С введением в НК РФ ст. 54.1 «Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов» заметно снизился процент выигрываемых в судах налогоплательщиками дел. В основе подхода налоговых органов лежит проверка реальности операций с заявленным контрагентом. Однако в практике появилось несколько судебных актов, которые позволяют надеяться на смену вектора перспективности судебного обжалования налоговых доначислений и штрафов. Выясним на конкретных примерах, что будет учтено судами при рассмотрении споров по сомнительным контрагентам и какие аргументы позволят успешно отстоять свои интересы в суде.
Согласно гражданскому законодательству стороны договора свободны в выборе формы и содержания заключаемой сделки. Но применительно к налоговым правоотношениям со стороны государства возникает третий субъект, правомочный определять налоговые последствия заключенной сделки.
Споры о правомерности затрат по сделкам с контрагентами составляют наиболее распространенные случаи налоговых доначислений. Центральным понятием в данном случае выступает категория налоговой выгоды и наличие признаков ее обоснованности.
Долгое время в практике проведения налоговых споров и судебной оценки деятельности налогоплательщика приоритетное место занимало постановление ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды» (далее – Постановление ВАС РФ № 53). Оно определяло налоговую выгоду как уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, получения налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, получения права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета.
Несмотря на континентальную правовую систему, российские суды активно применяют разъяснения высших судебных инстанций. В указанном постановлении, в частности, предписывалось анализировать представленные сторонами доказательства реальности совершения финансово-хозяйственных операций, документальное подтверждение конкретной операции и наличие условий (ресурсов) для достижения соответствующей экономической деятельности.
Введение в НК РФ ст. 54.1 сузило объем собираемых доказательств, сведя его, по сути, к оценке добросовестности конкретного контрагента и реальности поставки товара (выполнения работ или оказания услуг) непосредственно данной компанией. Нормами ст. 54.1 НК РФ установлен запрет на уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
По логике законодателя, положения ст. 54.1 НК РФ должны более эффективно препятствовать созданию налоговых схем, направленных на незаконное уменьшение налоговых обязательств, в том числе путем неучета объектов налогообложения, неправомерно заявленных льгот и иной налоговой выгоды.
ФНС России также отмечает, что именно на этапе выбора поставщиков необходимо проверять их юридический статус и деловую репутацию, проявляя тем самым должную осмотрительность....