Top.Mail.Ru

О приеме на работу в трудовой книжке: бумажной и электронной

Записи о приеме на работу среди кадровиков считаются самыми простыми с точки зрения внесения в бумажные трудовые книжки. Но ровно до тех пор, пока не столкнешься с нетипичной ситуацией: можно ли заводить трудовую книжку или вносить в нее записи с первого дня работы сотрудника? а использовать штамп с названием организации? обязательно ли указывать структурное подразделение, в которое работник принят? нужно ли отражать вахтовый метод работы? какую запись внести в трудовую руководителя организации: принят на работу, избран или назначен на должность? и что указывать в графе «Основание» – ​приказ или протокол общего собрания? С появлением «электронных трудовых книжек» к этому списку добавились новые вопросы: как понять, какую трудовую книжку – ​бумажную или электронную – ​надо вести на нового сотрудника? в какой срок направить отчет по форме СЗВ-ТД при приеме нового работника и можно ли его сдать в бумажном виде? нужно ли его оформлять при приеме на работу по совместительству? что делать, если при приеме новый работник сразу подал заявление о продолжении ведения трудовой книжки в бумажном виде? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
Начало статьи. Окончание в № 01 / 2021, № 02 / 2021, № 03 / 2021
Начало статьи. Окончание в № 01 / 2021, № 02 / 2021, № 03 / 2021

Запись о приеме на работу вносится в трудовую книжку сотрудника сразу после заполнения титульного листа. О том, как правильно его заполнить при заведении трудовой новому сотруднику впервые, где брать бланк трудовой книжки и какие еще действия необходимо осуществить при первичном оформлении этого документа, мы неоднократно рассказывали на страницах журнала. В рамках данной статьи будем говорить о том, как правильно заполнить раздел «Сведения о работе» бумажной трудовой и что отражать в сведениях о трудовой деятельности по новым правилам.

Напомним, что согласно ч. 3 ст. 66 ТК РФ и п. 10 Правил 1 запись в бумажную трудовую книжку должна быть внесена:

  • не позднее недельного срока со дня издания приказа (распоряжения) о приеме на работу (или соответствующего решения работодателя) 2, но
  • не ранее истечения 5 дней с даты начала работы.

Примечательна в этой связи позиция Роструда. На вопрос, можно ли работодателю заводить трудовую книжку или вносить в нее записи с первого дня работы сотрудника, на сайте онлайнинспекция.рф эксперт ведомства пояснил, что «можно. Какая-либо ответственность работодателя за то, что он оформит работнику трудовую книжку в первый день работы, нормами действующего законодательства не предусмотрена» 3.

Мнение эксперта

Сведения о трудовой деятельности работника, которые работодатель ведет по новым правилам, называют электронной трудовой книжкой 4. По сути, вместо бумажной трудовой книжки появляется единая база данных о трудовой деятельности сотрудников, хранящаяся в ПФР. Формироваться она начала с 1 января 2020 года с помощью отчета по форме СЗВ-ТД (утв. постановлением Правления ПФ РФ от 25.12.2019 № 730п). В нее передаются практически все сведения, которые учитываются в бумажной трудовой книжке 5. Это:

  • информация о работнике;
  • даты приема, увольнения, перевода на другую работу;
  • место работы;
  • вид кадрового мероприятия (прием, перевод, увольнение);
  • должность, профессия, специальность, квалификация, структурное подразделение;
  • вид поручаемой работы;
  • основание кадрового мероприятия (дата, номер и вид документа);
  • причины прекращения трудового договора.

Подавать СЗВ-ТД в 2020 г. при приеме на работу нового сотрудника необходимо не позднее 15 числа месяца, следующего за месяцем, в котором работник принят на работу (п. 1.6 Порядка заполнения СЗВ-ТД). Например, вы приняли сотрудника на работу 03.11.2020. Отправить отчет на него необходимо не позднее 15.12.2020.  

