Top.Mail.Ru
Объясняем, какими документами можно внести изменения в ранее изданные локальные нормативные акты организации (тут возможны варианты). Показываем формулировки приказа для корректировки, добавления, изъятия отдельных слов, чисел, предложений либо целых пунктов, разделов, приложений. Как признать старый локальный нормативный акт полностью утратившим силу при утверждении его нового варианта, как их потом различать (идентифицировать).

Нормативный документ – ​официальный документ, в котором устанавливаются нормы, действующие в определенной сфере деятельности 1 . Нормативные документы (акты), издаваемые в организациях, называют локальными (внутренними) нормативными актами (далее – ​ЛНА). В этих документах фиксируются нормы, правила, требования, действующие в пределах одной организации (корпорации).

К ЛНА относятся издаваемые в организациях: правила, положения, инструкции, политики, регламенты, порядки, классификаторы, стандарты, перечни. В зависимости от объекта нормативного регулирования ЛНА могут быть управленческими или техническими (производственными).

Единых правил подготовки и оформления ЛНА нет. Поэтому оперируем ГОСТом Р 7.0.97-2016, который определяет состав реквизитов для всех организационно-распорядительных документов и правила их оформления. Однако этот стандарт не устанавливает отдельных требований к подготовке ЛНА и организации работы с этими документами. Данные вопросы регулируются исключительно на уровне самой организации. На практике выработались правила работы с ЛНА, единые если не для всех, то для многих организаций.

Особенностью ЛНА является то, что это они имеют признак нормативности, а именно:

  • распространяются на заранее неопределенный круг лиц – ​не на конкретных сотрудников с Ф.И.О., а, например, на всех работников организации, отдельные их категории или на лиц, занимающих определенные должности (сегодня это могут быть одни люди, а после их увольнения – ​другие);
  • документы неопределенного срока применения, т. к. обычно они действуют до их отмены или издания нового документа взамен действующего. В течение всего срока действия ЛНА в него могут вноситься изменения. Основанием для внесения изменений в ранее принятые ЛНА может быть изменение законодательства, условий функционирования самой организации, необходимость систематизации принятых нормативных актов, внедрение новых технологий и др.

Порядок внесения изменений в ЛНА

Правила внесения изменений в ЛНА организаций во многом заимствованы из федерального законодательства и из практики работы с нормативными правовыми актами в органах власти.

Внесение изменений, например, в законодательные акты оформляется самостоятельным законом, в котором изменения, вносимые в каждый законодательный акт, оформляются разными статьями. Иначе говоря, если принимается законодательный акт, требующий в связи с вводимыми нормами внесения изменений в ранее принятые акты, положения о вносимых изменениях не включаются во вновь принимаемый акт, а оформляются отдельным документом (Федеральным законом «О внесении изменений в…») 2 . Этого правила мы предлагаем придерживаться и при актуализации нормативной базы организации.

Изменения в ЛНА должны вноситься вместе с принятием нового ЛНА, иначе может оказаться, что одновременно будут действовать противоречащие друг другу нормы.

Еще один вопрос, требующий пояснения: каким документом следует вносить изменения в ЛНА. Он не случаен. ЛНА относятся к утверждаемым документам, но утверждаться ЛНА могут двумя способами:

  • изданием распорядительного документа (приказа, распоряжения) об утверждении ЛНА либо
  • непосредственно подписью руководителя или иного уполномоченного должностного лица в грифе утверждения на ЛНА.

Как правило, в обоих случаях изменения в ЛНА вносятся распорядительным документом, издаваемым тем должностным лицом, которым принималось решение о первоначальном утверждении ЛНА.

В федеральном нормотворчестве этот вопрос решается следующим образом:

  • если изменения вносятся в федеральный закон, то это осуществляется федеральным законом;
  • если изменения вносятся в постановление Правительства РФ, то постановлением Правительства «О внесении изменений в…», и т. д.

Можно сказать, что внесение изменений осуществляется актом того же вида, изданным тем же органом власти (должностным лицом) и обладающим той же...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Внимание!
20% скидки на 2 полугодие 2021 г. на электронную версию журнала только в мае + специальный промокод от 10% на любой тип подписки (бумажная, электронная, комплект с доступом к базе знаний) = скидка от 30%

Рекомендовано для вас

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Приказ - это ЛНА?

Может ли приказ быть локальным нормативным актом?

Нужно ли индексировать зарплату в 2021 г. и как это делать?

