На что и как можно пожаловаться председателю суда

Бывают случаи, что судьи нарушают правила судебной процедуры, открыто демонстрируют свое неуважение к участникам процесса или же не скрывают своего благосклонного расположения к другой стороне судебного разбирательства. Для таких ситуаций не предусмотрено действенных процессуальных способов защиты прав сторон по делу.Решением проблемы может стать обращение к председателю суда. Он может помочь и в случаях нарушения судьями сроков размещения информации в Интернете. Справиться с этим в условиях действующего правового регулирования затруднительно, поскольку изготовление процессуальных актов (решений и определений) осуществляют судьи, а эффективные способы воздействия на них отсутствуют. Автор в своей юридической практике постоянно сталкивается с такими препятствиями и делится в статье опытом, когда и как может помочь обращение на имя председателя суда (приводя пример одного из таких обращений).

Для начала напомним, что компетенция председателя суда определяется:

  • Законом РФ от 26.06.1992 № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» 1 (ст. 6.2);
  • Федеральным конституционным законом от 07.02.2011 № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (ст. 35);
  • Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» (ст. 42).

Указанными нормативными правовыми актами установлено, что председатель соответствующего суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий организует работу возглавляемого им суда. Это подразумевает реагирование на любые жалобы на действия сотрудников суда, включая судей.

Далее рассмотрим подробно порядок подачи подобных обращений и правила их рассмотрения. Сразу же обратим внимание на то, что такие обращения носят непроцессуальный характер, т. е. они не будут считаться связанными с конкретным судебным процессом. Действующие правовые нормы будем анализировать отдельно в части жалоб председателю арбитражного суда и председателю суда общей юрисдикции.

Подача и рассмотрение жалоб на действия судьи председателю арбитражного суда регулируются:

  • Положением о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов Российской Федерации, а также запросов о представлении информации о деятельности судов, утв. приказом ВАС РФ от 30.06.2011 № 68 2;
  • Регламентом арбитражных судов, утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 05.06.1996 № 7 3;
  • Инструкцией по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (первой, апелляционной и кассационной инстанций), утв. постановлением Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 № 100 4.

Один из важнейших пунктов Положения – п. 1.3. Он устанавливает, что обращение, поступившее в арбитражный суд в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению. Эта норма гарантирует любому обратившемуся к председателю арбитражного суда получение ответа на обращение.

Председатель должен:

  • либо сам рассмотреть поступившее обращение на действия судей,
  • либо поручить его рассмотрение своему заместителю (п. 2.2 Положения).

Установлено, что обращения к председателю арбитражного суда могут быть оформлены:

  • как письменно (на бумажном носителе или и в электронном формате, сделать это можно через «Систему подачи жалоб на действия судей и работников аппаратов арбитражных судов» (spg.arbitr.ru)),
  • так и устно (п. 1.8 Положения).

Если обращение оформляется письменно, оно в обязательном порядке должно содержать:

  • наименование арбитражного суда, в который оно направляется, либо Ф.И.О. 5 лица, которому направляется обращение, либо его должность;
  • Ф.И.О. заявителя или наименование организации;
  • почтовый адрес, по которому должен быть отправлен ответ или уведомление о переадресации обращения;
  • суть предложения, заявления или жалобы;
  • личную подпись заявителя, а обращение организации должно быть подписано руководителем.

К обращению, подписанному лицом, действующим на основании доверенности, должна быть приложена копия доверенности.

Отдельно в Положении сказано, что должно быть обязательно указано в обращении, оформленном в форме электронного документа:

  • Ф.И.О. заявителя;
  • адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
  • почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.

Полагаем, что помимо указанных данных, электронное обращение по аналогии с поданным на бумаге, должно содержать суть предложения, заявления или жалобы. Если оно подается от имени юридического лица, то его...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Новый порядок апелляционного обжалования по ГПК РФ

В апреле 2025 года в ГПК РФ внесли поправки, направленные на совершенствование организационных и правовых механизмов подачи апелляционных, а также частных жалоб в суд апелляционной инстанции. Рассматриваем пошагово ключевые изменения, которые вводятся в действующий процессуальный закон, регулирующий порядок отправления правосудия в судах общей юрисдикции. Приводим образцы заявлений в суд общей юрисдикции о восстановлении пропущенного срока на обжалование решения суда, об исправлении недостатков апелляционной жалобы и об ускорении рассмотрения дела.

