Как выиграть дело при помощи частного детектива

По фильмам и книгам все прекрасно знают, кто такие частные детективы. Это серьезные мужчины в плащах, солнцезащитных очках и с пышными усами, которые сидят в засаде и щелкают фотокамерой. Еще они везде рыскают в поисках нужной информации и наводят справки. На практике результаты работы профессионалов частного сыска могут быть очень полезны участникам судебного спора. Как отчет детектива помогает истцам и ответчикам? Что должно быть в договоре с сыщиком? Может ли сторона, победившая в споре, взыскать с оппонента компенсацию расходов на детектива? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Сыщики делят с частными охранниками один базовый Закон РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон). Чтобы работать в частном сыске, надо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя и иметь лицензию Росгвардии (ст. 6 Закона), соблюдать установленные Законом требования.

Но что может делать сыщик? Много чего (см. ст. 3 и 5 Закона). К примеру, проводить наблюдение, собирать сведения по гражданским делам, изучать рынок, разыскивать имущество, осматривать строения, наводить справки, устанавливать неправомерное использование товарных знаков и фирменных наименований, выяснять обстоятельства разглашения коммерческой тайны.

С письменного согласия владельцев он также может изучать предметы (документы).

Детектив вправе собирать информацию и по уголовным делам. Но об оказании таких услуг он обязан уведомить дознавателя (следователя или суд). На это отводятся ровно сутки с момента заключения договора.

Несвойственные полномочия

Частный детектив может проводить устный опрос граждан и должностных лиц. Разумеется, с их согласия, т.к. они могут не гореть желанием пообщаться с сыщиком. При необходимости собранные сведения детектив фиксирует в отчете, составляемом для клиента. Однако необходимо учитывать, что такой отчет не равнозначен полноценным свидетельским показаниям. Свидетелей могут опрашивать только суд и другие правоохранительные органы.

Судебная практика

Мужчину привлекли к субсидиарной ответственности по долгам компании-банкрота. Как водится в таких делах, он стал спешно переоформлять имущество на друзей и родственников. Сделки ему удалось отстоять, несмотря на то что истец представил в материалы дела отчет нанятого им частного детектива, который допрашивал свидетелей. Этим отчетом истец собирался подтвердить недобросовестность ответчика. Вот только такое доказательство было отклонено.

Свидетелей может допросить суд, а не частный детектив. Для этого существует целая процедура. Например, свидетелей надо предварительно предупредить об ответственности за дачу заведомо ложных показаний и только после этого задавать вопросы.

К самому отчету детектива тоже были вопросы. Например, в нем не были указаны даже даты рождения и адреса опрашиваемых лиц. Из-за этого было совершенно непонятно, кого именно опрашивал детектив. Вывод суда был вполне ожидаем: отчет не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств (решение Вологодского городского суда Вологодской области от 14.06.2017 по делу № 2-4855/2017).

Дополнительно отметим, что детектив в любом случае работает по договору (в нашем случае – с истцом). И получает оплату за свои услуги. А раз так, то нельзя исключать его заинтересованность в исходе дела. Поэтому подготовленный им отчет проверяется очень тщательно. При всем уважении к этой профессии, частные детективы – это не правоохранители, чтобы полагаться на их документы, а также исходить из презумпции законности их действий.

Усиливаем доказательную базу

И все же, если частный детектив никаких нарушений не допускал и составленный им отчет корректен, логичен и содержит полную информацию, его можно использовать в качестве доказательства.

Услуги частных детективов очень востребованы в сфере интеллектуальной собственности, когда правообладателям приходится защищать свои исключительные права (например, от продавцов контрафакта). Частный детектив здесь будет очень кстати. Он сделает необходимые фотографии и видеозаписи, составит отчет о проделанной работе и даже поможет составить документы в правоохранительные органы.

Судебная практика

Ответчик продавал лаки, шампуни и окислители, не имея договора с правообладателем. Для защиты своих прав и сбора доказательств правообладатель нанял частного детектива, который провел тщательную работу и принес заказчику кассовый чек, флешку с видеозаписью процесса реализации товара, а также свой отчет.

Суд принял эти доказательства, т.к. они соответствовали требованиям закона и позволяли точно установить факт нарушения. В этом деле частный детектив сработал на совесть, и суд покарал нарушителя (решение Арбитражного суда Ивановской области от 19.03.2019 по делу № А17-10554/2018).

Отчет детектива может быть полезен не только истцам, но и ответчикам.