К индексации заработной платы работодатели всегда относились настороженно. Формулировки ТК РФ позволяют думать, что она должна проводиться, но многие связанные с ней вопросы обычными компаниями могут быть разрешены на локальном уровне. Так, государственные и муниципальные органы и учреждения индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством, а коммерческие компании – ​в соответствии с ЛНА, колдоговором и соглашениями, заключаемыми в рамках соцпартнерства. А значит, делают вывод многие работодатели, если в перечисленных документах порядок индексации не прописан, то и проводить ее не надо. Выводы судов также долгое время внушали компаниям оптимизм. Однако инспекционная практика всегда была на стороне работников в этом вопросе. Расскажем, кто и когда должен проводить индексацию; разберемся с порядком ее расчета и размерами, например, будет ли ежемесячная премия к окладу рассматриваться судом в качестве индексации или ее размер также необходимо периодически увеличивать; узнаем, какие меры ответственности сейчас грозят работодателям в случае уклонения от обязанности проводить регулярную индексацию зарплаты; а также приведем безопасные и выгодные для работодателей формулировки ЛНА об индексации.

Электронные трудовые книжки в вопросах и ответах

Пандемия коронавируса не отменила и не отложила переход на электронные трудовые книжки. В 2020 году сотрудникам надо определиться с форматом сведений о своей трудовой деятельности, а работодатели должны ежемесячно отправлять в Пенсионный фонд России отчет по новой форме СЗВ-ТД. Со следующего года все заработает по полной: чуть ли не ежедневные отчеты в ПФР, а сведения о трудовой деятельности будут вестись в электронном виде. Ответим на злободневные вопросы работодателей по переходу на электронные трудовые книжки.

Электронный пропускной режим: контроль рабочего времени

Все больше компаний вводят в своем офисе систему контрольно-пропускного режима. Это объясняется рядом причин, причем как внутренних, так и внешних – ​вызванных ужесточением законодательства в части обработки персональных данных, противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Некоторые организации в принципе обязаны установить контрольно-пропускной режим. Рассказываем со ссылкой на судебную практику, для чего он нужен, как его ввести, какие документы нужно составить и что в них прописать, чтобы в дальнейшем можно было использовать данные из системы контрольно-пропускного режима и учета рабочего времени в спорах с работниками. Приводим образцы текстов положения о пропускном режиме организации и приказа о его утверждении, а также даем формулировки для ПВТР.

Нужно ли индексировать зарплату в 2021 г. и как это делать?

К индексации заработной платы работодатели всегда относились настороженно. Формулировки ТК РФ позволяют думать, что она должна проводиться, но многие связанные с ней вопросы обычными компаниями могут быть разрешены на локальном уровне. Так, государственные и муниципальные органы и учреждения индексируют зарплату в порядке, установленном трудовым законодательством, а коммерческие компании – ​в соответствии с ЛНА, колдоговором и соглашениями, заключаемыми в рамках соцпартнерства. А значит, делают вывод многие работодатели, если в перечисленных документах порядок индексации не прописан, то и проводить ее не надо. Выводы судов также долгое время внушали компаниям оптимизм. Однако инспекционная практика всегда была на стороне работников в этом вопросе. Расскажем, кто и когда должен проводить индексацию; разберемся с порядком ее расчета и размерами, например, будет ли ежемесячная премия к окладу рассматриваться судом в качестве индексации или ее размер также необходимо периодически увеличивать; узнаем, какие меры ответственности сейчас грозят работодателям в случае уклонения от обязанности проводить регулярную индексацию зарплаты; а также приведем безопасные и выгодные для работодателей формулировки ЛНА об индексации.

Электронные трудовые книжки: вносим изменения в ЛНА

С введением электронных трудовых книжек круг должностных обязанностей кадровиков, по сути, расширился, ведь далеко не каждый работник откажется от бумажной формы трудовой книжки. Ответим на два наиболее часто встречающихся вопроса: требуется ли вносить изменения в должностные инструкции в части новых обязанностей кадровых работников, а также в Положения о кадровой службе и/или иные ЛНА? Приведем образцы документов, которые понадобится составить на практике, если придется вносить изменения и/или дополнения в трудовые договоры, ЛНА, включая должностные инструкции. Узнаете, когда можно обойтись без подобных корректировок.

Электронные трудовые книжки в вопросах и ответах

Пандемия коронавируса не отменила и не отложила переход на электронные трудовые книжки. В 2020 году сотрудникам надо определиться с форматом сведений о своей трудовой деятельности, а работодатели должны ежемесячно отправлять в Пенсионный фонд России отчет по новой форме СЗВ-ТД. Со следующего года все заработает по полной: чуть ли не ежедневные отчеты в ПФР, а сведения о трудовой деятельности будут вестись в электронном виде. Ответим на злободневные вопросы работодателей по переходу на электронные трудовые книжки.