Top.Mail.Ru

Новые правила для соцсетей

С 1 февраля 2021 года вступает в силу новая статья 10.6 «Особенности распространения информации в социальных сетях» в Федеральном законе от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон)1.

Из пояснительной записки к законопроекту: «Роль социальных сетей в современном мире велика и постоянно возрастает. Избирательные кампании, прошедшие в недавнее время в ряде иностранных государств, показали, что социальные сети в сравнении с традиционными источниками получения информации играют в информировании общества сопоставимую, а в отдельных случаях даже превосходящую, роль. Аналогичную по значимости роль сыграли социальные сети и во всех известных за последнее время внутригосударственных и международных конфликтах. Кроме того... социальные сети являются основным средством, повышающим трансграничность и дислокальность обмена информации... на практике делающим ее доступной для миллионов пользователей... В этой связи, исключительно важно сохранить информационную функцию социальных сетей, но при этом не допустить их использование в противоправных целях».

Нововведения коснутся крупных соцсетей, доступ к которым в течение суток составляет более 500 тыс. пользователей сети Интернет, находящихся на территории России.

Изменений много, приведем самые яркие из них (ст. 10.6):

  • владелец соцсети обязан, в частности, не допускать использования своего сайта для распространения:
    • сведений, составляющих охраняемую законом тайну (в т.ч. гостайну);
    • экстремистских материалов, в т.ч. содержащих публичные призывы к террористической деятельности;
    • материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, содержащих нецензурную брань;
    • информации с целью опорочить организацию, гражданина или отдельные категории граждан (в т.ч. честь, достоинство и деловую репутацию) и др.;
  • а для этого, среди прочего, владелец должен осуществлять мониторинг своей соцсети в целях выявления запрещенной информации и ограничить к ней доступ немедленно после обнаружения. Если он сомневается в ее квалификации как запрещенной, то обязан не позднее суток направить ее на рассмотрение в Роскомнадзор;
  • появился и механизм защиты пользователей от незаконных блокировок в соцсети: пользователь соцсети, в отношении информации которого приняты меры по ограничению доступа владельцем соцсети, вправе обратиться к тому с жалобой на это решение. Владелец обязан рассмотреть такую жалобу и направить ответ пользователю в течение 3 дней со дня ее поступления. В случае несогласия с ответом, пользователь вправе обратиться с заявлением в Роскомнадзор об отмене мер по ограничению доступа к информации пользователя;
  • владелец соцсети обязан уведомлять пользователя соцсети о принятых мерах по ограничению доступа к его информации, а также об основаниях такого ограничения;
  • владелец соцсети обязан разместить в ней:
    • адрес электронной почты для направления ему юридически значимых сообщений, свои фамилию и инициалы (для физлица) или наименование (для юрлица), а также электронную форму для направления обращений о незаконно распространяемой информации;
    • ежегодно размещать отчет о результатах рассмотрения обращений и мониторинга;
    • документ, устанавливающий Правила использования социальной сети (что в нем должно быть отражено, Закон тоже регулирует).

Обратите внимание: просто обращение пользователя владелец соцсети должен рассмотреть в течение 30 дней, а вот жалобу на ограничения – в течение 3 дней со дня поступления. Это создает условия для дополнительного давления на владельцев соцсетей и возможность оперативно обратиться с жалобой на нарушения не только в Роскомнадзор, но и в прокуратуру.

Статья 17 Закона дополнена частью 5, которая позволяет «обиженным» в судебном порядке подавать иск на владельца соцсети «о возмещении убытков, компенсации морального вреда, защите чести, достоинства и деловой репутации».

Сноски 1

  1. Изменения внес Федеральный закон от 30.12.2020 № 530-ФЗ. Вернуться назад
Оценить новость
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Каково наказание за отсутствие заявлений на отпуск и графика отпусков?

Очередные отпуска предоставляются работникам на основании приказов, оформляемых не позднее 14 календарных дней до даты предоставления отпуска. В приказе работник расписывается в графе «с приказом ознакомлен», проставляет дату ознакомления (дату приказа). Заявления о предоставлении отпусков работники у нас не пишут. Каковы правовые последствия отсутствия заявлений на отпуск и графика отпусков?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?