Top.Mail.Ru

«Общество с ограниченной ответственностью» пишется с маленькой или большой буквы?

Вопрос
Почему в тексте документов слова «общество с ограниченной ответственно стью» или «акционерное общество» в составе полного наименования организации должны писаться с маленькой буквы? Например, «…направили в общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”…». И почему в большинстве случаев мы видим написание с заглавной буквы? Например, «…направили в Общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”…».
Отвечает

По общим правилам русского языка организационно-правовая форма является родовым наименованием, которое пишется со строчной буквы. Поэтому письмо вы «направили в общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”», в газетах и иных СМИ «общество» будет писаться со строчной буквы.

Но если окажется, что в уставе общества «Дубрава» полное наименование зафиксировано с прописной буквы «О» в наименовании организационно-правовой формы (что до сих пор может встретиться в организациях, имеющих историю), то вам логичнее было бы «письмо направить в Общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”» и договор заключить с Обществом. Однако ответьте честно на вопрос: много ли вы читали уставов тех организаций, с которыми ведете переписку и оформляете иные документы?

При составлении и оформлении управленческих документов мы используем языковые средства делового стиля русского литературного языка и учитываем экстралингвистические факторы. Одним из главных факторов является унификация документов и их реквизитов, а далее – их атрибутов и метаданных. Например, ГОСТ Р 7.0.97-2016 предусматривает, что все текстовые реквизиты должны оформляться с первой прописной буквы. Поэтому на бланке организации – автора документа вы увидите полное наименование «Общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”», в реквизите «адресат» вы укажете «Общество с ограниченной ответственностью “Дубрава”» и т.п.

Для документа важна быстрота понимания и выполнения изложенных в нем управленческих решений, а этому способствует их заметность в тексте и ясность. Поэтому сложилась относительно новая практика, когда в управленческих документах с первой прописной буквы пишутся наименования субъектов и объектов управленческих решений и действий:

  • организаций-контрагентов,
  • структурных подразделений (Управление делами, Департамент кадровой политики и т.п.),
  • должностей (Генеральный директор, Главный инженер и т.п.),
  • видов документов, имеющих принципиальное и стратегическое значение (Учетная политика в целях бухгалтерского и налогового учета на 2025 год; Политика управления персоналом; Положение об обработке и защите персональных данных и т.п.).

Соответствующие текстовые правила и примеры их применения обычно закрепляются в Инструкции по делопроизводству или регламентах издания документов того или иного вида.

К сожалению, документная лингвистика как одно из научных направлений в настоящее время практически не развивается, поэтому сейчас мы не можем дать вам ссылку на актуальный учебник или компетентное практическое пособие.

Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Общее собрание акционеров: обновление правил подготовки, проведения, документирования

С 1 марта 2025 года вступила в силу очередная порция изменений в закон об АО. Объясняем, как изменилась терминология, которой теперь надо пользоваться при составлении документов. Как изменились полномочия органов управления АО. Как подготовить годовое заседание общего собрания акционеров. Что потребуется для дистанционного участия в заседании. Порядок голосования и использования бюллетеней. Обновленные правила оформления протокола заседания общего собрания акционеров и его образец. Пример требования акционера о проведении внеочередного заседания общего собрания акционеров.

Документируем по-новому решения общего собрания участников ООО

Какие изменения необходимо учесть при документировании решений общих собраний участников ООО с 01.03.2025. Какие формулировки теперь следует использовать. Какие изменения надо вносить в документы, связанные с проведением заседания или заочного голосования на общих собраниях участников. Приводим примеры оформления 5 протоколов по итогам общего собрания для разных ситуаций: с дистанционным участием некоторых лиц; с дистанционным участием всех; дистанционного заседания, признанного несостоявшимся из-за технических неполадок; только с заочным голосованием; заседания с очно-заочным голосованием.

Новшества Закона об АО о документировании дистанционного участия в заседании общего собрания

Какие требования появились к проведению заседания общего собрания акционеров с дистанционным участием: кто его может проводить, какие функциональные возможности должны быть у технических средств для их проведения, как хранить записи трансляции заседания.

Гиперссылка как инструмент навигации по нормативным документам организации

Показываем, как создать оглавление в начале локального нормативного акта в виде системы гиперссылок, чтобы пользователи потом, нажимая на нужный раздел, могли сразу «перелетать» на него. Вы сможете установить отдельные гиперссылки внутри вордовского файла на любые его фрагменты, а также настраивать их на внешние ресурсы: файлы, веб-сайты, электронную почту. В каком формате лучше размещать итоговый нормативный документ для использования работниками организации.

В каком порядке указывать должность, ученую степень и звание, ФИО?

В какой последовательности необходимо указывать в организационно-правовых документах должность, ученую степень, ученое звание, фамилию и инициалы? Есть ли правила?

Склонение фамилий, которые оканчиваются на согласный

Просим разъяснить, склоняется ли фамилия РачЁк? Носитель утверждает, что не склоняется. Чем можно аргументировать?

«Представляем» или «предоставляем» информацию, документы

Как правильно писать: «представляем информацию» или «предоставляем информацию» по запросу; «представляем документы» или «предоставляем» их?

Распространенные ошибки в оформлении текстов документов (часть 2)

Во второй части статьи читайте ответы на следующие вопросы: как оформлять абзацы? надо ли писать в конце письма «С уважением,» и можно ли это делать от руки? в каких документах принято оформлять этикетную рамку? в каких случаях «Вы» и «Ваш» пишется с заглавной буквы, а в каких со строчной? что пишется с заглавной и что со строчной буквы в названиях организаций, праздников и массовых мероприятий? В этих вопросах часто ошибаются исполнители при оформлении текстов документов, поэтому наши наглядные разъяснения с примерами вы можете включить в программу обучения для сотрудников вашей организации, в методички и памятки для них... и для себя :)