Объясняем особенности оформления актов по требованиям ГОСТ и Методических рекомендаций. В статье дан 21 пример оформления отдельных реквизитов и фрагментов актов для различных ситуаций, а также 3 образца целых актов (один составлен комиссией, другой – ​без образования комиссии в присутствии коллег, а третий – ​представителями разных организаций). Показываем лучшую практику формализации текста акта, которая поможет вам разработать его формы, а также электронные шаблоны актов в информационной системе.

Продолжаем изучать Методические рекомендации по внедрению ГОСТ Р 7.0.97-2016 1, в которых разъясняются правила оформления реквизитов организационно-распорядительных документов.

Разновидности акта как справочно-информационного документа, составляемого на основе коллегиальности, встречаются во многих системах документации. Но базовые требования к актам, состав реквизитов и особенности оформления сформировались именно в системе организационно-распорядительной документации. Их мы в статье и рассмотрим с точки зрения действующего ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендаций по его внедрению (п. 5.9 и Приложение 8).

Определение и назначение акта

Основное определение акта как вида документа было закреплено еще в Единой государственной системе делопроизводства (М., 1974):

акт – ​документ, составленный несколькими лицами и подтверждающий установленные факты и события.

В Словаре видов и разновидностей современной управленческой документации (Росархив / ВНИИДАД. М., 2014), который опубликован на сайте Росархива, фактически повторяется определение 1974 года:

акт – ​документ, составленный несколькими лицами (лицом) или комиссией и подтверждающий установленные факты или события (акт ревизии, акт проверки, акт приемки и др.).

Основные характеристики акта:

  • фиксация фактов и событий в акте производится оперативно: в день их выявления / наступления или в специально обозначенный, но ограниченный период времени;
  • чтобы избежать субъективных оценок, факты / события устанавливаются не одним человеком, а коллегиально. Считается желательным, чтобы число принимающих участие в этом процессе лиц было от трех человек. Это могут быть специально назначенные сотрудники или комиссия  2, каждый при этом наделяется равными полномочиями, которые прекращаются после полного выполнения поручения и оформления акта. Полномочия могут предоставляться и по должности, прежде всего сотрудникам, осуществляющим контрольно-надзорную деятельность как во внешней среде, так и внутри организации (руководитель службы внутреннего контроля, заведующий архивом, начальник отдела кадров и т. п.) с целью оперативного документирования выявленных нарушений, фактов, фиксации результатов проверок;
  • для организации работы комиссии из числа ее членов назначается председатель, который по обычаю делового оборота имеет право решающего голоса в процессе оценки фактов, т. е. практически в акте фиксируется та оценка, которую четко формулирует председатель. Такая практика заимствована из деятельности постоянно действующих комиссий, которые создаются, как правило, в статусе коллегиальных совещательных органов;
  • поскольку факты устанавливаются коллегиально, в акте оформляются подписи всех участников, но каждый член комиссии имеет право на особое мнение, которое может быть оформлено:
    • на самом акте ниже подписи (см. Пример 7);
    • как самостоятельный документ, прилагающийся к акту (в форме служебной записки или документа с наименованием «особое мнение», «замечания», см. Пример 8). Он может быть также направлен непосредственно тому должностному лицу, на основании решения которого была создана данная комиссия;

  • в процессе работы специально образованной комиссии любой ее член (например, в порядке очередности) может документировать факты – ​для составления актов секретарь в комиссии, как правило, не назначается;
  • текст акта должен быть кратким и точным, при изложении текста не допускаются канцеляризмы («Мы, нижеподписавшиеся…», «…настоящий акт о следующем:» и др.);
  • результаты работы комиссии могут утверждаться руководителем, по поручению которого она работала. На основании коллегиально установленных фактов часто принимаются управленческие решения, которые фиксируются уже в последующих распорядительных документах.

Если говорить о разновидностях акта, то их множество. Коллегиально могут устанавливаться факты (события, действия), относящиеся как к основной деятельности организации (приемка-сдача основных средств, инвентаризация, прием-передача результатов исполнения договоров и т.п.), так и к оперативным вопросам (нарушение трудовой дисциплины конкретным работником, прием-передача документов и дел по должности и т.п.) 3.

В разных...

Вы видите 20% этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 300 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Оформляем приказы по требованиям ГОСТ

В статье анализируем правила оформления всех реквизитов приказа, которые заложены в ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендациях по его применению: с подсказками, какие из них выполнять не стоит и почему; что появилось нового, а что можно продолжать делать по старинке. Даем минимально необходимую классификацию приказов – ​как их разделять на документопотоки, чтобы обеспечить правильную регистрацию. Объясняем, какие шрифты теперь рекомендуется использовать и где их взять, с каким межстрочным интервалом печатать приказы.

