Top.Mail.Ru

Правила для особых категорий иностранцев: беженцев, переселенцев, высококвалифицированных специалистов

Какие правила действуют при трудоустройстве беженцев и вынужденных переселенцев? Приравнены ли соотечественники, проживающие за рубежом, и члены их семей к российским гражданам при приеме на работу? Какие особенности осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами – высококвалифицированными специалистами следует знать работодателям? Рассмотрим порядок оформления отношений с указанными сотрудниками, а также уведомления государственных органов.

Работодателю, прежде чем принять решение о приеме на работу иностранного гражданина, в первую очередь необходимо определиться со статусом привлекаемого иностранного работника, который подразумевает не только отличия в порядке оформления трудовых отношений, но и разные процедуры взаимодействия с государственными органами. Рассмотрим порядок оформления отношений с добровольными и вынужденными переселенцами, беженцами, а также высококвалифицированными специалистами.

Соотечественники

Участники государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом1 (далее – программа), и члены их семьи имеют право на получение разрешения на временное проживание без учета квоты, утвержденной Правительством РФ, вида на жительство и на приобретение гражданства РФ в упрощенном порядке.

Работодателю не нужно получать разрешение ФМС России на привлечение и использование иностранных работников – участников программы, а самим соотечественникам (иностранным гражданам) не требуется разрешение на работу (подп. 2 п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», далее – Закон № 115-ФЗ).

Следовательно, оформление на работу участника программы и члена его семьи должно происходить на тех же условиях, что и прием на работу российского гражданина (при наличии свидетельства участника программы). Поэтому нет необходимости уведомлять органы ФМС России и службу занятости населения о приеме на работу таких сотрудников или членов их семьи.

Беженцы и вынужденные переселенцы

Сразу следует отметить, что на основании Конвенции ООН от 28.07.1951 Российская Федерация предоставляет убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства, ищущим убежища на ее ­территории, в том ­числе за счет признания беженцем.

Порядок признания беженцем регулируется Федеральным законом от 19.02.1993 № 4528–1 «О беженцах» (далее – Закон о беженцах). Лицу старше 18 лет, признанному беженцем, в ФМС России выдается удостоверение беженца2, которое является также документом, удостоверяющим личность владельца, и дает право на нахождение в РФ (ст. 3 Закона о беженцах). Документ выдается на срок признания его владельца беженцем, но не более чем на три года, продление – не более чем на год (п. 3 Положения об оформлении, выдаче и обмене удостоверения беженца, ­утвержденное Постановлением № 356).

Бывает, иностранцам отказывают в праве признания их беженцами, но им может быть предоставлено временное убежище – возможность временно пребывать на территории РФ (п. 2 ст. 12 Закона о беженцах, постановление Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 № 274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской ­Федерации», далее – Постановление № 274).

Если иностранный гражданин получает временное убежище и проходит обязательное медицинское освидетельствование, ФМС России выдает ему свидетельство установленной формы3, которое является документом, удостоверяющим личность его владельца на территории нашей страны (п. 3 ст. 12 Закона о беженцах, ­Постановление № 274).

Временное убежище предоставляется на срок до одного года, продление срока на каждый последующий год осуществляется решением ФМС России (п. 12 Порядка предоставления временного убежища на ­территории РФ, утвержденного Постановлением № 274).

К сведению

Обратите внимание, что национальные документы иностранного гражданина, получившего статус беженца или временное убежище (паспорт и (или) другие документы, удостоверяющие личность), в обязательном порядке сдаются им на хранение в ФМС России. Поэтому при трудоустройстве на работу работодатели не ­вправе требовать их для предъявления.

В мае этого года были внесены изменения, согласно которым лица, получившие статус беженца или временное убежище в РФ, могут работать без получения разрешения на работу на территории РФ (подп. 11-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). По сути, правила приема на работу для них те же, что и для иностранцев, прибывших в РФ в порядке, не требующем получения визы (п. 4.5 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). Поэтому, например, в отношении граждан Украины работодателю для приема их на работу разрешение на привлечение и использование иностранных работников не требуется.

