы один из пунктов (либо отправления, либо назначения) находился на территории РФ. Такой порядок следует из подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Если же речь идет об услугах / правах, которые перечислены в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (консультационные, юридические, маркетинговые, права на результаты интеллектуальной деятельности и т. д.), то место их реализации определяется по местонахождению покупателя услуг / прав. И если покупателем таких услуг является иностранное лицо, то услуги будут считаться оказанными не на территории РФ. А значит, они не должны облагаться российским НДС. Поэтому у вас, как у поставщика этих услуг, НДС по этим операциям не возникает. Но если вы, наоборот, приобретаете такие услуги, то в этом случае местом реализации является территория РФ. Это значит, что ваша компания как налоговый агент обязана удержать НДС при выплате дохода иностранцу.

И по всем остальным услугам / работам, которые не перечислены в подп. 1–4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ, действует одно общее правило: место...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Экспертизы при разрешении налоговых споров

Какую роль экспертное заключение играет в налоговом споре? Какие экспертизы могут быть назначены судом или проведены налогоплательщиком до суда? Как суды относятся к экспертным заключениям, подготовленным стороной спора до начала судебного процесса или повторно, к рецензиям на экспертизы? Когда судьи откажутся принимать экспертное заключение в качестве доказательства, а когда примут его без сомнений? Может ли суд учесть в качестве доказательств выводы экспертиз, проведенных в рамках уголовных дел?

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Вклад в имущество от иностранной «мамы»: налоговые риски

Российская организация, получившая в свое время заем от своего иностранного участника, может не иметь возможности его вернуть. И участник может не истребовать эти денежные средства обратно. Более того, он может принять решения оставить эти деньги российской «дочке», оформив, например, это вкладом в ее имущество. Но не все знают, что такая операция влечет за собой налоговые риски. О них и идет речь в статье (со ссылками на позиции Минфина России и судебную практику как в пользу налоговых органов, так и налогоплательщиков).

Налоговые риски при продаже имущества по цене ниже рыночной

Если компания, имеющая в собственности имущество, уже не актуальное для использования (техника, авто, мебель и т. п.), решит продать его по символической цене своим же (учредитель, директор, рядовой сотрудник) или даже сторонним лицам, такая продажа при налоговой проверке может вызвать пристальное внимание со стороны налоговых органов и повлечь за собой доначисления налогов, другие неблагоприятные последствия. Однако надо помнить, что само по себе многократное отличие примененной цены от рыночного уровня не свидетельствует о направленности действий налогоплательщика на уклонение от налогообложения. Для вывода об этом необходимо также наличие иных обстоятельств, порочащих деловую цель сделки. Немаловажное значение имеет и собранная налоговиками доказательственная база (а собрать ее им удается не всегда). В нюансах разбираемся в статье, опираясь на позиции ФНС и Минфина России и судебную практику (как с отрицательными, так и с положительными для налогоплательщиков результатами). С нашей помощью сможете оценить риски налоговых последствий подобных сделок и (при необходимости) вооружиться аргументами в свою защиту в суде.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Что учесть в рамках мероприятий налогового контроля: позиция ФНС

ФНС России подготовила для направления нижестоящим инспекциям свой обзор по вопросам, возникающим в рамках проведения и оформления результатов налоговых проверок и связанных с ними мероприятий налогового контроля. А мы подготовили свой экспертный разбор данного документа, сопроводив его, среди прочего, и ссылками на релевантную судебную практику. В статье затрагиваем вопросы истребования документов и сведений налоговиками вне рамок налоговых проверок; законности проведения осмотра на территории третьих лиц и выемки документов, не имеющих отношения к проверяемому лицу, но имеющих отношение к предмету проверки; налоговой базы при налогообложении договоров поручений и агентирования, а также взаимоотношений с сомнительными контрагентами.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.