Top.Mail.Ru

О национальных традициях партнеров из Китая

Автор делится опытом работы с китайскими партнерами, причем на территории как России, так и Китая. Рассказывает, какие особенности характера необходимо учитывать, начиная работать с китайскими партнерами; как они отражаются на ведении бизнеса; какие предпочтения в плане проживания, питания и пр. у предпринимателей из Поднебесной; какие культурные мероприятия могут заинтересовать гостей в нашей стране; что взять с собой в командировку в Китай; как принимать и дарить подарки; как одеваться и т. д.

Некоторое время назад я возглавляла русско-китайский культурный фонд, одно представительство которого находилось в Санкт-Петербурге, другое – ​в Пекине. Работали мы командой, по сути, в двух странах. За это время я приобрела колоссальный практический опыт в части приема китайских делегаций в России, а также по взаимодействию с китайцами на их территории.

Прежде чем работать с любой иностранной делегацией, я бы рекомендовала провести некоторые межкультурные исследования, которые помогут почувствовать особенности данного народа. Сегодня, в условиях открытого информационного пространства и обилия популярной литературы на данную тему, сделать это стало достаточно легко. Предлагаю вам воспользоваться и своими наблюдениями: в первую очередь дам портрет китайца и основные черты его характера.

Особенности китайского характера

Главное, что поразило меня в работе с китайцами даже в самом первом приближении – ​трудолюбие. Сказать, что китайцы трудолюбивы – ​не сказать ничего! Эта нация без преувеличения имеет самую быстроразвивающуюся экономику в мире. Когда сталкивалась с китайцами в России, не побывав на их родине, я уже тогда поражалась количеству времени, которое они проводят на работе. Мой руководитель Ван Линань, известнейший в Санкт-Петербурге успешный бизнесмен, провел со мной первое собеседование в 11 часов вечера. И, как я тогда поняла, это была отнюдь не последняя встреча в его графике.

После того как посетила Китай, осознала, что ничего не знала о работе и трудолюбии до этого. В моем трудовом контракте на территории Китая были некоторые «послабления», связанные с русским происхождением и гендерной особенностью. Поэтому продолжительность моего трудового дня составляла 18 часов! Первое время, учитывая большую разницу во времени и непривычность организма работать так много, китайские партнеры практически ежедневно устраивали мне вечером спа-процедуры. Чудодейственный китайский точечный массаж и традиционный зеленый чай творили чудеса. Меньше чем через месяц я работала в интенсивном режиме практически на уровне своих коллег.

Вторым ярким мазком в портрете китайца выделила бы семейственность и почтение к старшим.

Стержнем китайского характера является особое мышление, ориентированное на семью, а не на личность (как принято у западных народов). Поэтому так удивляют европейцев качества, присущие китайскому обществу, – ​взаимопомощь, коллективизм, отсутствие эгоистичности.

В Китае очень распространены семейные бизнесы. В моей компании центром всего был президент (который жил и работал в России) и его отец (который большую часть времени жил в Китае), рядом с ними работало бесчисленное количество братьев, зятьев, кумов в десятом колене. И все они считали себя очень близкими родственниками. Это качество чем-то похоже на наше «землячество». В любом случае работа с китайскими партнерами – ​это работа с кланом. В основе сплоченности народов Китая лежит отношение к семье. В понимании китайца семья – ​это не только родители, братья и сестры, но и дальние родственники, и земляки.

Далее отмечу китайскую воспитанность, а точнее сдержанность. Проявлять открыто свои чувства, хвалиться в Китае не принято. Скромность и умеренность приветствуется во всем.

Например, китаец не примет подарок сразу, нужно предложить его несколько раз. По мнению китайцев, принять подарок сразу означает показать свою жадность.

А в ответ на похвалу за хорошую работу китаец, скорее всего, скажет, что в его работе еще необходимы улучшения. Это не значит, что китайцы не любят похвалу, просто это их «вежливая формула». Европейскому человеку непросто понять, когда китаец говорит правду, а когда проявляет вежливую скромность.

Характерной чертой китайцев является их способность не отказывать напрямую, не выполняя просьбу. Китаец не может сказать «нет», боясь обидеть человека. Он будет ссылаться на занятость, переносить сроки, предлагать что-либо взамен, но прямым отказом не ответит.

В Китае не принято унижать человека прилюдно, повышать на него голос, т.к. для китайца очень важно сохранить свою репутацию.

Мимика у жителей Китая также очень сдержанна, и основную информацию о чувствах человека дают его глаза и брови.

Избегать конфликтов и неприятностей, не увеличивая проблем, также присуще китайцам, помнящим о правиле золотой середины. Однако эта бесконфликтность часто приводит к тому, что многие вопросы в Китае решаются достаточно медленно. Чтобы сотрудничество с китайцем увенчалось успехом, европейскому человеку нужно иметь запас терпения и выдержки.