Соответственно, если иностранные граждане имеют право трудоустраиваться на территории РФ без получения специального разрешения, работодатель не обязан уведомлять ФМС России и службу занятости о приеме на работу иностранцев. В нашем случае – беженцев и ­иностранных граждан, получивших временное убежище.

Пример 1

Работодатель намерен трудоустроить на работу двух граждан Украины, имеющих разный правовой статус. Рассмотрим, как в данной ситуации соблюсти процедуру приема в соответствии с законодательством.

В первом случае гражданин Украины имеет статус беженца, подтвержденный соответствующим удостоверением. Поэтому разрешение на работу при трудоустройстве ему не нужно, так же, как и работодателю – разрешение о привлечении и использовании иностранных работников. Аналогично поступают и в отношении участников программы добровольного переселения (при наличии соответствующего свидетельства), а также граждан, имеющих разрешение на временное проживание или вид на жительство. При отсутствии таких статусов иностранный работник будет вынужден либо ­подождать с трудоустройством, либо оформить разрешение на работу.

Во втором случае гражданин Украины имеет только разрешение на временное пребывание на территории РФ. Поэтому прием его на работу проводится в порядке, предусмотренном для временно пребывающих безвизовых иностранных граждан (с предъявлением миграционной карты). Необходимым условием для оформления трудовых отношений будет являться наличие у гражданина Украины разрешения на работу.

Уведомить ФМС России и службу занятости следует в случаях, когда правовой статус гражданина Украины не позволяет ему трудоустроиться без получения ­специального разрешения.

Уведомление налоговой инспекции

Что же касается уведомления налоговой службы, то однозначного ответа на этот вопрос действующее законодательство, к сожалению, не содержит. С одной стороны, требование об извещении в данном случае налогового органа ст. 13.1 Закона № 115-ФЗ не установлено. Кроме того, на беженцев и иностранных граждан, получивших временное убежище, порядок привлечения и использования иностранных сотрудников не распространяется (подп. 11-12 п. 4 ст. 13 Закона № 115-ФЗ). ­Напрашивается вывод, что налоговый орган уведомлять не нужно.

С другой стороны, обязанность по уведомлению налогового органа о привлечении к трудовой деятельности иностранного гражданина возложена на работодателя независимо от того, в визовом или безвизовом порядке прибыл работник в РФ. Кроме того, п. 4 ч. 8 ст. 18 Закона № ­115-ФЗ не содержит условий, при которых уведомлять налоговое ведомство не нужно. Тогда, принимая во внимание, что независимо от статуса такие работники все же являются иностранными гражданами, ­можно сделать вывод, что уведомление необходимо.

С учетом того, что ситуация носит спорный характер и не получила официального разъяснения, а за не уведомление налоговой инспекции...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 700 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Неполное рабочее время по инициативе работодателя

В каких случаях работодатель может вводить режим неполного рабочего времени по своей инициативе? Какие плюсы и минусы есть у этого режима, какие условия необходимо соблюсти и каких подводных камней стоит опасаться? Стоит ли вводить в организации режим неполного рабочего времени в сложной финансово-экономической ситуации или лучше сразу готовиться к сокращению штата и численности работников? Какие документы оформить и что учесть при увольнении работников, которые отказались перейти на режим неполного рабочего времени? Отвечаем на эти и сопутствующие вопросы, приводим готовые образцы документов: приказа о введении режима неполного рабочего времени по инициативе работодателя в целях сохранения рабочих мест и уведомления работнику о введении такого режима, дополнительного соглашения к трудовому договору с работником об изменении режима труда и отдыха, а также связанных с этим других условий труда.

