Казалось бы, в век цифровых технологий понятие копии трудовой книжки должно бы уйти в прошлое: выписку со сведениями о трудовой деятельности СТД-ПФР можно получить, кликнув пару раз мышкой на портале госуслуг. Но пока в сейфах работодателей хранится хоть одна бумажная трудовая книжка, вопрос правильного оформления ее копии останется актуальным.
Объясняем, когда работодатель обязан выдавать копию трудовой книжки работнику, как правильно копировать этот документ (можно ли на 1 странице копии размещать сразу 2 разворота или нужно копировать только по 1 развороту на каждой странице), каким способом скреплять листы копии и в каком месте ставить заверительную надпись, а также как зафиксировать вручение заверенной копии книжки сотруднику. Приводим образцы заявления работника о выдаче копии трудовой книжки и, собственно, отметки о заверении копии (с указанием, где именно ее лучше расположить). Рассказываем про любопытную судебную практику по вопросу о том, какой способ заверения копии считать надлежащим.
Когда работодатель обязан выдать копию трудовой книжки?
Правила выдачи документов, связанных с работой, и их копий определены в ст. 62 ТК РФ. Работодатель обязан предоставить копию трудовой книжки в случае соблюдения одновременно двух условий:
- если от работника поступило письменное заявление с просьбой выдать ему заверенную копию трудовой книжки
- и работодатель ведет его трудовую книжку в бумажном виде.
Напомним, трудовая книжка может находиться на руках у работника. В частности, когда он получил ее в связи с переходом на получение сведений о трудовой деятельности 1 или не передавал работодателю при трудоустройстве на дистанционную работу 2 и по-прежнему не хочет отдавать ее для ведения. В этом случае работодатель не обязан изготавливать и заверять ее копию, даже когда работник принесет оригинал.
ТК РФ также установлены:
- срок реагирования на просьбу работника (не более 3 рабочих дней со дня подачи заявления)
- и требование о заверении копии трудовой надлежащим образом. Однако какой способ заверения является надлежащим, ТК РФ не уточняет.
Где найти правила заверения копии трудовой книжки?
В Порядке ведения и хранения трудовых книжек, утв. приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н 3, о копиях и их надлежащем заверении упоминается лишь вскользь в абз. 7 п. 29. Причем говорится о копиях документов, подтверждающих стаж работы, а не конкретно о копии трудовой книжки. И как именно надлежит заверять – увы, ответа в названных выше нормативных правовых актах нет.
Общие правила оформления отметки о копии документа приведены в ГОСТ Р 7.0.97-2016 4.
Фрагмент документа
ГОСТ Р 7.0.97-2016 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов»
Здесь справедливо заметить, что трудовая книжка не является организационно-распорядительным документом (т. е. не попадает под действие данного ГОСТ), да и сам стандарт применяется на добровольной основе 5.
Но у нас есть еще один нормативный правовой акт – Указ Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан» 6. Он является действующим и обязательным...