Анализ налоговиками деятельности налогоплательщиков в 2026 г

С 2026 г. налоговые органы наделяются новыми полномочиями. Они не вносят принципиальных изменений в подходы к проведению налогового контроля, но продолжают общую государственную политику на максимально возможное (с учетом положений о налоговой тайне) раскрытие информации о налогоплательщиках. По новым правилам налоговые органы будут анализировать финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков (организаций и индивидуальных предпринимателей), предоставляя эту информацию всем заинтересованным лицам. Разбираем новые полномочия налоговиков, а также реальные возможности по проверке контрагентов, которые есть уже сейчас.

C 01.01.2026 вступает в силу закон 1, наделяющий ФНС России новыми полномочиями – они смогут проводить анализ (оценку) финансово-хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей с последующим предоставлением результатов такого анализа заинтересованным лицам.

Что существует уже сейчас

У истоков данного подхода стоит еще приказ ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», действующий в настоящее время с дополнениями и изменениями. Указанным документом была предпринята одна из первых попыток в раскрытии подходов налоговых органов по отбору налогоплательщиков для включения в план проведения выездных налоговых проверок. По замыслу законодателя эта мера должна была позволить налогоплательщикам:

  • самостоятельно сравнить показатели своей деятельности с описанными критериями
  • и скорректировать формат бизнеса, понизив уровень потенциального внимания налоговых инспекторов.

Среди критериев приводились:

  • налоговая нагрузка по отраслям,
  • убыточность деятельности,
  • «безопасная доля вычетов по НДС»,
  • низкий размер заработной платы и пр.

В 2023 г. издан приказ ФНС России от 24.03.2023 № ЕД-7-31/181@, утвердивший 2 Методики проведения оценки:

  • юридического лица на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика юридического лица» АИС «Налог-3» и
  • индивидуального предпринимателя на базе интерактивного сервиса «Личный кабинет налогоплательщика “Индивидуального предпринимателя”» АИС «Налог-3».

В...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

На примерах различных практических ситуаций, которые могут возникнуть на каждом из этапов работы с государственным (муниципальным) контрактом, объясняем, за что компании попадают в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Анализируем судебную практику по спорным вопросам. Рассказываем, как избежать включения в РНП, в т. ч. при возникновении проблем с контрагентом.

Показания генерального директора как доказательство реальности сделки по ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ является самой востребованной с точки зрения налоговых претензий контролирующих органов. Именно сделки с недобросовестными (по мнению налоговых органов) контрагентами традиционно привлекают наибольшее внимание налоговых инспекторов. Ключевым фактором признания налоговой выгоды обоснованной выступает реальность сделки и достоверность документооборота налогоплательщика. Бытует мнение, что положения п. 3 ст. 54.1 НК РФ исключили критерий подлинности подписей на первичных документах из списка ключевых доказательств в рамках оценки законности налоговых доначислений. Так ли это, и что говорят суды? Расскажем, в каком объеме исследуются свидетельские показания, что влияет на выводы налоговиков и как усилить свою позицию по спорным вопросам.

Публичные сервисы для проверки контрагентов

У вашего потенциального контрагента может быть красивый сайт, офис в центре города и представитель в дорогом костюме. По факту же картина может быть совсем иной: за аренду офиса скопился большой долг, директор в бегах, а у представителя нет надлежащих полномочий на подписание договора. Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании не только финансовыми и репутационными рисками, но и налоговыми. Например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета или признать понесенные по сделкам с данным партнером расходы в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. По мнению ФНС России, задача добросовестного налогоплательщика – ​самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел. В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ ведомство рекомендовало налогоплательщикам в целях проявления должной осмотрительности пользоваться общедоступными электронными сервисами. В этой статье познакомим вас с сервисами, в которых можно проверить сведения о госрегистрации организации (ИП), полномочия представителей, является ли адрес регистрации массовым, а также финансовое состояние, наличие налоговой задолженности, судебных взысканий и др. В вашем распоряжении будут ссылки на 19 сервисов и детальные инструкции, как ими пользоваться.

Реальность сделки по ст. 54.1 НК РФ. Что поможет выиграть в суде?

С введением в НК РФ ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» заметно снизился процент выигрываемых в судах налогоплательщиками дел. В основе подхода налоговых органов лежит проверка реальности операций с заявленным контрагентом. Однако в практике появилось несколько судебных актов, которые позволяют надеяться на смену вектора перспективности судебного обжалования налоговых доначислений и штрафов. Выясним на конкретных примерах, что будет учтено судами при рассмотрении споров по сомнительным контрагентам и какие аргументы позволят успешно отстоять свои интересы в суде.

Показания генерального директора как доказательство реальности сделки по ст. 54.1 НК РФ

Статья 54.1 НК РФ является самой востребованной с точки зрения налоговых претензий контролирующих органов. Именно сделки с недобросовестными (по мнению налоговых органов) контрагентами традиционно привлекают наибольшее внимание налоговых инспекторов. Ключевым фактором признания налоговой выгоды обоснованной выступает реальность сделки и достоверность документооборота налогоплательщика. Бытует мнение, что положения п. 3 ст. 54.1 НК РФ исключили критерий подлинности подписей на первичных документах из списка ключевых доказательств в рамках оценки законности налоговых доначислений. Так ли это, и что говорят суды? Расскажем, в каком объеме исследуются свидетельские показания, что влияет на выводы налоговиков и как усилить свою позицию по спорным вопросам.

Публичные сервисы для проверки контрагентов

У вашего потенциального контрагента может быть красивый сайт, офис в центре города и представитель в дорогом костюме. По факту же картина может быть совсем иной: за аренду офиса скопился большой долг, директор в бегах, а у представителя нет надлежащих полномочий на подписание договора. Недобросовестность контрагентов может обернуться для компании не только финансовыми и репутационными рисками, но и налоговыми. Например, в виде отказа налоговых органов возместить НДС из бюджета или признать понесенные по сделкам с данным партнером расходы в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций. По мнению ФНС России, задача добросовестного налогоплательщика – ​самостоятельно выявлять недобросовестность контрагентов и во избежание неблагоприятных последствий не иметь с ними никаких дел. В письме от 30.11.2012 № ЕД-4-3/20268@ ведомство рекомендовало налогоплательщикам в целях проявления должной осмотрительности пользоваться общедоступными электронными сервисами. В этой статье познакомим вас с сервисами, в которых можно проверить сведения о госрегистрации организации (ИП), полномочия представителей, является ли адрес регистрации массовым, а также финансовое состояние, наличие налоговой задолженности, судебных взысканий и др. В вашем распоряжении будут ссылки на 19 сервисов и детальные инструкции, как ими пользоваться.

Как не попасть в реестр недобросовестных поставщиков

На примерах различных практических ситуаций, которые могут возникнуть на каждом из этапов работы с государственным (муниципальным) контрактом, объясняем, за что компании попадают в реестр недобросовестных поставщиков (РНП). Анализируем судебную практику по спорным вопросам. Рассказываем, как избежать включения в РНП, в т. ч. при возникновении проблем с контрагентом.

Реальность сделки по ст. 54.1 НК РФ. Что поможет выиграть в суде?

С введением в НК РФ ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» заметно снизился процент выигрываемых в судах налогоплательщиками дел. В основе подхода налоговых органов лежит проверка реальности операций с заявленным контрагентом. Однако в практике появилось несколько судебных актов, которые позволяют надеяться на смену вектора перспективности судебного обжалования налоговых доначислений и штрафов. Выясним на конкретных примерах, что будет учтено судами при рассмотрении споров по сомнительным контрагентам и какие аргументы позволят успешно отстоять свои интересы в суде.