Организация воинского учета в вопросах и ответах

Отвечаем на вопросы читателей журнала. Надо ли только что зарегистрированной организации встать на учет в военкомат? А если в организации нет военнообязанных работников? Какой штраф предусмотрен за то, что организация не встала на воинский учет и какой срок давности привлечения к ответственности? Как назначить ответственное за воинский учет лицо? Какие документы должны быть в компании по ведению воинского учета? Нужно ли вести воинский учет внешних совместителей? Какие сведения и когда необходимо подавать в военкомат? Как оформить отсутствие работника в связи с его призывом на сборы и вызовом в военкомат? Сможете воспользоваться нашими образцами: заполнения раздела «Сведения о воинском учете» карточки по форме № 10, приказа об организации воинского учета граждан (и назначении ответственного лица за воинский учет), акта приема-передачи документов по воинскому учету, заявления об освобождении от работы в связи с повесткой из военкомата, приказа об освобождении сотрудника от работы для явки в военный комиссариат.

Особенности расследования профзаболевания

Как необходимо расследовать обстоятельства и причины возникновения у работников профессиональных заболеваний, чтобы избежать проблем с контролерами. В какие сроки надо уложиться. Даем готовые образцы оформления приказа о создании комиссии по расследованию профессионального заболевания, акта о случае профессионального заболевания.

Что Роскомнадзор проверит в первую очередь и за что накажет

Ответственность за обработку персональных данных с нарушениями продолжает ужесточаться. С 30.05.2025 за повторные нарушения по некоторым статьям начнут взыскивать оборотные штрафы. Автор анализирует три основных требования к работодателям, которые необходимо выполнить в первую очередь при обработке персданных работников и клиентов (уведомление Роскомнадзора, назначение ответственного лица, утверждение политики обработки персональных данных), а также последствия их несоблюдения. Объясняет, как правильно выполнить такие требования (с образцами документов и конкретных формулировок), на основе собственного опыта и разъяснений Роскомнадзора. Показывает судебную практику, которая «подсвечивает» узкие места.

Льготы участникам СВО и членам их семей

За период с 24.02.2022 принято беспрецедентное количество федеральных и региональных нормативных правовых актов, направленных на поддержку участников специальной военной операции (СВО) и членов их семей. Им предоставляются финансовые и социальные льготы, кредитные каникулы, а бизнес призванного на службу официально освобожден от проверок, продлены сроки уплаты налогов и сдачи отчетности до окончания службы. Причем разным участникам СВО (мобилизованным в рамках частичной мобилизации, служащим по контракту, добровольцам) полагаются различные по содержанию льготы. Рассказываем, на что именно могут претендовать они, их родственники и при каких условиях. Приводим основные льготы, касающиеся различных выплат, трудовых гарантий, налогообложения, судопроизводства и пр.

Длительный прогул: сложности увольнения

Практически каждый работодатель рано или поздно сталкивается с ситуацией, когда кто-либо из сотрудников вдруг, без каких-либо предупреждений, не выходит на работу. Это настоящая головная боль для кадровой службы: упорно ждать выхода на работу пропавшего сотрудника или искать на его место нового, увольнять отсутствующего работника за прогул или ждать более года и признавать его безвестно отсутствующим? И это далеко не полный перечень вопросов, которые возникают перед кадровиком в подобной ситуации. Только четкое соблюдение всех требований трудового законодательства позволяет грамотно и с наименьшими материальными затратами решить проблему.

Сверхурочная работа и работа в выходные дни: проблемы применения законодательства

Рассмотрены коллизионные вопросы, связанные с оплатой, а также ограничением по количеству часов сверхурочной работы и работы в выходные дни. На конкретных примерах показано, как вычислить размер заработной платы сотрудника при суммированном учете рабочего времени в случае, если он ­работал сверхурочно.

Если совместительство становится основным местом работы: позиция Роструда

Зачастую работа по совместительству становится для сотрудника основной. При этом кадровики чаще всего в данной ситуации производят оформление посредством перевода, дополнительного соглашения либо через увольнение работника. В статье рассматривается правомерность вышеуказанных процедур. Кроме того, автор пытается найти ответы на следующие вопросы: что же такое совместительство – вид трудового договора либо его условие, кто вправе делать запись о совместительстве, возможна ли автоматическая трансформация совместительства в основное место работы?