Top.Mail.Ru

Сделка с иностранным контрагентом: налоговые тонкости

Если в сделке принимает участие иностранное лицо, то всегда возникает огромное количество вопросов, связанных с налогообложением. Один из таких вопросов касается определения места реализации работ / услуг / прав в целях НДС. Причем он важен вне зависимости от того, кем именно выступает российская компания (исполнителем или заказчиком). Другой вопрос связан с необходимостью удерживать налоги в качестве налогового агента. И это еще далеко не все. Подробнее читайте в статье, в том числе о позициях Минфина и ФНС России по сложным ситуациям.

Сделка с иностранным контрагентом может быть как по поставке товара, так и по выполнению работ или оказанию услуг, передаче прав. С поставкой обычно вопросов меньше. Если ваша компания покупает у иностранной компании товары или иное имущество, то речь, как правило, идет об импорте, при котором возникает «ввозной» НДС, уплачиваемый либо на таможне (если контрагент не из ЕАЭС), либо налоговому органу в специальном порядке (если контрагент из ЕАЭС).

Соответственно, если ваша организация продает иностранной какое-либо имущество, то речь идет, как правило, об экспортной отгрузке, которая облагается НДС по нулевой ставке, право на применение которой необходимо дополнительно подтвердить. По налогу на прибыль для российской компании каких-либо особенностей тут не возникает.

Подробнее на сделках, связанных с поставкой товаров, мы останавливаться не будем, т. к. гораздо большее количество вопросов на практике возникает у компаний по сделкам, предметом которых является оказание услуг, выполнение работ (а также передача прав). Их мы и рассмотрим детально.

Место реализации услуг / работ / прав

Самое первое, что необходимо сделать (прежде, чем подписывать договор) – ​это определить место реализации работ / услуг / прав в целях НДС. И вот тут, как показывает практика, компании часто допускают ошибки, которые при выявлении их налоговыми органами влекут негативные налоговые последствия в виде доначислений и штрафов.

Но сначала отметим, для чего именно важно корректно определять место реализации в целях НДС. Это нужно, чтобы понять, облагаются соответствующие работы / услуги / права НДС или нет. Причем для российской организации этот вопрос важен вне зависимости от того, кем именно она будет выступать по сделке: исполнителем или заказчиком. Просто в первом случае (если она исполнитель) ей, как налогоплательщику, придется включать в налоговую базу по НДС стоимость выполненных работ / оказанных услуг / переданных прав, а во втором случае – ​ей, как налоговому агенту, придется удерживать НДС при выплате вознаграждения иностранному контрагенту (п. 1, 2 ст. 161 НК РФ). Если, конечно, местом реализации конкретной работы / услуги / прав будет считаться территория России.

Сразу отметим, что ответ на вопрос о том, каково место реализации в целях НДС тех или иных работ / услуг / прав, не зависит от формулировок договора относительно фактического места реализации. Иногда, например, в договоре оказания услуг стороны специально оговаривают, что услуги фактически оказываются, допустим, на территории иностранного государства. Имейте в виду, что для целей НДС такая оговорка не несет никакого смыслового значения. Попросту говоря, она не должна приниматься во внимание, если мы рассматриваем вопрос с позиции НДС.

Дело в том, что порядок определения места реализации работ и услуг (а также прав) в целях НДС регулируется отдельным образом. Правила определения места реализации, если контрагентом по договору является резидент государства, входящего в ЕАЭС, установлены ст. 148 НК РФ либо п. 29 Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг (приложение № 18 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29.05.2014).

Согласно им место реализации определяется в зависимости от того, о каких именно работах / услугах и пр. идет речь. Так, если это работы / услуги / права, непосредственно связанные с движимым или недвижимым имуществом (например, аренда, ремонт), то в этом случае следует ориентироваться на то, где именно находится такое имущество (подп. 1, 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). Если на территории иностранного государства, то тогда и работы / услуги / права считаются оказанными / выполненными / переданными за пределами территории РФ, а значит, объекта налогообложения по НДС в данном случае возникать не будет. И напротив, если указанное имущество в момент оказания услуг расположено на территории РФ, то такие услуги будут образовывать объект налогообложения НДС.

