Top.Mail.Ru

Реклама или нет? Как отличить рекламу от обычной информации

Рекламой считается распространяемая информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование (поддержание) интереса к нему и его продвижение. Таким образом, любая реклама содержит в себе определенную информацию. Но далеко не всякая информация, подходящая под это определение, будет считаться рекламой. Расскажем, при распространении какой информации положения законодательства о рекламе можно не учитывать.

Ни один успешный бизнес не может обойтись без рекламы. И пусть выражение «реклама - двигатель торговли» давно избито, оно тем не менее как нельзя лучше отражает важность рекламы для современной компании. Но при рекламировании нужно помнить, что законодательство о рекламе содержит множество запретов и ограничений. И если информация признается рекламой, все они должны неукоснительно соблюдаться. Иначе компании будет грозить немалый штраф (в некоторых случаях - до миллиона рублей). О том, что признается рекламой, а что нет, мы расскажем в статье.

Определение рекламы дано в Федеральном законе от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Закон № 38-ФЗ).

Фрагмент документа

Пункт 1 ст. 3 Закона № 38-ФЗ

реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке

Нетрудно заметить, что приведенное определение очень широкое. По сути, рекламой можно считать все, что привлекает внимание к объекту рекламирования. Впрочем, из любого правила бывают исключения. В нашем случае они перечислены в ч. 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ.

Фрагмент документа

Часть 2 ст. 2 Закона № 38-ФЗ

Настоящий Федеральный закон не распространяется:

  1. на политическую рекламу, в том числе предвыборную агитацию и агитацию по вопросам референдума;
  2. информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом;
  3. справочно-информационные и аналитические материалы (обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний), не имеющие в качестве основной цели продвижение товара на рынке и не являющиеся социальной рекламой;
  4. сообщения органов государственной власти, иных государственных органов, сообщения органов местного самоуправления, сообщения муниципальных органов, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, если такие сообщения не содержат сведений рекламного характера и не являются социальной рекламой;
  5. вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера;
  6. объявления физических лиц или юридических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности;
  7. информацию о товаре, его изготовителе, об импортере или экспортере, размещенную на товаре или его упаковке;
  8. любые элементы оформления товара, помещенные на товаре или его упаковке и не относящиеся к другому товару;
  9. упоминания о товаре, средствах его индивидуализации, об изготовителе или о продавце товара, которые органично интегрированы в произведения науки, литературы или искусства и сами по себе не являются сведениями рекламного характера.

Остановимся на каждом пункте этого списка.

Политическая реклама

Несмотря на наличие в этом словосочетании термина «реклама», Закон № 38-ФЗ на нее не распространяется. И даже тот факт, что политическая реклама может быть размещена на рекламных конструкциях, еще не говорит о возможности применения к ней Закона № 38-ФЗ (определение ВАС РФ от 12.04.2013 № ВАС-3499/13 по делу № А76-6760/2012, постановление ФАС Уральского округа от 27.11.2012 № Ф09-11825/12 по делу № А76-6760/2012).

Вместе с тем надо учитывать, что за пределами сроков выборной кампании неагитационная политическая информация может размещаться на условиях социальной рекламы (протокол совещания руководителей ЦИК России и ФАС России от 06.08.2007 № 2). А раз так, то требования Закона № 38-ФЗ распространяются на эту информацию в полной мере (решение УФАС России по Свердловской области от 28.01.2016 по делу № 120/121/122).

Фрагмент документа

Пункт 11 ст. 3 Закона № 38-ФЗ

социальная реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на достижение благотворительных и иных общественно полезных целей, а также обеспечение интересов государства

Информация, обязательная к раскрытию

Обязательной к раскрытию можно считать, например (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе"»):

  • информацию о товарах (работах, услугах), которую изготовитель (исполнитель, продавец) обязан предоставлять потребителю (ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»);
  • информацию о самом изготовителе (продавце) товаров или исполнителе, оказывающем услуги (ст. 9 этого же закона);
  • информацию, которую обязаны раскрывать публичные общества (п. 1 ст. 92 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») и др.

И даже если информация, обязательная к раскрытию, приведена не в полном объеме, это не делает ее рекламой.

Справочно-информационные и аналитические материалы

К таким материалам относятся, например, обзоры внутреннего и внешнего рынков, результаты научных исследований и испытаний. Главное, чтобы они не имели цели продвижения товара на рынке и не являлись социальной рекламой.