Можно ли служебные записки оставлять без номера, указывая при этом дату составления? Видела, что так иногда поступают и с актами. Когда для актов это допустимо?

Передача дел при увольнении гендира

Первое лицо организации (обычно гендиректор) отвечает за весь ее документальный фонд, а в случае отсутствия определенных документов даже финансово и после увольнения. Потому, уходя с этого поста, ему важно доказать их наличие в организации. Новому руководству тоже нужно разобраться с получаемым «наследством». Этому поможет составление акта приема-передачи дел и документов. Объясним, как происходит процедура приема-передачи, как оформить акт и что в нем фиксировать, в т.ч. как отразить большой объем накопленных документов (в крупных организациях он обычно систематизирован) или наоборот – разрозненные «крохи» (что чаще происходит в небольших компаниях). Разберемся со сложным вопросом о том, насколько детально и индивидуально надо перечислять передаваемые документы, покажем, как можно охарактеризовать состояние документов. Инструкцию из этой статьи можно использовать для оформления передачи дел не только руководителем организации, но и другими топ-менеджерами компании и работниками ключевых позиций.

Гриф ограничения доступа к документу

Расскажем, какие виды тайн и вариации оформления грифа ограничения доступа к документу в законодательстве существуют. Как работодателю правильно использовать гриф «Коммерческая тайна», чтобы потом иметь реальную возможность уволить любого работника, разгласившего соответствующую конфиденциальную информацию. Почему нельзя использовать гриф «Персональные данные» и какую ограничительную надпись можно ставить на документы, содержащие персональные данные работников. Какие коллизии и упущения есть в нормативной базе, как не повторить ошибок, допущенных в примерах ГОСТ Р 7.0.97-2016. Нужно ли ставить гриф ограничения доступа не только на подписанных документах, но и на черновиках, проектах и сопроводительных документах. Почему важно указывать номер экземпляра. Как нанести гриф на электронный документ.

Оформляем приказы по требованиям ГОСТ

В статье анализируем правила оформления всех реквизитов приказа, которые заложены в ГОСТ Р 7.0.97-2016 и Методических рекомендациях по его применению: с подсказками, какие из них выполнять не стоит и почему; что появилось нового, а что можно продолжать делать по старинке. Даем минимально необходимую классификацию приказов – ​как их разделять на документопотоки, чтобы обеспечить правильную регистрацию. Объясняем, какие шрифты теперь рекомендуется использовать и где их взять, с каким межстрочным интервалом печатать приказы.

Можно ли служебные записки оставлять без номера, указывая при этом дату составления? Видела, что так иногда поступают и с актами. Когда для актов это допустимо?

Гриф ограничения доступа к документу

Расскажем, какие виды тайн и вариации оформления грифа ограничения доступа к документу в законодательстве существуют. Как работодателю правильно использовать гриф «Коммерческая тайна», чтобы потом иметь реальную возможность уволить любого работника, разгласившего соответствующую конфиденциальную информацию. Почему нельзя использовать гриф «Персональные данные» и какую ограничительную надпись можно ставить на документы, содержащие персональные данные работников. Какие коллизии и упущения есть в нормативной базе, как не повторить ошибок, допущенных в примерах ГОСТ Р 7.0.97-2016. Нужно ли ставить гриф ограничения доступа не только на подписанных документах, но и на черновиках, проектах и сопроводительных документах. Почему важно указывать номер экземпляра. Как нанести гриф на электронный документ.

Передача дел при увольнении гендира

Первое лицо организации (обычно гендиректор) отвечает за весь ее документальный фонд, а в случае отсутствия определенных документов даже финансово и после увольнения. Потому, уходя с этого поста, ему важно доказать их наличие в организации. Новому руководству тоже нужно разобраться с получаемым «наследством». Этому поможет составление акта приема-передачи дел и документов. Объясним, как происходит процедура приема-передачи, как оформить акт и что в нем фиксировать, в т.ч. как отразить большой объем накопленных документов (в крупных организациях он обычно систематизирован) или наоборот – разрозненные «крохи» (что чаще происходит в небольших компаниях). Разберемся со сложным вопросом о том, насколько детально и индивидуально надо перечислять передаваемые документы, покажем, как можно охарактеризовать состояние документов. Инструкцию из этой статьи можно использовать для оформления передачи дел не только руководителем организации, но и другими топ-менеджерами компании и работниками ключевых позиций.