А с 2021 г. сроки подачи СЗВ-ТД значительно сокращены, даже по сравнению с оформлением бумажной трудовой книжки. Так, при приеме на работу отчет придется подать не позднее рабочего дня, следующего за днем издания соответствующего приказа (другого документа, п. 1.8 Порядка заполнения СЗВ-ТД 6). Напомним, что приказ о приеме на работу должен быть издан не позднее трех дней со дня, когда сотрудник приступил к работе (ст. 68 ТК РФ). Таким образом, если нового сотрудника приняли на работу 11.01.2021, издали приказ о приеме на работу 13.01.2021, то отправить СЗВ-ТД в ПФР необходимо не позднее 14.01.2021.

Сдается СЗВ-ТД в территориальное отделение ПФР по месту учета работодателя (организации или ИП). Если численность работающих в компании 25 и более сотрудников, то подать отчетность необходимо в электронном виде (п. 1.9 Порядка заполнения СЗВ-ТД). Если менее, то работодатель может выбрать электронный или бумажный способ. На бумаге СЗВ-ТД подается лично, через уполномоченного представителя или заказным письмом с уведомлением по почте.

Ниже покажем схематично, какую трудовую книжку заводить работнику при приеме на работу (Схема).

Схема. Какую трудовую книжку оформлять при приеме на работу

Как указывать наименование организации-работодателя

При оформлении приема на работу в графе 3 раздела «Сведения о работе» бумажной трудовой книжки в виде заголовка указываются полное и сокращенное (при его наличии, пишется в скобках после полного) наименования организации. Для этой записи номер в графе 1 и дата в графе 2 не указываются.

Обратите внимание: внесение только сокращенного наименования организации без полного является ошибкой! Равно как и отсутствие наименования организации-работодателя вовсе.

Можно ли не вписывать название компании вручную, а ставить перед записью о приеме на работу штамп, который включает полное и сокращенное наименования организации? Роструд полагает, что использование штампа с названием юридического лица при ведении трудовой книжки не является нарушением, если на нем указаны полное и сокращенное (при его наличии) наименования организации. При этом штамп приравнивается к записи в трудовой книжке (письмо от 19.08.2015 № 1922-6-1). Образец проставления штампа с наименованием организации в трудовой книжке работника см. в Примере 1.

Пример 1. Запись о приеме на работу (вахтовым методом) в бумажной трудовой книжке с использованием штампа с названием организации-работодателя

Мнение эксперта

Данные о работодателе указываются в каждом отчете по форме СЗВ-ТД (Пример 2). Как и в бумажной трудовой книжке, необходимо написать наименование организации в соответствии с учредительными документами (п. 2.1.2 Порядка заполнения СЗВ-ТД). Официальное уточнение, надо ли указывать и полное, и сокращенное наименование (при его наличии), не сделано. Полагаем, достаточно будет полного названия организации. Интересно, что в примерах заполнения СЗВ-ТД, которые представлены на сайте ПФР, наименование организационно-правовой формы указано в сокращенном виде: ООО «Прометей».

Отличие от бумажной трудовой состоит в том, что в СЗВ-ТД указываются также следующие данные о работодателе:

  • регистрационный номер в ПФР (номер, присвоенный работодателю при регистрации в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию. Он состоит из 12 цифр по формату ХХХ-ХХХ-ХХХХХХ);
  • ИНН и КПП.

Если работодатель – ​индивидуальный предприниматель, адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, глава крестьянского (фермерского) хозяйства, то фамилия, имя, отчество (при наличии) указываются полностью, без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность. Заполнить нужно будет и остальные данные (регистрационный номер и ИНН) (Пример 3).

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

7 ответов на вопросы о подаче и заполнении ЕФС-1

Ответы эксперта на вопросы кадровиков о заполнении ЕФС-1: каков порядок и сроки предоставления отчетности с типом сведений «Назначение выплат по ОСС», если работник уходит в декретный отпуск или отпуск по уходу за ребенком; нужно ли подавать ЕФС-1 и что в нем указывать при выходе сотрудника из отпуска по уходу за ребенком, переводе на постоянную дистанционную работу, переводе из подразделения в подразделение, если в трудовом договоре подразделения не указаны, при изменении продолжительности рабочей недели на условиях неполного рабочего времени; какая ответственность грозит за ошибки при подаче отчета по форме ЕФС-1 и др.

