Если компании проводят за свой счет выездные мероприятия для своих лучших партнеров, дистрибьюторов, контрагентов дистрибьюторов и пр., то приходится учитывать налоговые особенности трат и связанные с ними риски. Причем как в части расходов на сторонних лиц, так и собственного персонала, без участия которого такие торжества, как правило, не обходятся. В статье обсуждаем риски, позиции Минфина России, налоговиков и судов по спорным вопросам. Даем советы, когда можно попытаться отстоять свои интересы по минимизации налогообложения, а когда с этим лучше не связываться.
В выездных мероприятиях для партнеров и других контрагентов, как правило, участвуют не только их сотрудники (нередко даже с родственниками), но и собственный персонал организации-устроителя торжества. А если все планируется по высшему разряду, то без значительных расходов не обойтись: приобретаются билеты (и визы, если сие действо планируется за границей), бронируются гостиницы, оплачиваются банкеты, нанимаются диджеи, выплачиваются суточные и т. д.
Разберем налоговые риски, с которыми могут столкнуться компании-организаторы, и дадим советы, каких из них лучше избегать. И начнем с самого «популярного» налога у проверяющих – на прибыль.
Риски по налогу на прибыль
В целях налога на прибыль организаций налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением указанных в ст. 270 НК РФ). При этом они должны быть обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Применительно к рассматриваемым нами вопросам важно правильно определить (и подтвердить) цель несения трат.
Расходы в пользу своих работников и сторонних лиц
Согласно п. 29 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату:
- путевок на лечение или отдых;
- экскурсий или путешествий;
- занятий в спортивных секциях, кружках или клубах;
- посещений культурно-зрелищных или физкультурных (спортивных) мероприятий;
- подписки, не относящейся к подписке на нормативно-техническую и иную используемую в производственных целях литературу;
- товаров для личного потребления работников;
- а также другие аналогичные расходы, произведенные в пользу работников.
Как видите, речь идет о расходах, произведенных в пользу своих собственных работников.
Если же мы говорим о расходах, произведенных в пользу сторонних лиц (покупателей, дилеров, дистрибьюторов и т. п.), то они тем более не учитываются в целях налогообложения прибыли.
Это касается любых расходов, которые компания несет в связи с организацией выездного мероприятия (визы, билеты, банкеты, гостиница и т. п.).
Предоставляя собственным работникам и другим лицам (сотрудникам других компаний, в т. ч. контрагентов) возможность участия в выездном мероприятии, оплачиваемом за счет компании, следует учитывать его характер. Как правило, такие события носят развлекательный характер. По этой причине произведенные компанией траты будут считаться расходами, произведенными в пользу работников и сторонних лиц.
На практике у налоговиков возникают претензии, если организация решит учитывать расходы на подобные мероприятия в целях налога на прибыль. Поэтому мы не рекомендуем это делать.
Если заявить о представительских расходах
Споры с налоговиками могут возникнуть и в том случае, если выездное мероприятие в некоторой степени будет носить деловой характер:
- так, с одной стороны, налоговое законодательство разрешает учитывать в целях налога на прибыль представительские расходы,
- но, с другой стороны, представительскими могут считаться только строго определенные...