С кем необходимо согласовывать номенклатуру дел?

Вопрос
Обязательно ли государственному бюджетному учреждению (ГБУ) согласовывать номенклатуру дел с ЦЭПК Росархива?
Отвечает

Очень интересно, что вы обратили внимание на деятельность экспертно-проверочных комиссий (ЭПК). Действительно, п. 11 архивных Правил 2023 года1 предусматривает согласование номенклатуры дел с ЭПК архивного учреждения.

Но у ЦЭПК при Росархиве совершенно другие полномочия по отношению к экспертизе ценности документов в организациях (см. Положение о Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве, утв. приказом Росархива от 08.11.2019 № 173). Вас могут заинтересовать функции ЦЭПК:

  • о вынесении мотивированных решений по научно-методическим и практическим вопросам экспертизы ценности (п. 5.2), в т.ч.:
    • по установлению / изменению сроков хранения документов, не предусмотренных действующими перечнями, (п. 5.4 е)) и
    • методической помощи экспертно-проверочным (ЭПК), центральным экспертным (ЦЭК) и экспертным комиссиям (ЭК) (п. 5.3);
  • по согласованию проектов примерных номенклатур дел, которые разработывают федеральные органы государственной власти для своих территориальных органов и подведомственных организаций (п. 5.4 в)).

Однако проекты конкретных номенклатур дел конкретных организаций ЦЭПК не рассматривает и не согласовывает даже в рамках методической помощи. Положением о ЦЭПК это не предусмотрено.

При разработке номенклатуры дел, т.е. на первом этапе экспертизы ценности документов, в настоящее время специалисты используют уже сложившуюся систему типовых и ведомственных перечней документов со сроками хранения, а также примерные номенклатуры дел. Это существенно снижает количество спорных вопросов по срокам хранения документов у организаций, сейчас они практически не возникают.

А согласование номенклатуры дел необходимо провести:

  • прежде всего с архивом и экспертной комиссией вашего ГБУ (оформить дату и номер протокола заседания);
  • если в структуре государственного органа – учредителя вашего ГБУ образована центральная экспертная комиссия (ЦЭК), то проект номенклатуры дел необходимо будет согласовать и с ней;
  • в формулировке вопроса не указан статус и управленческий уровень подчиненности вашего ГБУ. Поэтому проект номенклатуры дел, особенно в случае ее существенного пересмотра или с периодичностью 1 раз в 5 лет, ГБУ – источник комплектования прежде всего направляет на согласование ЭПК (или ЭПМК, т.е. экспертно-проверочной методической комиссией) государственного архива (федерального уровня или уровня субъекта Российской Федерации) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела, который может быть учредителем государственного архива в субъекте Российской Федерации.

Рекомендуем службе делопроизводства, архиву и экспертной комиссии ГБУ – источника комплектования поддерживать более тесные связи со своим куратором от государственного архива или уполномоченного архивного органа.

А систему экспертных органов вы можете детально изучить на основе положений о них:

  • Положение о Центральной экспертно-проверочной комиссии при Федеральном архивном агентстве (утв. приказом Росархива от 08.11.2019 № 173) – ЦЭПК решает все научные, методические и практические вопросы экспертизы ценности документов;
  • Примерное положение об экспертно-проверочной комиссии федерального государственного архива (утв. приказом Росархива от 13.06.2018 № 62) – ЭПК согласовывает номенклатуры дел своих источников комплектования;
  • Примерное положение об экспертно-проверочной комиссии уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере архивного дела (утв. приказом Росархива от 13.06.2018 № 63) – ЭПК согласовывает примерные и конкретные номенклатуры дел своих источников комплектования;
  • Примерное положение об экспертной комиссии организации (утв. приказом Росархива от 11.04.2018 № 43) – на основе примерного положения каждая организация разрабатывает свое Положение об ЭК, ЭК согласовывает проекты номенклатур дел своей организации и возможные дополнения к ней.

