Что такое цифровой профайлинг и чем он может помочь? Зачем анализировать поведение человека в Интернете, его странички в соцсетях? Рассказываем, что нужно изучить помимо того, что пишет человек сам. В частности, что лайкает и репостит, какие фото выкладывает, какую геолокацию указывает, сколько времени проводит в Интернете, насколько публично ведет профиль и пр. Выделяем 7 психотипов личности и объясняем, как их распознать по поведению в соцсетях.
Профайлинг (по А. Филатову) – это практическая методика «чтения людей», позволяющая быстро «считать» с человека его личностные характеристики (привычки, ценности, мотивы, убеждения), а также спрогнозировать его поведение в интересующем нас контексте или ситуации. Профайлинг используется тогда, когда требуется быстрая оценка личности для построения эффективной коммуникации.
В западной и американской школе профайлинга существует криминалистическое направление: при расследовании преступления используют поиск и сбор данных об интересующих событиях и людях, составляется портрет преступника / жертвы, определяются истинные мотивы преступления и т.д.
В России профайлинг – это очень широкое и размытое понятие, под которым чаще всего понимают технологию оценки и прогнозирования поведения человека на основе его вегетативной нервной системы, эмоционального состояния, особенностей речи, неверабального проявления, особенностей внешности и других информативных признаков. По своей структуре и методам исследования российский профайлинг ближе к западной предиктивной (предсказательной) аналитике, на основе которой составляется психологический портрет человека и прогнозируется его поведение в различных ситуациях.
Сегодня, как у нас, так и за рубежом, довольно интенсивно развивается цифровой профайлинг – составление психологического портрета пользователя (человека) на основе анализа его «цифрового следа» в Интернете. Цифровой след – любая, размещенная пользователем информация в сети, в т.ч. профиль в социальных сетях.
Социальные сети давно перестали быть просто способом связи, они стали неотъемлемой частью нашей жизни. Сегодня соцсети – это полноценная медиакультура, где создаются различные контенты, обсуждаются различного вида новости, заводятся новые знакомства и устанавливаются деловые связи, проводятся рекламные акции и маркетинговые исследования и т.д.
В то же время любая информация, размещенная пользователем в Интернете и социальных сетях, позволяет получить не только ценные сведения для бизнеса, но и дополнительную (предварительную) информацию о деловом партнере или потенциальном кандидате на вакантное место в организации.
Какие параметры профиля соцсети анализируются
В качестве параметров при анализе страницы пользователя в социальных сетях используют следующие показатели:
1. Время, проведенное в социальных сетях:
- количество логинов за интервал времени;
- длительность логинов, т.е. количество времени, проведенное пользователем в социальной сети;
- наиболее частое время захода в социальную сеть;
- количество мобильного и дескотопового трафика.
2. Геолокация – определение реального местоположения электронного устройства (пользователя), которым может выступать мобильный телефон или компьютер:
- паттерны передвижения;
- места максимального / минимального процента логинов (на работе, дома, в кафе и др.);
- маршруты передвижения;
- места максимального постинга.
3. Лайки:
- адресат, время, периодичность;
- тематика постов – картинки, группы, их характеристики;
- тегирование лайков – адресат, тематика лайков.
4. Личная информация на странице:
- персональная информация – место рождения, учебы, работы и др.;
- основное и дополнительное образование;
- карьерный путь – количество указанных мест работы, их конгруэнтность;
- социальный статус – его содержание, частота обновления и др.;
- интересы, хобби;
- фильмы, музыка – жанр, количество и др.;
- видеозаписи – количество, их содержание и др.;
- фотографии – общее количество фотографий, количество селфи, периодичность обновления, качество фотографий и т.д.;
- фотография аватара – наличие / отсутствие, фон, цветовая гамма, ракурс, окружение, стилистика, конгруэнтность фигуры и фона, направление взгляда и др.;
- социальные связи – количество друзей, подписчиков, характер взаимоотношений между ними;
- паблики – это сообщества в социальной сети, в которые могут вступить зарегистрированные в ней пользователи;
- конгруэнтность показателей – насколько представленная пользователем информация на своей странице непротиворечива;
- тегирование. Теги – метки, ключевые слова, которые использует пользователь в своих текстах. Здесь анализируется логика изложения, повторяемость, эмоциональный окрас и прочее.
5. Посты и репосты – проводится анализ периодичности выкладывания постов пользователем, их тематики, логики изложения, грамотности текста и т.д.
6. Количество аккаунтов на различных интернет-платформах.
7. Публичность профиля – его закрытость / открытость.
8. Конгруэнтность информации на различных платформах и др.
Как видите, оценка социального профиля...