Организации часто становятся фактическими участниками дел в судах общей юрисдикции (по трудовым спорам, в сфере защиты прав потребителей, при обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности должностных лиц и др.). Поэтому как рядовым юристам, так и руководителям нужно знать порядок рассмотрения дела в таком суде, стадии обжалования и самое главное – как выбрать надлежащую стратегию защиты интересов компании. Для тех, кто все это время избегал ознакомления с новшествами по подаче кассационной жалобы в суд общей юрисдикции, самое время вникнуть в новые положения ГПК РФ, чтобы не попасть впросак, когда придется столкнуться на практике.
Судебная реформа в гражданской кассации
Кассация – это уже третья ступень в рассмотрении дела судом общей юрисдикции. Изначально дело рассматривается в суде первой инстанции (как правило, это районные суды), далее не вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в апелляции. На стадии кассации обжалуются только вступившие в законную силу судебные акты. Данный этап, в свою очередь, состоит из двух ступеней: с 1 октября 2019 г. это:
- кассационный суд общей юрисдикции (КСОЮ) и
- Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ.
В судах общей юрисдикции наибольшее влияние на исход дела по-прежнему можно оказать в суде первой инстанции. Суды апелляционной и уже тем более кассационной инстанции достаточно редко отменяют уже вынесенные решения и не всегда усматривают какие-либо нарушения (даже если, на ваш взгляд, они очевидны).
Уже давно это стало глобальной проблемой, поскольку зачастую встречались абсолютно неверные по существу судебные акты, с которыми надо было что-то делать. В юридическом сообществе постоянно велись обсуждения по поводу неэффективности кассационного обжалования по ГПК РФ в его прежней редакции. Да и вообще мало кто в принципе решался подавать кассационную жалобу, считая это пустой тратой денег и времени.
Законодатель объяснял эту проблему двумя причинами:
1) апелляция и кассация находились в одном здании и, возможно, даже состояли из одних и тех же судей (например, апелляция проходила в областном суде, а кассация – в президиуме этого же областного суда);
2) кассационное обжалование было фильтрационным (только маленький процент жалоб рассматривался по существу, остальные отсеивались).
Со вступлением в силу первой части процессуальной реформы (1 октября 2019 г.) эти причины полностью устранены. Создано восемь специализированных кассационных судов по округам. Эти суды разбросаны по разным регионам и чаще всего не совпадают с дислокацией апелляционных судов. Судья единолично изучает жалобу и решает вопрос о ее принятии к производству.
Добавим, что первые итоги работы новых судов очень положительные и оправдывают реформу в этой части.
Статистика неэффективности
Все познается в сравнении, поэтому давайте посмотрим насколько «неэффективны» были ранее существовавшие суды кассационной инстанции.
За I полугодие 2019 г. (Схема 1) «старые» кассационные суды рассмотрели 94 894 жалобы, из них 3881 жалоба (а это всего 4%) была передана коллегии (т.е. рассмотрена по существу). Удовлетворено было только 3507 (3,7% от количества рассмотренных) жалоб. То есть фильтрация была очень мощная, как-то обратить внимание суда на свою жалобу с целью добиться ее рассмотрения было почти нереально.
Схема 1. Рассмотрение гражданских дел судами кассационной инстанции субъектов РФ в I полугодии 2019 г.
Практически такая же статистика и в Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ (Схема 2). В I полугодии 2019 г. коллегия ВС РФ по гражданским делам рассмотрела 35 440 кассационных жалоб и представлений, в судебном заседании по кассации – только 398, что составляет всего 1,12%. Из этого количества 383 жалобы были удовлетворены. Таким образом, в ВС РФ добиться правды было вообще невозможно.
Схема 2. Рассмотрение кассационных жалоб и представлений Судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ в I полугодии 2019 г.