Top.Mail.Ru
Если в компании большая текучка персонала, требуется постоянный приток новых сил, давно не удается найти нужного специалиста, организация обращается в кадровое агентство за помощью. Порой это бывает более выгодно, чем вводить в отдел кадров позицию менеджера по подбору персонала. Рассмотрим аспекты, которые следует учитывать при выборе агентства, заключении с ним договора, а также в процессе работы.

Компании нередко привлекают посредников для укомплектования своего штата. Малые и средние фирмы могут не иметь в отделе кадров менеджеров по персоналу и прибегают к услугам кадровых агентств. Крупные компании также могут привлекать посредников в связи со значительным внутренним спросом на специалистов, когда кадровая служба просто не успевает «пропустить через себя» всех кандидатов. Выходом из ситуации может стать обращение к специалистам, которые найдут работников, отвечающих требованиям заказчика. Рассмотрим, что ­необходимо учитывать при заключении договора с таким агентством.

В законодательстве нет специальных правил о договоре по поиску и привлечению персонала. Поэтому его правовую природу следует определять исходя из существа включенных в него обязательств. По условиям такого договора компания-заказчик привлекает исполнителя (кадровое агентство) для оказания услуг, связанных с поиском и привлечением ­работников в различные структурные подразделения заказчика ­(работодателя).

Эта конструкция отвечает признакам договора возмездного оказания услуг, нормы о котором содержатся в гл. 39 ГК РФ. Именно их и нужно применять. Кстати, чаще всего агентство предложит вам уже готовый типовой договор, поэтому перед подписанием надо не только внимательно его прочитать, но и при необходимости предложить свои поправки.

Требования к работникам

В предмет договора на поиск и привлечение работников входит поиск на рынке труда достойных кандидатов, отвечающих квалификационным требованиям, предъявляемым к работникам. Эти требования могут содержаться в квалификационных справочниках (см., например, Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37) или в кадровой документации самого работодателя.

Требования могут быть закреплены:

  • в самом договоре оказания услуг (если он заключается на поиск одного либо нескольких специалистов);
  • в заявках работодателя, которые направляются исполнителю (обычной почтой, «электронкой», по факсу, по телефону и т.п.).

Подача заявки

Перед тем как принять заявку, кадровое агентство должно удостовериться в том, что она исходит от уполномоченного представителя работодателя (например, представитель, подписавший заявку, имеет доверенность или указан в договоре, в приложениях к нему и т.д.). Иначе исполнитель рискует остаться без оплаты своих услуг, поскольку в этом случае доказать выполнение условий договора будет сложно.

Если заявка отправляется по электронной почте, то в договоре должны быть указаны соответствующие адреса каждой из сторон, а также сформулировано условие о возможности использования электронного документооборота. В противном случае суд также не примет никакие электронные доказательства, в частности, скриншоты страниц с почтовых ящиков (постановление ФАС Московского округа от 09.09.2013 по делу № А40-155303/12-1-659).

Подбор кандидатов

Стороны могут установить в договоре, что в обязанности агентства входит представление работодателю резюме кандидатов либо поиск и ­привлечение работников:

  • с определенным размером оплаты труда или без указания зарплаты;
  • с заключением трудового договора на неопределенный срок или срочного трудового договора;
  • для оформления в штат или для выполнения конкретной работы по гражданско-правовому договору.

Но для начала кадровое агентство обычно проводит предварительный опрос (собеседование) всех потенциальных кандидатов для сбора ­первичных данных. Он узнает информацию о:

  • возрасте;
  • образовании и стаже работы по специальности;
  • достижениях и успехах в работе;
  • деловых и личностных качествах (собирает отзывы с предыдущих мест работы и т.д.).

Последующее собеседование с кандидатами на замещение вакантных мест проводит непосредственно заказчик. Окончательное решение о кандидатах принимает именно он.

Непрофильные кандидаты

На практике возможна ситуация, когда предложенный кандидат на определенную вакансию не устроил заказчика и работу на соответствующей позиции он ему предложить не готов. В то же время работодатель хочет трудоустроить кандидата на другую работу в своей же компании. Получается, что кандидата нашел и привел исполнитель, однако, чтобы не остаться без заслуженного вознаграждения, ему следует специально оговорить данный вопрос в договоре с заказчиком.

В соглашении можно написать, что заказчик в случае приема предложенного исполнителем кандидата на указанную в заявке должность выплачивает ему вознаграждение в размере 10% от годовой оплаты такого работника, а при приеме на любую иную должность или при заключении гражданско-правового договора – 5% от размера платы за весь период действия такого договора.

К сведению

В договоре на поиск и привлечение работников стороны также могут оговорить обязанности исполнителя по однократной (или многократной) замене работника, если он по каким-то причинам не подошел заказчику, без взимания дополнительного вознаграждения (постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.12.2011 по делу № А56-6801/2011).

Работник уволен в период испытательного срока

Если работник уже после трудоустройства по каким-либо причинам не устроит заказчика или не выдержит испытательного срока, то у работодателя не возникает право требовать возврата уплаченного вознаграждения по договору. За подобные обстоятельства кадровое агентство не отвечает, поэтому возвращать деньги он не должен.

Вместе с тем в силу принципа свободы договора (ст. 421 ГК РФ) ничто не мешает сторонам установить в договоре, что в такой ситуации исполнитель производит замену работника без...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Правила уничтожения персональных данных

В каких ситуациях и в какие сроки необходимо уничтожать персональные данные? Каков порядок их уничтожения? Что будет за нарушения в этой сфере? Какие документы составить, чтобы соблюсти установленные действующими нормативными правовыми актами требования? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы. Даем готовые образцы приказа о создании постоянно действующей комиссии по уничтожению документов, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении неправомерно использованных персональных данных. Предлагаем формулировки для локального нормативного акта компании (о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений) и договоров с контрагентами (с обязательством уничтожить передаваемые по договору персданные в установленных случаях).

Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных

В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о представлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.