Что необходимо учесть при написании жалобы в Верховный Суд РФ?

Рассказываем, когда можно обратиться с жалобой в Верховный Суд РФ, какие дела доходят до рассмотрения по существу высшим судом страны и как часто такие жалобы удовлетворяются. Даем советы, как подать жалобу, чтобы не получить отказ ВС РФ, что в нее включить, на какие нюансы обратить внимание в тексте. Приводим готовый образец надзорной жалобы.

Определения, которые нельзя обжаловать

Арбитражные суды и суды общей юрисдикции при рассмотрении споров выносят не только решения, но и определения. И если все решения суда могут быть обжалованы, то для определений это правило действует выборочно. Что же делать сторонам, не согласным с вынесенным судом определением, которое не может быть оспорено? Перечисляем в удобной табличной форме все определения в арбитражном, гражданском и административном процессах, для которых законом установлена возможность обжалования. Даем практические советы, что учесть при подготовке возражений, а также жалоб, касающихся определений, которые обжалованы быть не могут. Приводим шпаргалки по видам жалоб и судам, в которые они адресуются и подаются, а также срокам, в которые нужно успеть.

Подача жалобы в квалификационную коллегию судей

Как пожаловаться на судью, если он ведет себя недостойно, постоянно затягивает дело, благоволит противнику или не выполняет свои обязанности? Рассказываем, куда пожаловаться, в какие сроки, что писать в жалобе и на что может повлиять ее подача. Приводим образец жалобы в квалификационную коллегию судей.

Как ознакомиться с материалами дела в арбитражном суде онлайн

Ограничительные меры в период пандемии подтолкнули суды к созданию сервисов по удаленному взаимодействию. Одним из нововведений стало появление возможности ознакомления с материалами дела онлайн. Читайте о том, как получить доступ к аудиопротоколам и другим материалам с пошаговой инструкцией и образцом ходатайства об ознакомлении с материалами дела в электронном виде.

Подаем документы в арбитражный суд в электронном виде

В системе арбитражных судов реализована возможность подачи документов в суд в электронном виде. За последний год система «Мой арбитр» стала расширять свой функционал: теперь на ее основе можно не только знакомиться с материалами дела, получать копии аудиозаписей судебных заседаний, но и участвовать в судебных заседаниях онлайн. Разберемся с подачей документов в электронном виде. Расскажем, как работает система «Мой арбитр», какие требования установлены к представляемым документам. Дадим подробные инструкции по подаче первичных документов (иска, апелляционной и кассационной жалоб), а также вторичных документов (заявлений, ходатайств, в т. ч. в части приобщения дополнительных материалов в арбитражное дело).

Подача жалобы в квалификационную коллегию судей

Как пожаловаться на судью, если он ведет себя недостойно, постоянно затягивает дело, благоволит противнику или не выполняет свои обязанности? Рассказываем, куда пожаловаться, в какие сроки, что писать в жалобе и на что может повлиять ее подача. Приводим образец жалобы в квалификационную коллегию судей.

Рассмотрение арбитражных дел из дома

Пандемия новой коронавирусной инфекции оказала влияние не только на экономику и способы взаимодействия людей, но и на порядок рассмотрения споров в арбитражных судах. Благодаря карантину суды стали быстрее внедрять новые технологии, в том числе – ​возможность рассмотрения дел онлайн. К системе проведения онлайн-заседаний на дату написания этой статьи подключились 96 судов, в том числе самый загруженный – ​Арбитражный суд г. Москвы. О том, как проходит рассмотрение дел онлайн, с какими трудностями могут столкнуться участники спора, а также в чем отличие нового порядка от уже ставшей многим привычной ранее видео-конференц-связи – ​расскажем в нашей статье.