Общую культуру Китая составляют, переплетаясь, особенности и традиции 56 народностей, населяющих эту страну. Каждая из них, кроме общих праздников, отмечает праздники собственные, присущие только ей. Коммунизм, конфуцианство, даосизм, буддизм, христианство и ислам сосуществуют в Китае мирно и давно стали частью общей национальной культуры. Разнообразие этнических типов, религий, этических систем и нравственных установок не позволяет выработать жесткие универсальные нормы делового и неформального общения с китайцами. Это суперэтнос (в терминологии Льва Гумилева) так же, как русские и индийцы.

Однако в делах протокольных однозначно можно будет смело руководствоваться общими принципами,...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Какие особенности при сотрудничестве с ИП – гражданином Белоруссии?

Установлены ли ограничения или особенности при заключении договора оказания услуг с индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в РФ, но являющимся гражданином Республики Белоруссия?

Слово – честное купеческое

Автор делится историческими фактами, которые иллюстрирую принципы, на которых раньше заключались сделки в купеческой среде в России. Тут есть над чем задуматься и современникам-коммерсантам, особенно в части формирования имиджа и деловой репутации.

Сделка с иностранным контрагентом: налоговые тонкости

Если в сделке принимает участие иностранное лицо, то всегда возникает огромное количество вопросов, связанных с налогообложением. Один из таких вопросов касается определения места реализации работ / услуг / прав в целях НДС. Причем он важен вне зависимости от того, кем именно выступает российская компания (исполнителем или заказчиком). Другой вопрос связан с необходимостью удерживать налоги в качестве налогового агента. И это еще далеко не все. Подробнее читайте в статье, в том числе о позициях Минфина и ФНС России по сложным ситуациям.

Имидж и репутация: как сформировать и управлять

Поговорим об имидже и репутации человека и компании, об их значении в бизнесе и обычной жизни. К чему может на практике привести разрыв между пропагандируемыми ценностями и пропагандируемым имиджем и поведением сотрудников на местах. С чего начинать, если вы решили заняться имиджем (хоть своим, хоть компании). Как осуществлять управление имиджем компании и своим собственным (и как в результате от этого может измениться не только отношение к вам со стороны, но и ваше внутреннее самоощущение). Почему важно привести в соответствие внутренний и внешний имидж. Что представляет собой неосязаемый имидж и на что он влияет. Когда можно говорить про множественные репутации. Узнаете, какие шаги стоит предпринять для формирования своих собственных имиджа и репутации; почему именно сейчас значение невербального языка одежды существенно возросло; может ли репутация находиться на таком высоком уровне, что уже можно не заботиться об имидже; как сознательно созданный и сформированный имидж позволит быстрее достигать стоящих перед вами целей; что важнее – ​личный бренд или репутация; к какому идеалу стоит стремиться.

Какие особенности при сотрудничестве с ИП – гражданином Белоруссии?

Установлены ли ограничения или особенности при заключении договора оказания услуг с индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным в РФ, но являющимся гражданином Республики Белоруссия?

Как проверить иностранного контрагента

Приводим подробную инструкцию, как самостоятельно проверить иностранного контрагента и снизить риски при принятии решения о заключении с ним договора. Узнаете, какие публичные и частные сервисы, базы данных в Интернете для этого использовать. Наши подробные рекомендации, адаптированные под условия заключения сделок в конкретной организации, можно включить в локальный нормативный акт или иной организационно-распорядительный документ, посвященный вопросам проверки благонадежности иностранных партнеров в рамках договорно-правовой работы.

Имущественные последствия супружеской неверности: заключаем брачный договор

Закон предоставляет супругам возможность изменить действующий по умолчанию режим совместной собственности путем заключения брачного договора в соответствии со ст. 42 СК РФ. По условиям контракта они вправе установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из них, а также предусмотреть такой режим в отношении будущего имущества. В т. ч. предусмотреть определенные имущественные последствия на случай недобросовестного поведения одного из супругов или каждого из них (измены, пьянство, хулиганские действия и пр.). А еще можно заключить с одним и тем же лицом не один брачный договор, а два. Но тогда могут возникнуть сложности. Рассказываем, как их преодолеть.

Ремонт и возврат сломанного автомобиля в автосалон

Сравниваем плюсы и минусы покупки автомобиля гражданами в кредит и организациями в лизинг. Рассказываем, какие преимущества дает генеральному директору и собственнику бизнеса покупка автомобиля в личную собственность в качестве потребителя вместо покупки на юрлицо. В частности, в какой суд в случае чего можно обратиться, каков будет размер госпошлины, каким образом рассчитываются сроки возврата и гарантийного ремонта, есть ли возможность вернуть потраченные средства в 100% размере и даже больше. Приводим образец требования гражданина в адрес компании-продавца о безвозмездном устранении существенного недостатка товара, которым можно воспользоваться на практике.