Увольняется ценный сотрудник. Что делать?

Причины увольнения сотрудников могут быть самые разные: маленькая зарплата, психологический или профессиональный кризис, не сложившиеся отношения в коллективе или просто жизненные обстоятельства. И если руководитель хочет удержать ценного работника, то в зависимости от причины он может предпринять определенные действия. В одних случаях нужно составить план индивидуального или профессионального развития, в других – ​дать возможность разобраться с трудностями, в третьих – ​принять участие в нормализации отношений с коллективом. Как это правильно сделать? Читайте в статье!

Уход ключевых сотрудников чрезвычайно болезнен для организации. Каждый человек своими действиями создает стоимость компании. Есть сотрудники, квалификация которых воспроизводима, это, как правило, низкоквалифицированные должности. Например, можно любого человека обучить работать на складе и вбивать данные в 1С. Но есть специалисты, обладающие уникальной квалификацией, например, бухгалтеры, знающие специфику работы компании, причем довольно деликатную – финансовую. С ними все куда сложней. Обучить или найти нового работника, способного полноценно заменить ушедшего, может оказаться совсем не просто.

Что же делать, если уходят люди или есть признаки, что вот-вот начнут уходить? Первое – разобраться с причинами.

Причины увольнений

Поводы для уходов бывают разными.

1. Недостаточная материальная мотивация

Если человеку мало платят, то он обязательно уйдет. Однако понять, что сотрудник недоволен компенсационным пакетом, не всегда легко. Дело тут вот в чем.

1) У руководителя снижается чувствительность. Всегда кажется, что человек, который годами трудится в организации, доволен своей зарплатой. Начальники так и говорят: «А зачем ее повышать, если люди и так работают?»

2) Во многих организациях нет процедур совершенствования материальной мотивации. Среди наших соотечественников существует убеждение, что просить повышения заработной платы – дело хлопотное. Многие побаиваются начальства (а вдруг руководитель разозлится), а потому смиренно ждут, когда о них вспомнят. Получается, что человек иногда годами работает в компании, но так и не дожидается желанного повышения. А когда он внезапно уходит, руководство делает круглые глаза: «Как так? Почему?»

К сведению

По данным исследования ВЦИОМ, в работе для россиян важнее всего – размер заработной платы: 71% участников исследования сообщили, что при трудоустройстве этот фактор имеет для них первостепенное значение (год назад – 67%). Менее значимы удобный режим работы (28%), возможность профессиональной самореализации, социальные гарантии (по 23%).

К материальным причинам мы относим и неудовлетворенность карьерным ростом. Система мотивации, аттестация, кадровый резерв и другие кадровые институты представляют собой не что иное, как внутрикорпоративные социальные лифты для сотрудников. С помощью них люди достигают желаемого уровня заработной платы, попутно повышая свою квалификацию и принося пользу компании.

2. Несбывшиеся ожидания

Когда мы видим рекламу автомобиля, и нам обещают, что он надежен как часы, а после покупки у него выходит из строя бортовой компьютер, то у нас возникает разочарование. Причем более сильное, чем если бы мы приобрели машину без предварительного рекламного обещания.

Согласно информационной теории эмоции Симонова 1, эмоцию можно описать следующей формулой:

Э = – П (Ин – Ис), где

Э – сила эмоции и окраска (негативная или позитивная);

П – сила потребности;

Ин – информация о ресурсах, которые необходимы для удовлетворения потребности;

Ис – информация о ресурсах, которые есть в данный момент.

Когда человек приходит на работу, ему говорят, каковы перспективы роста, отношения в коллективе, заработная плата (Ис). Если условия его удовлетворяют (то есть Ис > Ин), то кандидат устраивается на работу, потому что его эмоции носят позитивную окраску. Если через некоторое время он обнаруживает, что условия неудовлетворительны (то есть Ис

Данное правило работает не только по отношению к кандидатам, но и к сотрудникам, которые работают давно. Невыполненные обещания руководства – одна из самых распространенных причин увольнений. Однако «правило Симонова» работает и в другую сторону. Можно создать и позитивный перепад эмоций. Если сначала пообещать сотруднику немного меньше, чем может предложить организация (но при этом достаточно для удовлетворения его потребностей), а потом дать больше, то он испытает чувство восторга.

3. Психологический кризис

Довольно большая группа причин носит название психологических. К ним мы относим...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Режим коммерческой тайны в организации

Рассказываем, чем отличается информация, составляющая коммерческую тайну, от иных видов сведений. Какие данные могут быть конфиденциальными? Как установить режим коммерческой тайны? Каков порядок ее защиты в отношениях с работниками, партнерами, участниками, акционерами и третьими лицами? Какова ответственность за нарушение ее режима? Разбираем судебную практику по спорным вопросам. Приводим образцы формулировок для документов в целях установления режима коммерческой тайны.

Ликбез по юридической терминологии: обременение имущества и правонарушения

Чем отличается отличный юрист от хорошего? Один из показателей – ​юридическая грамотность и верное использование терминов. В очередной статье о юридических (и не только) понятиях уделим внимание двум вопросам: институту обременения и правонарушениям. Сошлемся на интересные судебные акты, где служители Фемиды среди прочего обращаются к Римскому праву, цитируя Дигесты Юстиниана, разъясняют различные формы обременений. А также расскажем про этимологию слов, связанных с правонарушениями.

Выбираем облачное хранилище: риски и проблемы

В чем заключается использование облаков? Какие преимущества и недостатки существуют в их использовании? Дадим рекомендации по выбору поставщика облачных услуг для хранения документов. Отметим риски облачных технологий, причем как технические, так и правовые.

Организуем видеоконференцию через Zoom

Организовать полноценное совещание территориально разрозненных людей или провести собеседование удаленно реально, если у каждого участника мероприятия есть компьютер (или хотя бы смартфон) и доступ в Интернет. Расскажем вам о наиболее подходящей для этого бесплатной программе Zoom. Разъясним, как ее установить и как использовать организатору встречи и участникам, а также какие настройки удобнее всего сделать.

Режим коммерческой тайны в организации

Рассказываем, чем отличается информация, составляющая коммерческую тайну, от иных видов сведений. Какие данные могут быть конфиденциальными? Как установить режим коммерческой тайны? Каков порядок ее защиты в отношениях с работниками, партнерами, участниками, акционерами и третьими лицами? Какова ответственность за нарушение ее режима? Разбираем судебную практику по спорным вопросам. Приводим образцы формулировок для документов в целях установления режима коммерческой тайны.

Выбираем облачное хранилище: риски и проблемы

В чем заключается использование облаков? Какие преимущества и недостатки существуют в их использовании? Дадим рекомендации по выбору поставщика облачных услуг для хранения документов. Отметим риски облачных технологий, причем как технические, так и правовые.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.