В отношении услуг по перевозке или транспортно-экспедиторских важное значение имеет то, кто именно является перевозчиком / экспедитором (иностранный контрагент или ваша компания), а также где находятся пункты отправления и назначения груза. Если по такой сделке перевозчиком является иностранное лицо, то, скорее всего, услуги не будут облагаться НДС, т. к. для того, чтобы возник объект налогообложения, в этом случае нужно, чтобы оба пункта (отправления и назначения) были расположены на территории России. А вот если перевозчиком являетесь вы (российская компания), то для возникновения объекта налогообложения по НДС достаточно, чтобы один из пунктов (либо отправления, либо назначения) находился на территории РФ. Такой порядок следует из подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Если же речь идет об услугах / правах, которые перечислены в подп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (консультационные, юридические, маркетинговые, права на результаты интеллектуальной деятельности и т. д.), то место их реализации определяется по местонахождению покупателя услуг / прав. И если покупателем таких услуг является иностранное лицо, то услуги будут считаться оказанными не на территории РФ. А значит, они не должны облагаться российским НДС. Поэтому у вас, как у поставщика этих услуг, НДС по этим операциям не возникает. Но если вы, наоборот, приобретаете такие услуги, то в этом случае местом реализации является территория РФ. Это значит, что ваша компания как налоговый агент обязана удержать НДС при выплате дохода иностранцу.

И по всем остальным услугам / работам, которые не перечислены в подп. 1–4.1, 4.4 п. 1 ст. 148 НК РФ, действует одно общее...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

НДС и налоговая реформа – 2025

НДС относится к федеральным налогам, но разобраться в его элементах непросто – это один из самых запутанных платежей. А с 2025 года его «надстроили» еще и особенностями для упрощенной системы налогообложения. Теперь налогоплательщиков станет больше, а ясности – меньше. Мы разобрались в ситуации и объясняем для тех, для кого такое налогообложение в новинку, простыми словами, понятно и на числовых примерах, как быть с НДС. Начнем в этом номере журнала с несложных объектов налогообложения, а в следующем рассмотрим подробно реализацию товаров, работ, услуг и имущественных прав.

Доход от продажи и сдачи в аренду недвижимости: личный или предпринимательский?

Как делятся средства от ведения бизнеса и личные доходы? Данный вопрос волнует тех граждан, которые зарегистрированы в качестве ИП на упрощенной системе налогообложения (УСН) и при этом имеют в собственности как коммерческую, так и жилую недвижимость, в т. ч. за пределами территории России. Вопросы возникают не только по доходам от аренды, но и по доходам от продажи недвижимого имущества. Объясняем, как на практике они решаются с учетом позиций Минфина, ФНС России и судебной практики.

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Правомерно ли доначисление ИФНС налога, когда из экспедирования выделяется стоимость фрахта?

Выплачиваем доход турецкому экспедитору (он не является перевозчиком, перевозчик – резидент Швейцарии). Этот экспедитор организует международную перевозку груза (по маршруту Аргентина – РФ). Налог с доходов не удерживаем в качестве налогового агента. При налоговой проверке возникли проблемы. Правомерно ли вообще доначисление инспекцией налога (они из экспедирования выделяют стоимость фрахта и требуют доплатить налог)? Если налог необходимо будет начислить: по ставке 5% как по соглашению с Турцией? Или могут требовать начислить 10%, т. к. фактический перевозчик – Швейцария, а с ними соглашения приостановлены? В том случае если будет начислен налог, сможем ли судиться и каковы шансы выиграть суд?

Изменения в уплате торгового сбора

Масштабная реформа налоговой системы затронула и торговый сбор. С 2025 года ставки сбора будут ежегодно индексировать на федеральный коэффициент-дефлятор. Это изменение усложнило и без того запутанный вопрос, кто платит торговый сбор. Ведь этот платеж относится к местным налогам и сборам, поэтому его уплату регулирует не только НК РФ, но и нормативные правовые акты муниципальных образований либо городов федерального значения. Пришло время внести ясность, кто и за что платит торговый сбор, по каким ставкам и с какой периодичностью.

Обзор налоговой реформы – 2025

Статья с комментариями эксперта о масштабных изменениях в налоговом законодательстве, которые вступают в силу с 2025 года. В частности, о поправках в отношении НДФЛ, страховых взносов, налога на прибыль, акцизов, упрощенной системы налогообложения, земельного налога и налога на имущество, государственной пошлины и др. Кроме того, затрагиваем введение нового туристического налога, а также отдельное регулирование налоговой амнистии при дроблении бизнеса и закон о налоговом кешбэке.

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

НДС и налоговая реформа – 2025

НДС относится к федеральным налогам, но разобраться в его элементах непросто – это один из самых запутанных платежей. А с 2025 года его «надстроили» еще и особенностями для упрощенной системы налогообложения. Теперь налогоплательщиков станет больше, а ясности – меньше. Мы разобрались в ситуации и объясняем для тех, для кого такое налогообложение в новинку, простыми словами, понятно и на числовых примерах, как быть с НДС. Начнем в этом номере журнала с несложных объектов налогообложения, а в следующем рассмотрим подробно реализацию товаров, работ, услуг и имущественных прав.