Сноски 1

  1. Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях (утв. приказом Росархива от 31.07.2023 № 77). Вернуться назад
Оценить вопрос
s
В избранное

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Распространенные ошибки в номенклатуре дел

Эта статья поможет вам проверить себя и вовремя скорректировать работу. Рассматриваем не только простые случаи (которые большинство понимает правильно), но и более «заковыристые». Кому можно не вести номенклатуру дел? Как правильно оформлять заголовки дел и наименования разделов? Как предусмотреть резервные номера? Как отражать в графе 3 и суммировать в итоговой записи количество образовавшихся за год единиц хранения (с бумажными и электронными документами, переходящих и гибридных дел)? И многое другое. Больше всего путаницы возникает при определении сроков хранения и ссылках на их основания. Мы показали, какие ситуации в типовом Перечне какие возможности дают организации, как сделанный ею выбор надо отразить и аргументировать в номенклатуре дел. Как ссылаться на сроки, установленные другими нормативными актами, на решения ЭК организации, на статьи, пункты и примечания типового Перечня. Кто и на каком основании может сократить постоянный срок хранения типового Перечня до 10 лет (или более) в своей номенклатуре дел.

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений

Кто должен разрабатывать номенклатуры дел структурных подразделений и сводную по организации? Какое распределение обязанностей предусмотрено в нормативных актах Росархива. И что делать, если руководитель вашей организации требует от службы делопроизводства разработать номенклатуру делдля (и за) всех подразделений. Поводом для статьи стал вопрос подписчика. Объясняем, как организовать работу так, чтобы не пугать подразделения требованием разработать свои номенклатуры дел, но при этом получить необходимую информацию для составления сводной номенклатуры. Показываем алгоритм действий, аргументы для руководства, примеры приказа о разработке номенклатуры дел на следующий год.

Подлинники, копии, дубликаты – что и как отражать в номенклатуре дел?

В номенклатуру дел наряду с подлинниками включены и вторые экземпляры документов. Как правильно отразить их в номенклатуре и как определить срок хранения таких документов? Например, по итогам года обнаружили несколько штатных расписаний.

Должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре и описи?

В итоговой записи к номенклатуре указано, сколько дел постоянного хранения образовано в истекшем году. Но в архив организации поступило дел больше, чем указано в итоговой записи. Возможна ли ситуация наоборот: в архив поступает меньше дел, чем указано в итоговой записи к номенклатуре? В принципе, должно ли совпадать количество дел постоянного хранения в номенклатуре дел и в описи за один и тот же год?

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Распространенные ошибки в номенклатуре дел

Эта статья поможет вам проверить себя и вовремя скорректировать работу. Рассматриваем не только простые случаи (которые большинство понимает правильно), но и более «заковыристые». Кому можно не вести номенклатуру дел? Как правильно оформлять заголовки дел и наименования разделов? Как предусмотреть резервные номера? Как отражать в графе 3 и суммировать в итоговой записи количество образовавшихся за год единиц хранения (с бумажными и электронными документами, переходящих и гибридных дел)? И многое другое. Больше всего путаницы возникает при определении сроков хранения и ссылках на их основания. Мы показали, какие ситуации в типовом Перечне какие возможности дают организации, как сделанный ею выбор надо отразить и аргументировать в номенклатуре дел. Как ссылаться на сроки, установленные другими нормативными актами, на решения ЭК организации, на статьи, пункты и примечания типового Перечня. Кто и на каком основании может сократить постоянный срок хранения типового Перечня до 10 лет (или более) в своей номенклатуре дел.

Конфиденциальные документы в номенклатуре дел

Как отразить документы с ограниченным доступом в номенклатуре дел? Если их очень мало или среднее количество, то их можно по-разному включить в обычную номенклатуру дел. Но когда их становится много, то пора разрабатывать ­отдельную номенклатуру. В статье мы показали все три варианта.

Составляем номенклатуру дел кадровой службы

Зачем нужны номенклатуры дел организации и ее структурных подразделений. Кто разрабатывает и подписывает номенклатуру подразделения. По какой форме ее составлять и как можно оптимизировать. Какие дела стоит завести для формирования в них приказов по личному составу (т.е. нельзя их все собирать в 1 дело). Сколько и где хранить документы-основания к ним (возможны варианты). Как срок «50/75 лет ЭПК» из Перечня 2019 года трансформировать в более конкретный в номенклатуре дел кадровой службы. Сколько хранить копии документов, журналы регистрации приказов, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей к ним. Как разбить номенклатуру дел на разделы. Какова последовательность расположения документов кадровой службы. Зачем в конце каждого раздела предусматривать хотя бы одну пустую строку. Приводим пример номенклатуры дел кадровой службы.