Можно ли внести в трудовую книжку запись о награждении через несколько лет после события (работник отказался от бумажной книжки)?

Сотрудник работал в организации с 2008 по 2020 год. В 2017 году он был награжден работодателем. Запись в трудовую книжку не внесли ни в 2017 году, ни при увольнении. Повторно он принят на работу в 2021 году, предоставил сведения о трудовой деятельности (перешел на электронную трудовую). В 2024 году он обратился с просьбой внести запись о награждении. Можно ли сделать запись сейчас? К какой ответственности могут привлечь работодателя за то, что запись не была внесена ранее?

Смена владельца бизнеса: что делать с работниками?

На конкретных примерах разбираем в деталях, что происходит с работниками организации (ИП) при смене фактического владельца(ев) бизнеса, собственника(ов) имущества. Когда по общему правилу можно увольнять работников, когда нельзя и есть ли исключения? По какой статье происходит расторжение трудовых договоров? Когда это лучше сделать через перевод на постоянную работу в другую организацию? В какие сроки осуществляются отдельные кадровые действия? Узнаете также, какие проблемы могут возникнуть у работодателя в связи с разным уровнем зарплат сотрудников реорганизованных организаций, если индивидуальный предприниматель продает бизнес и снимает с себя статус ИП, когда продается только часть бизнеса (одно из направлений или подразделения в отдельных регионах), бизнес сливается или поглощается другой компанией.

ТОП-5 изменений в форме и порядке заполнения ЕФС-1 с 2024 года

Порядок заполнения, а также единая форма отчета утверждены СФР России и действуют в обновленном виде с 1 января 2024 года. Кадровым службам предлагаем обратить внимание на изменения, которые произошли в представлении отчета ЕФС-1 и заполнении отдельных подразделов формы, относящихся к их компетенции.

Сложные вопросы составления и внесения изменений в штатное расписание

Трудовое законодательство не устанавливает особых требований к штатному расписанию. В связи с этим при его составлении у работодателей возникает множество вопросов. В этой статье мы собрали ответы на самые злободневные и часто встречающиеся вопросы наших читателей.

7 ответов на вопросы о подаче и заполнении ЕФС-1

Ответы эксперта на вопросы кадровиков о заполнении ЕФС-1: каков порядок и сроки предоставления отчетности с типом сведений «Назначение выплат по ОСС», если работник уходит в декретный отпуск или отпуск по уходу за ребенком; нужно ли подавать ЕФС-1 и что в нем указывать при выходе сотрудника из отпуска по уходу за ребенком, переводе на постоянную дистанционную работу, переводе из подразделения в подразделение, если в трудовом договоре подразделения не указаны, при изменении продолжительности рабочей недели на условиях неполного рабочего времени; какая ответственность грозит за ошибки при подаче отчета по форме ЕФС-1 и др.

Отправка документов работнику почтой

Как можно отправить документы работнику почтой? Когда это обязательно, а когда речь идет лишь о целесообразности? Какие виды отправлений бывают? Как подтвердить отправку, где хранить такие документы? Эти и другие практические вопросы мы рассматриваем в статье.

Три дня в офисе, два – дистанционно: допустим ли смешанный способ организации труда?

Вопрос о возможности применения дистанционно-офисного, или, иными словами, комбинированного, способа организации труда назревал уже давно. Многие работодатели размышляли о том, можно ли работникам трудиться, например, 3 дня в офисе, а 2 дня удаленно (дистанционно) или 4 часа в день в офисе, а 4 удаленно и иным подобным образом. Пандемия новой коронавирусной инфекции и связанные с ней ограничительные меры властей увеличили количество работодателей, интересующихся этим вопросом. Выясним, как это регулируется действующим трудовым законодательством, какие планы у Правительства РФ по модернизации существующих норм, что думают о таком спорном вопросе Роструд и Минтруд России. А также расскажем, как снизить риски при переводе сотрудников на смешанный режим работы уже сейчас, пока нововведения в ТК РФ не приняты.