Судебная практика

Истец требовал от ответчика убрать мусор с земельного участка. В суде было установлено, что ответчик действительно засорял земельный участок. Но мусорил не только он: землю загрязняли и другие лица. Этот подтверждалось отчетом частного детектива. На основании данного документа суд пришел к выводу: истец не вправе предъявлять свои требования только ответчику. Тем более что из иска и приложений к нему было невозможно установить, какой именно объем мусора ответчик разместил на земельном участке истца. В результате суд отказал в иске (решение Арбитражного суда Московской области от 10.04.2018 по делу № А41-109116/17).

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Организуем видеоконференцию через Zoom

Организовать полноценное совещание территориально разрозненных людей или провести собеседование удаленно реально, если у каждого участника мероприятия есть компьютер (или хотя бы смартфон) и доступ в Интернет. Расскажем вам о наиболее подходящей для этого бесплатной программе Zoom. Разъясним, как ее установить и как использовать организатору встречи и участникам, а также какие настройки удобнее всего сделать.

Ликбез по юридической терминологии: договорное право

Юридически подкованный специалист вызывает уважение не только у людей, далеких от права, но и собственных коллег. Умение блеснуть знаниями и завладеть всеобщим вниманием юристу важно как воздух. Поэтому так нужно читать не только тексты договоров и нормативные правовые акты, но и специальную литературу. В прошлом номере мы рассмотрели термины, относящиеся к правилам и способам судебной защиты. На этот раз коснемся договорной работы, расскажем о наиболее часто встречающихся и как довольно простых, так и сложных юридических понятиях и обозначениях, приводя в пример судебную практику.

Ликбез по юридической терминологии: ценные бумаги и способы расчетов ими

Продолжаем разъяснять термины, которые встречаются в работе юриста. На этот раз затронем ценные бумаги. Если вам приходится работать в финансовой сфере, то знать отличие коносамента от индоссамента, рекамбио от дериватива, а аквизиции от инквизиции предельно важно. Ведь даже в судебной практике можно встретить неправильное употребление терминологии. Например, варрант совсем не является вариантом. Но некоторым специалистам это невдомек. Чтобы не попасть впросак, читайте наш материал.

Ликбез по юридической терминологии: правила и способы судебной защиты

Знание и грамотное использование профессиональных слов и выражений, если не элемент успешной юридической практики, то, во всяком случае, один из показателей уровня квалификации. Поэтому мы решили провести небольшой ликбез. Наверняка каждый читатель встретит неизвестные прежде понятия и узнает их реальное происхождение или поправит свое представление об уже имеющихся в его багаже знаниях. Разберем профессиональные термины, используемые юристами в работе: от самых простых до латинских с примерами из судебных актов. Начнем с терминов, затрагивающих правила и способы судебной защиты.

Топ‑8 причин и Топ‑10 способов борьбы с сонливостью

Сонливость – ​крайне неприятное состояние, когда очень хочется спать, но по каким-то причинам нельзя или нежелательно. Но почему она возникает, а главное – ​как с ней бороться? Расскажем, в чем причины сонливости; как организовать место для сна и научиться быстро засыпать; какие упражнения помогают проснуться бодрым; как отрегулировать распорядок для правильного сна.

Ликбез по юридической терминологии: договорное право

Юридически подкованный специалист вызывает уважение не только у людей, далеких от права, но и собственных коллег. Умение блеснуть знаниями и завладеть всеобщим вниманием юристу важно как воздух. Поэтому так нужно читать не только тексты договоров и нормативные правовые акты, но и специальную литературу. В прошлом номере мы рассмотрели термины, относящиеся к правилам и способам судебной защиты. На этот раз коснемся договорной работы, расскажем о наиболее часто встречающихся и как довольно простых, так и сложных юридических понятиях и обозначениях, приводя в пример судебную практику.

В какой срок надо ответить на обращение

Расскажем, на какие обращения физических и юридических лиц коммерческая организация должна ответить в течение 30 дней, а на какие следует отреагировать в течение 7 календарных дней. Поясним, в каких случаях применимы иные сроки – ​3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Покажем примеры расчета даты ответа на календаре по разным методикам для сроков по закону об обращениях граждан и исчисляемых по ГК РФ.

Какая реклама будет признана недобросовестной

Одним из наиболее эффективных способов продвижения товаров (работ, услуг) на рынке по праву считается реклама. Чтобы она максимально привлекала внимание потребителей, компании зачастую прибегают к нечестным приемам: приводят некорректные сравнения, используют порочащую конкурентов информацию, рекламируют запрещенный товар под видом разрешенного и т.п. На языке закона это называется недобросовестной рекламой. Выясним, какие именно рекламные тексты и ролики могут быть признаны недобросовестными.