Судебная практика

Российский производитель кофе обратился в антимонопольную службу с заявлением о привлечении к административной ответственности одного из телеканалов. Основанием для этого стало некорректное, по мнению заявителя, сравнение кофе иностранного и российского производства. Антимонопольщики в возбуждении дела отказали. Тогда компания обратилась в суд с заявлением о признании их бездействия незаконным.

Арбитры встали на сторону антимонопольной службы. Они указали, что товар (кофе) в передаче не демонстрировался, не были указаны его индивидуализирующие признаки (название, товарный знак, упаковка и др.). Сведения, очевидно ассоциирующиеся у потребителя с определенным товаром, тоже не приводились. Таким образом, информация из передачи была признана аналитическим материалом, на который положения Закона № 38-ФЗ не распространяются (постановление ФАС Московского округа от 15.02.2013 по делу № А40-70321/12-144-333).

Также не является рекламой информация:

  • о производимых или реализуемых товарах (оказываемых услугах), размещенная на сайте компании или на ее странице в социальной сети. Но только если эти сведения предназначены для информирования об ассортименте товаров (услуг) и правилах их использования (письмо ФАС России от 20.07.2016 № АК/49414/16). Если же подобная информация направлена не столько на информирование потребителей,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Типичные ошибки в работе с персональными данными

Изменение законодательства в сфере персональных данных и огромные штрафы за нарушения стимулируют еще раз проверить, все ли с персданными в организации в порядке. Автор выделяет 5 ошибок, которые чаще всего допускают организации в этой области.

Гендерные праздники: мальчики налево, девочки направо!

Рассказываем об истории возникновения праздников – ​Дня защитника Отечества (23 Февраля) и Международного женского дня (8 Марта), а также как они перестали нести изначально заложенную в них цель и стали чисто гендерными; как это связано с мизогинией и мизандрией. Приводим аргументы тех, кто поддерживает необходимость отмечать праздники, и тех, кто против. Будет о чем поговорить за чашкой чая с родными, коллегами и друзьями! А еще даем советы, как нетривиально отметить оба праздника в рабочем коллективе, чтобы сохранить и приумножить хорошие отношения.

С Днем Защитника Отечества!

День Защитника Отечества – ​праздник в первую очередь военный, хотя в последнее время мы относимся к нему, скорее, как к 8 Марта для мужчин. Но сегодня все возвращаются к истокам и все чаще поздравляют мужчин-коллег именно по-армейски. К тому же, каждая организация – ​это маленькая армия, где есть свои разведчики (отдел маркетинга), служба тыла (АХО), свой автобат (транспортно-логистическая служба), своя пехота (специалисты по работе с клиентами) и даже целый генерал-бухгалтер!

Выбираем электронную подпись для разных документов

Рассказываем, какие виды электронных подписей (ЭП) существуют, и разъясняем их назначение. Даем критерии выбора вида электронной подписи для внутреннего и внешнего документооборота. Показываем, какие законодательные ограничения выбора вида электронной подписи установлены для документов (кадровых, бухгалтерских, налоговых и иных). Так вы поймете, какие подписи лучше сформировать для своих работников и использовать в разных ситуациях.

Что суд не признает форс-мажором

Действующее российское законодательство не содержит конкретных критериев, по которым на практике всегда можно было бы четко определить, какие обстоятельства относятся к форс-мажору (непреодолимой силе), а какие нет. Поэтому на практике довольно часто одна из сторон судебного процесса ссылается на какие-то обстоятельства как на форс-мажор, а суд их форс-мажором не признает. Опираясь на анализ судебной практики, подскажем, на какие обстоятельства как на форс-мажорные в суде лучше не ссылаться, поскольку к победе в споре это не приведет.

Оформление и замена ссылки на нормативный документ в приказе и ЛНА

Юристы регулярно составляют множество документов с массой ссылок на нормативные правовые акты. Показываем образцы оформления ссылок на нормативные документы в приказах и локальных нормативных актах. Поясняем, чем отличаются внутритекстовые ссылки, подстрочные (сноски) и выносные. И главное: что делать с приказами и ЛНА, когда документы, на которые в них ссылались изначально, устаревают. Нужно ли вносить в них изменения и каким образом?

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Возмещение судебных издержек: ВС РФ разъясняет

Недавно Пленум ВС РФ принял знаковое постановление от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела». В нем конкретизировано и обобщено применение судами всех уровней норм о возмещении судебных издержек в арбитражном, гражданском и административном процессах. Постановление стало первым документом высшей судебной инстанции о судебных расходах. Прежде ВАС РФ в своих разъяснениях касался только отдельных моментов. Осветим наиболее важные положения постановления.